Дело №2-1108/2017 Председательствующий - судья Борлаков М.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3861/2017
г.Брянск 21 ноября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей Алейниковой С.А., Маклашова В.И.,
при секретаре Савиной М.Г.,
с участием прокурора Пахомовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Управления лесами Брянской области Пафнутьева О.Б., представителя Федерального агентства лесного хозяйства Жариковой И.Е. на решение Советского районного суда г.Брянска от 14 апреля 2017 года по делу по иску Брянского природоохранного прокурора к Управлению лесами Брянской области, Федеральному Агентству лесного хозяйства о понуждении организовать и провести лесоустройство.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения представителя Управления лесами Брянской области Пафнутьева О.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Брянский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Управлению лесами Брянской области, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки установлено, что органами государственной власти Российской Федерации и Брянской области не в полной мере принимаются меры по осуществлению организации и проведению лесоустройства на земельных участках государственного лесного фонда на территории Брянской области, а также кадастрового учета данных земельных участков: площадь лесного фонда Брянской области составляем 1 208 685 га, однако в государственный кадастр недвижимости в настоящее время внесены сведения лишь в отношении 901 746 га участков государственного лесного фонда; в отношении 306 939 га сведения в государственный кадастр недвижимости внесены без определения границ (ГКУ Брянской области «Дятьковское лесничество» (105 698 га), ГКУ Брянской области «Дубровское лесничество» (51 774 га), ГКУ Брянской области «Севское лесничество» (25 744 га), ГКУ Брянской области «Унечское лесничество» (83 716 га) и ранее находившиеся в ведении филиалов ГУ «Брянсклес»: Брасовское (11 743 га), Суземское (18 968 га), Почепское (9 296 га)).
В связи с чем, Брянский природоохранный прокурор просил суд:
- обязать Управление лесами Брянской области организовать и провести лесоустройство по тем лесничествам, где срок таксации составляет более 10 лет: участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Брасовское лесничество» - 11 300 га; участки лесного фонда государственного каченного учреждения Брянской области «Брянское лесничество» - 36 400 га: участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Выгоничское лесничество» - 27 000 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Дубровское лесничество» - 51 800 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Дятьковское лесничество» - 30 600 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Жуковское лесничество» - 8 300 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Злынковское лесничество» - 50 500 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Карачевское лесничество» - 28 200 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Клетнянское лесничество» - 56 500 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Клинцовское лесничество» - 69 500 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Мглинское лесничество» - 26 900 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Навлинское лесничество» - 25 900 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Почепское лесничество» - 31 100 га; участки лесного фонда государственного каченного учреждения Брянской области «Севское лесничество» - 15 100 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Суземское лесничество» - 25 300 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Трубчевское лесничество» - 34 400 га; участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Унечское лесничество» - 58 100 га;
- обязать Управление лесами Брянской области организовать и провести мероприятия по постановке на кадастровый учет земельных участков государственного лесного фонда с определением их границ: ГКУ Брянской области «Дятьковское лесничество» (105 698 га); ГКУ Брянской области «Дубровское лесничество» (51 774 га); ГКУ Брянской области «Севское лесничество» (25 744 га); ГКУ Брянской области «Унечское лесничество» (83 716 га); ранее находившиеся в ведении филиалов ГУ «Брянсклес»: Брасовское (11 743 га), Суземское (18 968 га), Почепское (9 296 га).
Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец просил:
1. обязать Управление лесами Брянской области организовать и провести лесоустройство (закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) по тем лесничествам, где срок таксации составляет более 10 лет:
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Брасовское лесничество» - 11 300 га;
- участки лесного фонда государственного каченного учреждения Брянской области «Брянское лесничество» - 36 400 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Выгоничское лесничество» - 27 000 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Дубровское лесничество» - 51 800 га:
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Дятьковское лесничество» - 30 600 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Жуковское лесничество» - 8 300 га:
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Злынковское лесничество» - 50 500 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Карачевское лесничество» - 28 200 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Клетнянское лесничество» - 56 500 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Клинцовское лесничество» - 60 500 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Мглинское лесничество» - 26 900 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Навлинское лесничество» - 25 900 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Почепское лесничество» - 31 100 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Севское лесничество» - 15 100 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Суземское лесничество» - 25 300 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Трубчевское лесничество» - 34 400 га;
- участки лесного фонда государственною казенного учреждения Брянской области «Унечское лесничество» - 58 100 га;
2. обязать Управление лесами Брянской области организовать и провести мероприятия по постановке на кадастровый учет земельных участков государственного лесного фонда с определением их границ: ГКУ Брянской области «Дятьковское лесничество» (105 698 га); ГКУ Брянской области «Дубровское лесничество» (51 774 га); ГКУ Брянской области «Севское лесничество» (25 744 га); ГКУ Брянской области «Унечское лесничество» (83 716 га); ранее находившиеся в ведении филиалов ГУ «Брянсклес»: Брасовское (11 743 га), Суземское (18 968 га), Почепское (9 296 га).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - филиал ФГБУ Рослесинфорг – Заплеспроект, Территориальное управление Росимушества в Брянской области.
Решением суда от 14 апреля 2017 года исковые требования Брянского природоохранного прокурора удовлетворены.
Суд обязал Управление лесами Брянской области и Федеральное агентство лесного хозяйства организовать и провести лесоустройство (закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) по тем лесничествам, где срок таксации составляет более 10 лет:
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Брасовское лесничество» - 11 300 га;
- участки лесного фонда государственного каченного учреждения Брянской области «Брянское лесничество» - 36 400 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Выгоничское лесничество» - 27 000 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Дубровское лесничество» - 51 800 га:
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Дятьковское лесничество» - 30 600 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Жуковское лесничество» - 8 300 га:
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Злынковское лесничество» - 50 500 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Карачевское лесничество» - 28 200 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Клетнянское лесничество» - 56 500 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Клинцовское лесничество» - 60 500 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Мглинское лесничество» - 26 900 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Навлинское лесничество» - 25 900 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Почепское лесничество» - 31 100 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Севское лесничество» - 15 100 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Суземское лесничество» - 25 300 га;
- участки лесного фонда государственного казенного учреждения Брянской области «Трубчевское лесничество» - 34 400 га;
- участки лесного фонда государственною казенного учреждения Брянской области «Унечское лесничество» - 58 100 га.
Обязал Управление лесами Брянской области и Федеральное агентство лесного хозяйства организовать и провести мероприятия по постановке на кадастровый учет земельных участков государственного лесного фонда с определением их границ: ГКУ Брянской области «Дятьковское лесничество» (105 698 га); ГКУ Брянской области «Дубровское лесничество» (51 774 га); ГКУ Брянской области «Севское лесничество» (25 744 га); ГКУ Брянской области «Унечское лесничество» (83 716 га); ранее находившиеся в ведении филиалов ГУ «Брянсклес»: Брасовское (11 743 га), Суземское (18 968 га), Почепское (9 296 га).
В апелляционной жалобе представитель Управления лесами Брянской области Пафнутьев О.Б. просил отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, указывая в доводах, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку исковые требования прокурора подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Также указывает, что таксация является одним из видов работ являющихся частью лесоустройства, которая может проводиться самостоятельно, однако прокурор понуждает провести новое лесоустройство, которое, помимо таксации, включает в себя ряд дополнительных мероприятий.
При разрешении спора судом не разграничены действия ответчиков.
Кроме того, Управление лесами Брянской области является ненадлежащим ответчиком по требованию о постановки на государственный кадастровый учет лесных участков с определением их границ.
В апелляционной жалобе представитель Федерального агентства лесного хозяйства Жарикова И.Е. также просила отменить решение суда, указывая в доводах, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку исковые требования прокурора рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Указывает, что Федеральное агентство лесного хозяйства является ненадлежащим ответчиком по делу.
Кроме того, судом не принято во внимание, что Брянская область самостоятельно определяет и согласовывает на очередной финансовый год и плановый период направления расходования средств субвенций, исходя из выполнения целевых прогнозных показателей и необходимого объема мероприятий, определенных лесным планом субъекта РФ. Выделение средств федерального бюджета субъекту РФ в ином порядке действующим законодательством запрещено.
В письменных возражениях Брянский природоохранный прокурор Зубко М.В. просил решение суда оставить без изменения, указывая на необоснованность доводов апелляционных жалоб.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей Федерального агентства лесного хозяйства, ТУ Росимущество в Брянской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области», ФГПУ «Рослесинфорг», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в их отсутствие не поступало, а также в отсутствии представителя Управления Росреестра по Брянской области, представившего письменное ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствии представителя Управления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела следует, что площадь лесного фонда Брянской области составляет 1 208 685 га.
В государственный кадастр недвижимости с учетом определения границ внесены сведения в отношении 901 746 га участков государственного лесного фонда; без определения границ – в отношении 306 939 га (ГКУ Брянской области «Дятьковское лесничество» (105 698 га); ГКУ Брянской области «Дубровское лесничество» (51 774 га); ГКУ Брянской области «Севское лесничество» (25 744 га); ГКУ Брянской области «Унечское лесничество» (83 716 га); ранее находившиеся в ведении филиалов ГУ «Брянсклес»: Брасовское (11 743 га), Суземское (18 968 га), Почепское (9 296 га)).
Кроме того, на территории государственного лесного фонда Брянской области 17 лесничеств имеют давность лесоустройства более 10 лет, общая площадь которых составляет 586,9 тыс. га.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляется, в частности, проведение лесоустройства. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьями 67 и 68 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя, проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего кодекса, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами.
При этом статьей 81 Лесного кодекса РФ определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, к числу которых в том числе относятся: проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства; установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ; отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ.
Статьей 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Управление лесами Брянской области является органом исполнительной власти Брянской области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений (п.1.1 Положения об управлении лесами Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года №82).
Положениями ст. 23 Лесного кодекса РФ отдельно предусмотрено, что количество лесничеств, лесопарков, их границы независимо от категории земель, на которой расположены леса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно Федеральным агентством лесного хозяйства, положение о котором утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 N 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства».
Согласно пункту 5.5 Положения Федеральное агентство лесного хозяйства определяет количество лесничеств и лесопарков, а также устанавливает границы.
Пунктом 5.4.12 Положения к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства также отнесено обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ, проектирования эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных лесов, особо защитных участков лесов и закрепления на местности местоположения их границ.
Из ответа Федерального агентства лесного хозяйства от 9 ноября 2017 года, полученного по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что в соответствии с приказом Рослесхоза от 25 августа 2008 года №235 «Об определении количества лесничеств на территории Брянской области и установлении границ» на территории Брянской области создано 18 лесничеств.
Проектирование эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных (ценных) лесов осуществлялось Рослесхозом на территории всех субъектов Российской Федерации в 2008 году в рамках полномочий, определенных пунктом 5.4.12 Положения.
По результатам проектирования изданы приказы Рослесхоза от 13 мая 2009 года №201 и от 19 августа 2010 года №324 «Об отнесении лесов на территории Брянской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ».
Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 года №804 в пункт 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства внесены изменения в части наделения Рослесхоза полномочиями по обеспечению проектирования всех категорий защитных лесов (за исключением лесопарковых зон и зеленых зон).
В настоящее время приказы Рослесхоза об отнесении лесов к защитным лесам издаются на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формируемых при проведении работ по таксации лесов, а также при изменении границ лесопарковых и зеленых зон.
Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов является одной из составляющих лесоустройства (ст. 68 Лесного кодекса РФ), правила проведения которого установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 N 516.
В соответствие с пунктом 150 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Проведение работ по лесоустройству в виде таксации лесов являются продолжительным по времени, трудоемким и затратным мероприятием. Однако невыполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к лесам, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране указанных лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в виде их охраны, защиты и таксации.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается тот факт, что на территории государственного лесного фонда Брянской области мероприятия по таксации 17 лесничеств не проводились более 10 лет; лесоустройство в отношении 306 939 га участков государственного лесного фонда Брянской области в полном объеме не проведено, на кадастровый учет данные участки с определением их границ не поставлены, что не оспаривалось сторонами, и эти обстоятельства в силу приведенных норм препятствует надлежащему планированию и реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по устранению указанных нарушений лесного законодательства.
Доказательства проведения в отношении вышеуказанных лесных участков лесоустройства в установленном законом порядке в материалах дела отсутствуют и ответчиками не представлены.
Обязанность по организации лесоустройства ответчиками в пределах их полномочий предусмотрена действующим законодательством, а также Положением об Управлении лесами Брянской области и Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в связи с чем, они являются надлежащими ответчиками по делу, а потому доводы апелляционных жалоб об обратном признаются судебной коллегией несостоятельными.
В соответствии с пунктом 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета осуществляет Рослесхоз.
При этом, в силу п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 N 837, субъекты Российской Федерации вправе участвовать в формировании перечня мероприятий по осуществлению таких полномочий.
Федеральным законом от 14 декабря 2015 года №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» предусмотрено предоставление Брянской области субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в 2015 г. в сумме 212 429 600 руб., в 2016 году – 219 082 000 руб.
Федеральным законом от 19 декабря 2016 года №415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Брянской области предусмотрено предоставление субвенций на сумму 225 268 700 руб.
Вместе с тем, отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ответчиков от возложенных на них законом обязанностей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Брянского природоохранного прокурора.
Доводы апелляционных жалоб о том, что данное исковое заявление подлежит рассмотрению и разрешению в порядке КАС РФ основаны на неверном толковании норм процессуального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционных жалоб аналогичны тем доводам, которые были заявлены ответчиками в суде первой инстанции, по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, а также к субъективному неверному толкованию положений действующего законодательства. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 14 апреля 2017 года по делу по иску Брянского природоохранного прокурора к Управлению лесами Брянской области, Федеральному Агентству лесного хозяйства о понуждении организовать и провести лесоустройство, оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Управления лесами Брянской области Пафнутьева О.Б., представителя Федерального агентства лесного хозяйства Жариковой И.Е. – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
В.И. Маклашов