Решение по делу № 8Г-16245/2023 [88-17009/2023] от 12.07.2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                 № 88-17009/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                            24 августа 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Андугановой О.С., Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело             №2-400/2022 (УИД 22RS0055-01-2022-000519-23) по иску прокурора Троицкого района Алтайского края в интересах Овчинникова Андрея Викторовича к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Троицкому району» о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку хронического больного от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи <данные изъяты> и обратно, обеспечить финансирование указанных мероприятий,

по кассационному представлению прокуратуры Алтайского края на решение Троицкого районного суда Алтайского края от 26 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 марта 2023 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В., пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О., поддержавшего доводы кассационного представления,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Прокурор Троицкого района Алтайского края в интересах Овчинникова Андрея Викторовича (далее – Овчинников А.В.) обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Троицкому району» (далее – КГКУ «Управление социальной защиты населения по Троицкому району», ответчик) о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку хронического больного от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи (гемодиализ) и обратно, обеспечить финансирование указанных мероприятий.

В обоснование требований указывал на то, что в связи с поступившим обращением Овчинникова А.В. прокуратурой Троицкого района Алтайского края проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Проверкой установлено, что Овчинников А.В. является <данные изъяты> бессрочно, проживает в с. Троицкое Троицкого района Алтайского края, имеет хроническое заболевание <данные изъяты>, в связи с чем ему показано прохождение лечения программным <данные изъяты> 3 раза в неделю по 4 часа в отделении <данные изъяты> в обособленном подразделении общества с ограниченной ответственностью «Б.БАРК» г. Барнаула. Данная процедура для Овчинникова А.В. является жизненно необходимой.

Согласно поданному Овчинниковым А.В. заявлению, КГКУ «Управление социальной защиты населения по Троицкому району» осуществляет доставку Овчинникова А.В. на процедуру гемодиализа социальным автотранспортом по графику получения процедуры в диализном центре г. Барнаула Алтайского края по вторникам и четвергам.

Доставка Овчинникова А.В. на процедуру гемодиализа по субботам не организована, что является нарушением его прав.

Прокурор Троицкого района в интересах Овчинникова А.В. просил суд обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения по Троицкому району» организовать и обеспечить доставку Овчинникова А.В., страдающего <данные изъяты>, проживающего на территории Троицкого района Алтайского края, от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи методом <данные изъяты> и обратно по графику <данные изъяты> (в том числе по субботам), а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Определением Троицкого районного суда Алтайского края от 9 ноября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерства социальной защиты Алтайского края.

Решением Троицкого районного суда Алтайского края от 26 декабря 2022 г. исковые требования прокурора Троицкого района в интересах Овчинникова А.В. оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 марта 2023 г. решение Троицкого районного суда Алтайского края от 26 декабря 2022 г. оставлено без изменения.

В кассационном представлении прокуратура Алтайского края просит об отмене судебных актов как незаконных.

Министерством социальной защиты Алтайского края поданы возражения на кассационную жалобу.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции материальный истец Овчинников А.В., представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Троицкому району», представители третьих лиц Министерства здравоохранения Алтайского края, Министерства социальной защиты Алтайского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационного представления судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Овчинников А.В. является <данные изъяты>, проживает в с. Троицкое Троицкого района Алтайского края, имеет <данные изъяты>, ряд сопутствующих заболеваний, в том числе, <данные изъяты> в связи с чем ему показано прохождение регулярного, 3 раза в неделю по 4 часа лечения <данные изъяты> в отделении <данные изъяты> в ОП ООО «Б.БАРК» в г. Барнауле, которое устанавливает графики прохождения процедур.

ООО «Б.БАРК» установило истцу следующий график прохождения процедуры <данные изъяты>: вторник, четверг, суббота еженедельно.

В Троицком районе Алтайского края координацию деятельности по организации транспортировки граждан, страдающих <данные изъяты> до центров, осуществляющих процедуру <данные изъяты>, и обратно с помощью мобильной бригады осуществляет КГКУ «Управление социальной защиты населения по Троицкому району» силами социального автотранспорта.

По информации КГКУ «Управление социальной защиты населения по Троицкому району», в Троицком районе Алтайского края еженедельно, начиная с 1 июля 2022 г., четыре гражданина, в том числе Овчинников А.В., используют социальный автотранспорт КГКУ «Управление социальной защиты населения по Троицкому району», КГБУСО «Троицкий психоневрологический интернат», КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Троицкого района» для проезда к месту прохождения процедур <данные изъяты> Доставка указанных граждан мобильными бригадами осуществляется в рабочие дни недели с понедельника по пятницу, предусмотрена взаимозаменяемость автотранспорта учреждений.

    Доставка Овчинникова А.В. осуществляется социальным автотранспортом органов социальной защиты («мобильные бригады») еженедельно только по вторникам и четвергам, по субботам он добирается самостоятельно. Причиной данных обстоятельств явились факты того, что суббота является выходным для водителей мобильных бригад, осуществляющих доставку пациентов к месту проведения процедур.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что смена графика приема процедур <данные изъяты> Овчинникову А.В. в <данные изъяты> центре ООО «Б.БАРК» с вторника-четверга-субботы на понедельник-среда-пятница не только возможна, но и не окажет негативного влияния на состояние здоровья истца.

Не установив нарушения прав материального истца, судом отказано в удовлетворении требований.

С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационного представления не опровергаются.

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; здесь и далее нормы Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" изложены в редакции от 3 августа 2018 г., действовавшей на момент оказания Клиническим онкологическим диспансером N 1 Каракаш Т.В. медицинской помощи - сентябрь 2018 года).

Здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5, 6, 7 статьи 4 названного закона).

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 г. № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» установлено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества, производится пациентам с терминальной стадией хронической болезни <данные изъяты> то есть является жизненно важной процедурой.

Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 г. № 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (статья 34 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Положением об организаций деятельности отделения диализа, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 г. № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» определено, что отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо - и перитонеального диализа.

Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относится непосредственно к специализированной медицинской помощи, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, в силу чего обязанность по обеспечению транспортировки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа относятся к расходным обязательства субъекта Российской Федерации в силу пункта 2 части 1 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Из содержания пункта 21 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действующего до 1 января 2023 г. на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе, специализированной медицинской помощи.

Целевые значения критериев доступности медицинской помощи устанавливаются в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правового регулирования в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой, а также транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

С 1 июля 2022 г. на территории Алтайского края действует Порядок предоставления материальной помощи гражданам, направленным для прохождения амбулаторного <данные изъяты>, утвержденный постановлением Правительства Алтайского края от 30 июня 2022 г. № 242 (далее - Порядок).

Порядком предусмотрено, что альтернативным способом доставки пациентов в диализные центры является доставка с помощью социального автотранспорта органов социальной защиты населения (далее - мобильные бригады). В случае осуществления гражданином проезда к месту проведения гемодиализа и обратно с помощью мобильной бригады материальная помощь ему не предоставляется.

Мобильные бригады формируются в соответствии с приказом Главтрудсоцзащиты Алтайского края от 5 февраля 2016 г. № 33 «Об утверждении Примерного положения о мобильных бригадах при управлениях социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам, краевых государственных учреждениях социального обслуживания» (далее - Положение о мобильных бригадах).

В соответствии с Положением о мобильных бригадах решение о создании мобильной бригады принимается краевым государственным казенным учреждением управлением социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району (округу), краевым государственным учреждением социального обслуживания (далее также - учреждение), исходя из наличия организационной, технической возможности обеспечения ее деятельности, востребованности на конкретной территории социальных услуг, социальной и иной помощи, предоставляемых на мобильной основе.

При этом Положение о мобильных бригадах носит рекомендательный характер. Положение о конкретной мобильной бригаде и ее состав утверждаются руководителем управления социальной защиты, учреждения.

Финансовое обеспечение деятельности мобильной бригады осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции установили, что транспортировка Овчинникова А.В. из с. Троицкое Троицкого района Алтайского края в г. Барнаул для проведения процедуры <данные изъяты> осуществляется ответчиком в рабочие дни недели - вторник и четверг.

Согласно информации, полученной от <данные изъяты> центра, изменение графика прохождения Овчинниковым А.В. процедуры <данные изъяты> в настоящее время возможно, противопоказания для этого отсутствуют, смена дней получения процедуры <данные изъяты> не оказывает негативного влияния на состояние здоровья пациентов.

Так же в судебном заседании в суде первой инстанции лечащий врач Овчинникова А.В. - Х., пояснила, что смена графика <данные изъяты> не повлечет никаких неблагоприятных последствий для его здоровья. <данные изъяты> не привязана к графику <данные изъяты> при смене графика <данные изъяты> график <данные изъяты> останется прежним, для состояния здоровья Овчинникова А.В. каких-либо негативных последствий не повлечет. <данные изъяты> связана только с приемом пищи.

Приведенные обстоятельства указывают на то, что для истца имеется иной вариант прохождения процедур, а именно еженедельно в понедельник- среду-пятницу, вместо вторник-четверг-суббота.

Установив, что ответчик осуществляет установленную законом обязанность по транспортировке истца на процедуру гемодиализа в течение рабочих дней недели, возможность прохождения истцом такой процедуры именно в понедельник-среду-пятницу установлена исходя из медицинских данных, противопоказаний для этого не имеется, осуществление транспортировки в выходной день субботу не возможно, поскольку такой день является нерабочим для водителей мобильных бригад, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относится непосредственно к специализированной медицинской помощи, не относится к неотложной помощи, оказываемой в любое время, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что право истца на транспортировку для проведения процедуры гемодиализа в рабочие дни недели не нарушено, является возможным.

Незаконных действий (бездействия) ответчика по осуществлению транспортировки истца на процедуру гемодиализа не установлено судами.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения, поскольку в силу положений Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Приказа Минздрава Российской Федерации от 13 августа 2002 г. N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации", транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом <данные изъяты>, не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составной частью мероприятия по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры <данные изъяты>, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи, отказ в транспортировке <данные изъяты> Овчинникова А.В. в медицинское учреждение для прохождения жизненно необходимой процедуры <данные изъяты> не установлен, истец Овчинников А.В. не лишен возможности получить жизненно необходимую процедуру <данные изъяты> по понедельникам-средам-пятницам в диализном центре ООО «Б.БАРК» путем транспортировки с места жительства, организованной ответчиком, что соответствует медицинским показаниям, противопоказаний для такого графика проведения <данные изъяты> не установлено.

Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

При этом, исходя из пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права. Удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление нарушенного материального права.

Таким образом, условием осуществления защиты права в судебном порядке является нарушение права истца, угроза такого нарушения либо оспаривание права.

Из анализа приведенных норм следует, что лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение или оспаривание ответчиком его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом. Выбор способа защиты должен являться правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Избранный способ защиты гражданского права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру его нарушения.

Поскольку в судебном порядке подлежит защите нарушенное или оспариваемое право, а такое право у истца не нарушено (истец поручает услуги транспортировки на процедуру гемодиализа, имеется возможность прохождения данной процедуры по другому графику в рабочие дни недели), иск прокурора обоснованно оставлен без удовлетворения.

Юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях.

Вопреки доводам кассационного представления прокуратуры Алтайского края, противопоказаний для изменения графика проведения <данные изъяты> не установлено.

Доводы кассационного представления не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права.

Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационное представление не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своем представлении в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Троицкого районного суда Алтайского края от 26 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационное представление прокуратуры Алтайского края - без удовлетворения.

Председательствующий                            С.Б. Латушкина

Судьи                                                                                    О.С. Андуганова

                                                                                              Т.В. Леонтьева

8Г-16245/2023 [88-17009/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Овчинников Андрей Викторович
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты Алтайского края
Другие
Министерство социальной защиты Алтайского края
Министерство здравоохранения Алтайского края
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
24.08.2023Судебное заседание
24.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее