судья Эминов П.Н. дело № 33а-569/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Элиста 20 августа 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Литовкина В.В.,
судей Панасенко Г.В. и Олюшева В.Э.,
при секретаре Манжиковой А.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-66/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Калмыкия к Галилову Игорю Алексеевичу о взыскании задолженности по налогам и сборам по апелляционной жалобе административного ответчика Галилова И.А. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 29 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Литовкина В.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Калмыкия (далее – Межрайонная ИФНС № 1 по РК, налоговый орган) обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Галилову И.А. с 24 мая 2011 г. по 3 июня 2017 г. на праве собственности принадлежало транспортное средство – грузовой автомобиль ГАЗ 33021 с государственным регистрационным знаком ХХХ. Налоговым органом в адрес Галилова И.А. направлялись налоговые уведомления № 45343254 от 6 сентября 2017 г., № 12709646 от 4 июля 2018 г., в которых сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2014, 2016, 2017 гг. В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налогов и пени № 1711 от 12 февраля 2018 г., № 3626 от 6 февраля 2019 г., которые также остались без исполнения. Судебным приказом мирового судьи судебного участка Яшалтинского судебного района Республики Калмыкия от 1 октября 2019 г. с Галилова И.А. взыскана задолженность по транспортному налогу и пени в общей сумме 3808 руб. 18 коп. Определением мирового судьи судебного участка Яшалтинского судебного района Республики Калмыкия от 25 октября 2019 г. вышеуказанный судебный приказ отменен. В связи с тем, что задолженность по налогам и пени административным ответчиком не уплачена, налоговый орган просил взыскать с Галилова И.А. задолженность по транспортному налогу за 2014, 2016, 2017 гг. в сумме 3776 руб., пени по транспортному налогу в размере 13 руб. 14 коп.
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 29 июня 2020 г. административные исковые требования Межрайонной ИФНС № 1 по РК удовлетворены в полном объёме.
В апелляционной жалобе административный ответчик Галилов И.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки по транспортному налогу, поскольку им не соблюдены положения ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ, Кодекс) относительно установленного порядка и сроков обращения с заявлением о взыскании налогов и сборов. Указывает, что направленные налоговым органом требования об уплате транспортного налога им исполнены в полном объеме, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела светокопии платежных документов. Полагает, что налоговым органом пропущен трехгодичный срок для направления налогового уведомления об уплате транспортного налога за 2014, 2016 гг. Считает неправильным расчёт транспортного налога исходя из мощности двигателя 96 л.с., поскольку при последней перерегистрации транспортного средства за новым собственником 3 июня 2017 г. мощность двигателя изменена на 90 л.с.
В письменных возражениях начальник Межрайонной ИФНС № 1 по РК Бурчугинов В.М. сослался на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 названного Кодекса).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2014 г. №79V-З «О транспортном налоге» установлен и введен в действие транспортный налог на всей территории Республики Калмыкия, определены ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты.
Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69, 70 НК РФ.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как установлено судом первой инстанции, административному ответчику Галилову И.А.с 24 мая 2011 г. по 3 июня 2017 г. принадлежало на праве собственности транспортное средство – автомобиль ГАЗ 33021 с государственным регистрационным знаком ХХХ.
Налоговым органом в адрес Галилова И.А. направлены налоговые уведомления № 45343254 от 6 сентября 2017 г., № 12709646 от 4 июля 2018 г., в которых сообщалось о необходимости уплаты исчисленной суммы транспортного налога за 2014, 2016 гг. не позднее 1 декабря 2017 г., за 2017 г. не позднее 3 декабря 2018 г.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налогов и пени № 1711 от 12 февраля 2018 г., № 3626 от 6 февраля 2019 г., в которых предлагалось добровольно уплатить недоимку по транспортному налогу до 23 марта 2018 г., до 2 апреля 2019 г. соответственно. Также в связи с неоплатой задолженности в срок, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени по транспортному налогу.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка Яшалтинского судебного района Республики Калмыкия от 1 октября 2019 г. с Галилова И.А. взыскана задолженность по транспортному налогу и пени в общей сумме 3808 руб. 18 коп. Определением мирового судьи судебного участка Яшалтинского судебного района Республики Калмыкия от 25 октября 2019 г. вышеуказанный судебный приказ отменен.
Поскольку недоимка по транспортному налогу и пени, начисленные за неуплату транспортного налога в установленный срок, административным ответчиком не уплачены, МИФНС №1 по РК обратилась в суд с требованием о взыскании с Галилова И.А. недоимки по транспортному налогу за 2014, 2016, 2017 гг. в общей сумме 3776 руб., пени по транспортному налогу в размере 13 руб. 14 коп., в принудительном порядке.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными требованиями налогового законодательства, проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив представленные по делу доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме. При этом суд правомерно исходил из того, что ответчик, являясь плательщиком транспортного налога, не исполнил установленную законом обязанность по его уплате.
Проверив расчет налога и пени, судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом применены правильные налоговые ставки, учтена действующая налоговая база в отношении транспортного средства, расчет является арифметически верным.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что налоговым органом не соблюдены положения ст. 48 НК РФ относительно установленного порядка и сроков обращения с заявлением о взыскании налогов и сборов, является несостоятельным.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем вторым данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Таким образом, в силу подп. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании № 3626, когда размер взыскиваемых сумм превысил 3000 рублей, то есть с 2 апреля 2019 г. Срок на обращение в суд по имеющимся в материалах требованиям истекал 2 октября 2019 г. Судебный приказ о взыскании недоимки, пени по транспортному налогу с Галилова И.А. в пользу налогового органа, который впоследствии был отменен, был вынесен 1 октября 2019 г., то есть с заявлением о взыскании недоимки, пени по налогу Межрайонная ИФНС №1 по РК обратилась в установленные законом сроки.
Кроме того, вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чём разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказ.
Сторонами не оспаривается, что судебный приказ о взыскании с Галилова И.А. обязательных платежей был вынесен мировым судьей, который не усмотрел по указанному мотиву правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (ст. 123.4 КАС РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Определением мирового судьи от 25 октября 2019 г. судебный приказ о взыскании с Галилова И.А. налоговой недоимки был отменен. 24 апреля 2020 г., то есть в пределах установленного п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, заявляя о том, что налог в бюджет не уплачен.
В связи с изложенным, является ошибочными доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом не соблюдены положения ст. 48 НК РФ и главы 32 КАС РФ относительно установленного порядка и сроков обращения с заявлением о взыскании обязательных платежей.
Ссылка в жалобе на то, что административным ответчиком исполнена обязанность по уплате транспортного налога за 2014, 2016, 2017 гг., о чём свидетельствуют имеющиеся в материалах дела светокопии платежных документов, подлежит отклонению.
Как усматривается из светокопии платежных документов, приобщенных к материалам дела, 22 мая 2017 г. Галиловым И.А. частично уплачен транспортный налог за 2014 г. в размере 864 руб., а также уплачен транспортный налог за 2015 г. в размере 1920 руб. Остальные платежные документы, приобщенные к материалам дела не подтверждают факт уплаты задолженности по транспортному налогу за спорные налоговые периоды, поскольку содержат реквизиты, которые не соотносятся с идентификационными параметрами налоговых уведомлений либо требований об уплате транспортного налога.
Довод апелляционной жалобы о том, что налоговым органом пропущен трехгодичный срок для направления налогового уведомления об уплате транспортного налога за 2014, 2016 г. основан на неправильном толковании норм налогового законодательства.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст.52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно абз. 3 п. 3 ст. 363 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором этого пункта.
Из содержания приведенных норм следует, что налоговый орган имеет право на перерасчет транспортного налога за последние три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления, в связи с чем налоговое уведомление № 45343254 от 6 сентября 2017 г. об уплате транспортного налога за 2014, 2016 г. направлено налоговым органом правомерно, в пределах трех налоговых периодов, предшествующих его направлению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у суда не было оснований для удовлетворения требований о взыскании пени по транспортному налогу несостоятельны, поскольку налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога, в то время как административным ответчиком не представлено доказательств своевременной оплаты недоимки по транспортному налогу, в связи с чем взыскание пени за неисполнение обязанности по его уплате правомерно.
Нельзя согласиться с доводом жалобы о неправильности расчёта транспортного налога со ссылкой на то, что при последней перерегистрации транспортного средства за новым собственником 3 июня 2017 г. мощность двигателя изменена на 90 л.с.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, налоговым органом транспортный налог исчислен на основании сведений, представленных органом ГИБДД Республики Калмыкия, о мощности двигателя принадлежавшего Галилову И.А. транспортного средства - 96 л.с.
Таким образом, приводимые в жалобе доводы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену постановленного решения. Каких-либо иных правовых доводов, опровергающих выводы суда, в том числе в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
При таких данных оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 29 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Галилова И.А. – без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Литовкин |
Судьи |
Г.В. Панасенко В.Э. Олюшев |