УИД: 51RS0003-01-2021-000488-94
Дело № 2а-952/2021
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2021 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Тищенко Г.Н.,
при секретаре Волкогоновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области (далее МИФНС России № 9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 в лице законных представителей ФИО, ФИО о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что несовершеннолетней ФИО исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 75 рублей, за 2016 год в размере 905 рублей, за 2017 год в размере 982 рубля, за 2018 год в размере 1058 рублей. Ответчику направлены налоговые уведомления от 30.08.2017 № о начислении налога за 2015 и 2016 год в размере 75 рублей и 905 рублей, от 23.06.2018 № о начислении налога за 2017 год в размере 982 рубля, от 22.08.2019 № о начислении налога за 2018 год в размере 1058 рублей. В связи с неоплатой административным ответчиком обязательных платежей, инспекцией в адрес административного ответчика направлены требования № от 21.12.2017 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год и 2016 год, № от 26.12.2018 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, № от 11.12.2019 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год. В установленные требованиями сроки, административный ответчик добровольно свою обязанность по уплате налога не исполнил. Требования до настоящего времени не исполнены. На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом на сумму задолженности начислены пени за неуплату налога на имущество физических лиц в размере 6 рублей 90 копеек.
Просит взыскать с ФИО2 в лице законных представителей ФИО, ФИО задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015-2018 года в размере 3 020 рублей, пени в размере 6 рублей 90 копеек.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО, а также законные представители в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый должен уплачивать законно установленные налоги и сборы, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Решение Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 № 3-37 «Об установлении на территории муниципального образования город Мурманск налога на имущество физических лиц и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска» установлено, что ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования составляют: до 300000 рублей (включительно) – 0,1%; свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) – 0,3%; свыше 500000 рублей – 0,45%.
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Законом Мурманской области от 18.11.2016 № 2057-01-ЗМО «Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
Судом установлено, что ФИО на основании налогового уведомления № от 30 августа 2017 года исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год и 2016 год по объекту налогообложения - квартира, расположенная по адресу: <адрес> размере 75 рублей (2015 год) и 905 рублей (2016 год), со сроком уплаты позднее 01 декабря 2017 года (л.д. 24-25).
На основании налогового уведомления № от 23 июня 2018 года ФИО исчислен налог на имущество физических лиц за 2017 год по объекту налогообложения - квартира, расположенная по адресу: <адрес> размере 982 рубля, со сроком уплаты позднее 03 декабря 2018 года (л.д. 52-53).
На основании налогового уведомления № от 22 августа 2019 года ФИО исчислен налог на имущество физических лиц за 2018 год по объекту налогообложения - квартира, расположенная по адресу: <адрес> размере 1 058 рублей со сроком уплаты позднее 02 декабря 2019 года (л.д. 29-30).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО в период с 26.11.2015 по настоящее время является долевым собственником в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Таким образом, принимая во внимание, что административный ответчик в налоговые периоды 2015, 2016, 2017, 2018 являлся налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, с ФИО подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц в сумме 3 020 рублей (75 руб.+905 руб.+982 руб.+1058 руб.).
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в налоговом уведомлении.
Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае просрочки исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки начисляется пеня.
Из материалов дела следует, что в связи с отсутствием налоговых поступлений за 2015 год и 2016 год год в адрес административного ответчика направлено требование от 21.12.2017 № о погашении задолженности по оплате налога на имущество физических лиц в размере 980 рублей, пени в размере 5 рублей 07 копеек со сроком исполнения до 30 января 2018 года (л.д. 26-25).
В связи с отсутствием налоговых поступлений за 2017 год в адрес административного ответчика направлено требование от 26.12.2018 № о погашении задолженности по оплате налога на имущество физических лиц в размере 982 рубля со сроком исполнения до 05 февраля 2019 года (л.д. 54-55).
В связи с отсутствием налоговых поступлений за 2018 год в адрес административного ответчика направлено требование от 11.12.2019 № о погашении задолженности по оплате налога на имущество физических лиц в размере 1058 рублей, пени в размере 1 рубль 83 копейки со сроком исполнения до 18 февраля 2020 года (л.д. 31-32).
Принимая во внимание, что административный ответчик ФИО, являясь плательщиком налога на имущество физических лиц, на момент рассмотрения дела имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015-2018 года в сумме 3 020 рублей, доказательств отсутствия данной задолженности не привела, обратного суду не представила, суд находит исковые требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Определяя порядок взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени, суд исходит из следующего.
В силу положений статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
Из материалов дела следует, что ФИО родилась ДД.ММ.ГГГГ года в городе Мурманске, законными представителями являются ФИО1 (мать), ФИО (отец) (л.д. 22).
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент образования задолженности ФИО не достигла возраста 14 лет, то есть не приобрела полной дееспособности, законным представителем несовершеннолетнего налогоплательщика являются мать – ФИО и отец – ФИО, суд взыскивает с ФИО2 в лице законных представителей ФИО, ФИО задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015-2018 года в размере 3 020 рублей, а также пени в размере 6 рублей 90 копеек.
Относительно довода административного истца о пропуске срока на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и восстановлении пропущенного процессуального срока, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 09.11.2020 N 368-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование от 21.12.2017 № о погашении налоговой задолженности за 2015 год и 2016 год со сроком исполнения до 30 января 2018 года.
Таким образом, установленный законом трехлетний срок оканчивается 30 января 2021 года (30.01.2018+3 года).
В пределах трехлетнего срока в адрес административного ответчика направлено требование № от 11.12.2019 о погашении налоговой задолженности за 2018 год в размере 1 058 рублей в срок до 18.02.2020, в связи с чем общая сумма, подлежащая оплате на основании выставленных требований, составляет сумму 3 020 рублей (75 руб.+905 руб.+982 руб.+1058 руб.), то есть более 3 000 рублей.
При указанных обстоятельствах срок обращения в суд для налогового органа истекал 18 августа 2020 года (18.02.2020 года +6 месяцев), в то время как с настоящим административным исковым заявлением Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области обратилась 19 января 2021 года, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Вместе с тем, принимая во внимание факт обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, определением которого от 09 ноября 2020 года в принятии заявления отказано в связи с наличием спора о праве, учитывая истечение срока на обращение в суд за защитой своего права в период после вынесения определения о возврате заявления о вынесении судебного приказа, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с административным иском и восстанавливает данный срок.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить.
Взыскать с ФИО, ФИО как законных представителей ФИО2, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску задолженность по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2015-2018 годов в размере 3 020 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 6 рублей 90 копеек, а всего взыскать 3 026 рублей 90 копеек.
Взыскать с ФИО, ФИО как законных представителей ФИО2 государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманск в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.Н. Тищенко