Решение по делу № 2-139/2023 (2-4607/2022;) от 30.06.2022

Дело № 2-139/2023

22RS0068-01-2022-004796-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«28» июня 2023 года              г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего     Неустроевой С.А.,

при секретаре             ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО1 об освобождении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обратилось в Центральный районный суд г. Барнаула с иском к ФИО3, в котором просило обязать ответчика в течение 3-х календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый лесной участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: .... от ритуальных принадлежностей и деревянных стендов (конструкций) и привести его в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства.

Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обратилось в Центральный районный суд г. Барнаула с иском к ФИО4, в котором просило обязать ответчика в течение 3-х календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый лесной участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: .... от ритуальных принадлежностей и деревянных стендов (конструкций) и привести его в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства.

Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обратилось в Центральный районный суд г. Барнаула с иском к ФИО5, в котором просило обязать ответчика в течение 3-х календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый лесной участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: .... от ритуальных принадлежностей и деревянных стендов (конструкций) и привести его в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства.

Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обратилось в Центральный районный суд г. Барнаула с иском к ФИО1, в котором просило обязать ответчика в течение 3-х календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый лесной участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: .... от ритуальных принадлежностей и деревянных стендов (конструкций) и привести его в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства.

Определением суда от 23.08.2022 исковые заявления Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО1 объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что должностными лицами отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Барнаульскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, при проведении выездного обследования лесного участка Барнаульского участкового лесничества, имеющего кадастровый номер , было установлено наличие в деянии ответчиков состава административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>

Право собственности, а также право пользования данным лесным участком у ответчиков отсутствует.

Вопреки требованиям закона, ответчики самовольно заняли лесной участок с кадастровым номером и разместили на нем деревянные стенды (конструкции) с целью торговли искусственными цветами (ритуальными принадлежностями), тем самым нарушив права его собственника – Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, пояснила что места торговли, осуществляемой ответчиками располагаются в пределах плановых границ земельного участка, который относится к землям лесного фонда. Автомобильная дорога, включая ее конструкции, ведущая к Черницкому кладбищу до настоящего времени не образована как самостоятельный объект, данные о ней в ЕГРН отсутствуют.

Представитель ответчиков ФИО12 в судебном заседании против исковых требований возражал, по доводам, изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что в результате ошибки, допущенной истцом, при формировании спорного земельного участка, участок зарегистрирован в качестве земель лесного фонда, однако фактически спорный участок является полосой отвода автомобильной дороги, в связи с чем Министерство природных ресурсов и экологии является ненадлежащим истцом. Кроме того, решениями Центрального районного суда г. Барнаула по административным делам установлено, что лица, в отношении которых были вынесены судебные решения, не находились на лесном участке кадастровый номер , расположенный по адресу: .....

Представитель третьего лица Комитета по дорожному хозяйству, транспорту и связи г. Барнаула в судебном заседании поддержала исковые требования.

Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом положений статей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, рассматривая дело в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему.

Согласно ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничества, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст.11 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане имеют право свободно бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также древесных лесных ресурсов.

Согласно ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В силу ч.3 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, социальными федеральными законами.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 года №1-П, лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ее соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов – представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником – Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены ограничения обороноспособности земельных участков и определены земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии со ст. 4.2 ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признается ранее учтенным объектом недвижимости.

План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.05.2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.1 ст.67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, защитных участков лесов и лесных участков.

Лесной реестр в силу п.1 и п.2 ст.91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках.

Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяется в лесоустроительной проектной документации (части 1,3 ст.6, ст.7, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

В силу ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

В соответствии с п.2 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п.45, п.46 Постановления Пленуму Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 ГК РФ, иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию предусмотренному законом или договором и что действиями ответчика, связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Судом установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером является Российская Федерация, категория - земли лесного фонда, отнесен к территории Барнаульского лесничества, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Барнаульскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, при проведении выездного обследования лесного участка Барнаульского участкового лесничества Барнаульского лесничества, имеющего кадастровый номер , был установлен факт незаконного занятия указанного лесного участка ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО1 путем размещения на нем деревянных стендов (конструкций) с целью осуществления торговли ритуальными принадлежностями.

Постановлениями начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Барнаульскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6 признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО5 были вручены претензии об устранении нарушений лесного законодательства, согласно которым ответчикам необходимо было освободить лесной участок .... , с кадастровым номером и привести вышеуказанный лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства. Однако, претензия ответчиком не удовлетворена.

Не согласившись с указанными постановлениями о привлечении к административной ответственности, ответчиками ФИО3, ФИО4, ФИО1 поданы жалобы в Центральный районный суд г. Барнаула.

В рамках рассмотрения указанных жалоб, судом проводилась судебная экспертиза, согласно которой, часть дороги расположена на территории выделенного земельного участка с кадастровым номером , который относится к категории земель лесного фонда, с видом разрешенного использования – использование лесов.

Также, экспертами отражено, что определить однозначно расположен ли земельный участок, на котором осуществляется торговля ритуальными принадлежностями на землях лесного фонда, не представляется возможным, в виду того, что положение границы участка лесного фонда определено с низкой точностью, при этом координаты точек поворота границ участка лесного фонда, смежные с дорогой не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, либо проработаны с ошибкой, а участок полосы автомобильной дороги не выделен в соответствии с земельным законодательством.

В ходе проведения экспертизы эксперты пришли к выводу о невозможности определить экспертным путем расположен ли спорный участок совершения административного правонарушения на землях лесного фонда.

Решениями Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ постановления и.о. начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Барнаульскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, которыми ФИО3, ФИО4 и ФИО6 признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> отменены.

Согласно информации, предоставленной КУМС г. Барнаула, в реестре объектов муниципальной собственности г. Барнаула значатся: проезжая часть дороги, расположенная по адресу: ...., протяженностью 2920 метров, кадастровый номер <данные изъяты> (право собственности городского округа – города Барнаула Алтайского края зарегистрировано) и проезжая часть дороги от ...., протяженностью 1740 метров. Данные объекты на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ переданы комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула для организации бухгалтерского учета и выполнения функции балансодержателя муниципальной казны.

Согласно ответу комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, данная дорога включена в реестр объектов муниципальной собственности и находится на балансе комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула. Указанная дорога проходит по неразграниченной территории шириной от 7 и более метров. Автомобильная дорога не расположена на землях лесного фонда, полоса отвода для данной дороги не установлена.

По информации, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , поставлен на ГКУ ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ. площадь данного земельного участка 3000 кв.м., категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – использование лесов.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на ГКУ ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка составляет 8 205 кв.м., категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – лесные насаждения.

Сведения об автомобильной дороге, расположенной вдоль земельного участка с кадастровым номером в ЕГРН отсутствуют.

Технических ошибок в сведениях ЕГРН о земельных участках с кадастровыми номерами , не выявлено.

В целях проверки доводов сторон о расположении мест торговли, осуществляемой ответчиками по делу назначено проведение строительно-технической экспертизы.

Как следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы, выполненной ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы», исследуемая часть автомобильной дороги по адресу: ....) на отрезке вдоль земельного участка с кадастровым номером имеет проезжую часть с асфальтовым покрытием (дорожная разметка, в том числе центральная разделительная полоса, отсутствует) и обочины с обоих сторон, а также насыпь и откосы по обоим сторонам. Ширина проезжей части с асфальтовым покрытием переменная и составляет от 4,9 до 5,85 м., ширина обочин по направлению движения в сторону кладбища составляет справа в среднем 2,0 м., слева в среднем 1,20 м., ширина откосов по направлению движения в сторону кладбища составляет справа 1,0 м до 2,0 м; слева от 1,20 м. до 2,50 м.

Автомобильная дорога на исследуемом отрезке относится к IV технической категории, к классу автомобильная дорога обычного типа, к виду разрешенного использования – общего пользования.

Фактически на дату проведения экспертного осмотра автомобильная дорога на исследуемом отрезке имеет проезжую часть с асфальтовым покрытием (дорожная разметка, в том числе центральная разделительная полоса, отсутствует)

По параметрам таблицы 1 ГОСТ Р 52398-2005 фактически исследуемую дорогу можно отнести к дорогам обычного типа IV категории (имеет две полосы движения с шириной не более 3,0 м. каждая) и должна иметь проезжую часть и обочины. Существующая дорога имеет проезжую часть шириной 5,85 м и обочины шириной 1,2 и 2,0 м., общая ширина дороги с учетом проезжей части и обочины составляет 9,05 м.

Анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено, что: нормы отвода земель (конкретные размеры полосы отвода), необходимые для определения границ полосы отвода, для исследуемого участка автомобильной дороги, не предусмотрены «Нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса».

Анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра, и данных, содержащихся в материалах гражданского дела и нормативно-технической документации, установлено, что ширина полосы отвода исследуемой автомобильной дороги на исследуемом отрезке в районе земельного участка с кадастровым номером , исходя из нормативных требований по отводу земель для размещения автомобильных дорог составляет 19,0 м (10 м с правой стороны от оси дороги и 9 м с левой стороны от оси дороги по направлению к движению к кладбищу).

Согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра, а также сведениям кадастрового плана территории кадастрового квартала , следует, что границы земельного участка – полосы отвода исследуемой автомобильной дороги не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, в ЕГРН отсутствуют сведения о границах земельного участка – полосы отвода исследуемой автомобильной дороги.

В результате сравнительного анализа взаимного расположения исследуемой автомобильной дороги на исследуемом отрезке на дату проведения экспертного осмотра относительно плановых границ земельного участка с кадастровым номером , а также иных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, установлено:

- плановая юго-западная граница земельного участка с кадастровым номером имеет заступ на дорогу.

- в плановых точках 1-2 имеет заступ за северо-восточную грань асфальтового покрытия на территорию проезжей части от 2,58 м до 3,96 м.;

-в плановых точках 2-3 имеет заступ за северо-восточную грань асфальтового покрытия на территорию проезжей части от 3,96 м. до 4,33 м.

- вследствие имеющегося заступа плановой юго-западной границы земельного участка с кадастровым номером на конструкции дороги, большая часть дороги на исследуемом отрезке, включая полностью откос и обочину с правой стороны по направлению к кладбищу, а также более половины проезжей части с асфальтовым покрытием, расположена в плановых границах земельного участка с кадастровым номером , то есть на землях лесного фонда;

- меньшая часть дороги на исследуемом отрезке, включая полностью откос и обочину с левой стороны по направлению к кладбищу, а также менее половины проезжей части с асфальтовым покрытием, расположена между плановой юго-западной границей земельного участка с кадастровым номером и плановыми северо-восточными границами земельных участков с кадастровыми номерами то есть на территории не сформированной в качестве земельного участка.

В исследуемом случае координаты характерных точек плановых границ исследуемого земельного участка с кадастровым номером , сведения о которых содержатся в ЕГРН, определены с точностью (со средней квадратной погрешностью в размере 12,5 м) ниже нормативной точности определения координат для земель лесного фонда (не менее 5,0 м), а следовательно подлежат уточнению, несоответствие содержащейся в ЕГРН точности координат характерных точек границ земельного участка нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения может являться реестровой ошибкой. При уточнении границ земельного участка его граница должна быть сформирована с учетом полосы отвода существующей автомобильной дороги.

Проведенным исследованием установлено, что имеется заступ плановой юго-западной границы земельного участка с кадастровым номером на конструкции дороги, в следствие чего большая часть дороги на исследуемом отрезке, включая полностью откос и обочину с правой стороны по направлению к кладбищу, а также более половины проезжей части с асфальтовым покрытием, расположена в плановых границах Земельного участка с кадастровым номером , то есть на землях лесного фонда.

В связи с тем, что координаты характерных точек границ исходного земельного участка с кадастровым номером и образованного из него исследуемого земельного участка с кадастровым номером были определены картометрическим методом (как указано в кадастровом деле), то есть без выезда на местности и без использования геодезических измерений на местности геодезическим оборудованием с привязкой к геодезическим пунктам), следует, что при формировании границ исследуемого земельного участка не было учтено наличие на местности автомобильной дороги (включая все ее конструкции: насыпь с откосами, обочины и проезжую часть), а также полосы отвода указанной автомобильной дороги, предусмотренной «Нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса».

Экспертом установлено, что на данном земельном участке осуществляется (продолжается) самовольное использование лесного участка (кадастровый ) .... с целью осуществления торговли искусственными цветами. ФИО5 непосредственно осуществляет использование лесного участка с координатами , ФИО4 непосредственно осуществляет использование лесного участка с координатами , ФИО3 непосредственно осуществляет использование лесного участка с координатами , ФИО6 непосредственно осуществляет использование лесного участка с координатами .

Места торговли, осуществляемой ответчиками, координаты которых содержатся в материалах гражданского дела, располагаются в пределах плановых границ земельного участка с кадастровым номером , то есть на территории, входящей в плановые границы указанного земельного участка, относящегося к землям лесного фонда; в пределах территории, относящейся к полосе отвода исследуемой автомобильной дороги, определенной экспертным путем, исходя из нормативных требований по отводу земель для размещения автомобильных дорог.

Проведенным исследованием установлено, что имеется заступ плановой юго-западной границы земельного участка с кадастровым номером на конструкции дороги, в следствие чего большая часть дороги на исследуемом отрезке, включая полностью откос и обочину с правой стороны по направлению к кладбищу, а также более половины проезжей части с асфальтовым покрытием, расположена в плановых границах земельного участка с кадастровым номером , то есть на землях лесного фонда.

В связи с тем, что координаты характерных точек границ исходного земельного участка с кадастровым номером и образованного из него исследуемого земельного участка с кадастровым номером были определены картометрическим методом (как указано в кадастровом деле), то есть без выезда на местности и без использования геодезического метода или метода спутниковых геодезических измерений (без выполнения геодезических измерений на местности геодезическим оборудованием с привязкой к геодезическим пунктам), следует, что при формировании границ исследуемого земельного участка не было учтено наличие на местности автомобильной дороги (включая все ее конструкции: насыпь с откосами, обочины и проезжую часть), а также полосы отвода указанной автомобильной дороги, предусмотренной нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.

В судебном заседании эксперт ФИО10 предупрежденный об уголовной ответственности, подтвердил выводы, изложенные в заключении, ответил на поставленные перед ним вопросы.

Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.

Заключение эксперта, соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ, содержит необходимые сведения и реквизиты, в заключении содержатся обоснованные и мотивированные выводы, приведено полное описание проведенного исследования, даны ответы на вопросы, поставленные судом на разрешение эксперта, сведения о профессиональной подготовке экспертов имеются в приложениях, противоречий между мнением экспертов не имеется.

Выводы эксперта согласуются с совокупностью собранных по делу доказательств, являются непротиворечивыми, научно обоснованными, выполнены квалифицированными специалистами.

На основании изложенного, учитывая, что полоса отвода автомобильной дороги не сформирована и не поставлена на кадастровый учет, доказательств осуществления ответчиками торговли на земельном участке право собственности на который не разграничено, суду не представлено, суд приходит к выводу, что места торговли, осуществляемой ответчиками, координаты которых содержатся в материалах гражданского дела, располагаются в пределах плановых границ земельного участка с кадастровым номером , то есть на территории, относящейся к землям лесного фонда.

Кроме того, суд учитывает, что согласно п.3.1 ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отводов автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с ч.8, 8.1 ст.26 ФЗ «Об автомобильных дорогах», строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

В соответствии с п.1 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.10 Закона, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 19 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 03.12.2014 №1300 в качестве таких видов определены нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых положений, размещение нестационарных торговых объектов в виде деревянных стендов (конструкций) для продажи искусственных цветов и иных ритуальных принадлежностей на земельном участке с кадастровым номером законодательством не допускается.

В соответствии с ч.2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам – в аренду, безвозмездное пользование.

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

В соответствии с п.п.4 п.2.1.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016, Минприроды представляет в границах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений (в том числе организует и проводит соответствующие аукционы), принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключает соглашения об установлении сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Следовательно, распоряжаться лесным участком с кадастровым номером , вправе только специально уполномоченный орган власти субъекта Российской Федерации – Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.

Учитывая изложенное, руководствуясь разъяснениями, данными в абз.4 п.52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Арбитражного Суда российской Федерации №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», установив, что земли лесного фонда, на которых расположено место торговли, осуществляемой ответчиками, никогда из владения государства не изымались и не выбывали, участок в установленном порядке частным лицам не передавался и фактическое владение спорным участком у ответчиков не возникло, суд приходит к выводу, что Министерство природных ресурсов и экологии является надлежащим истцом и вправе был обратиться с иском об освобождении спорного земельного участка.

С учетом изложенных норм суд полагает, что требования истца об освобождении земельного участка с кадастровым номером , от ритуальных принадлежностей и деревянных стендов (конструкций) являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с тем, что ответчиками на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации установлены нестационарные торговые объекты (конструкции) без соответствующего разрешения, при этом их эксплуатация нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым возложить на ответчиков обязанность привести земельный участок в первоначальное состояние.

Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Возложить обязанность на ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>), ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>), ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>), ФИО6 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>) освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: .... от ритуальных принадлежностей и деревянных стендов (конструкций).

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме – 05.07.2023.

Судья                                С.А. Неустроева

2-139/2023 (2-4607/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Ответчики
Брызгалова Алеся Владимировна
Нескучаева Алена Юрьевна
Костицына Тамара Ивановна
Бекетова Галина Ивановна
Другие
МБУ Автодорстрой г. Барнаула
Комитет по дорожному хозяйству благоустройству транспорту и связи г. Барнаула
Сафронов Егор Сергеевич
Шамшин Борис Владиславович
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Топоров Александр Александрович
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
30.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2022Передача материалов судье
04.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.07.2022Предварительное судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
21.09.2022Судебное заседание
20.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Судебное заседание
20.06.2023Производство по делу возобновлено
20.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
28.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее