Решение по делу № 12-528/2021 от 06.08.2021

№ 12-528/2021

РЕШЕНИЕ

13 октября 2021 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации городского округа «Город Архангельск» Фроловой Е.Е. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ильиной Г.Б. по делу об административном правонарушении от 26.07.2021 № 384/21/29022-АП,

установил:

постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ильиной Г.Б. о назначении административного наказания от 26.07.2021 по делу об административном правонарушении № 384/21/29022-АП (по исполнительному производству № 68810/17/29022-ИП) администрация МО «Город Архангельск» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник администрации городского округа «Город Архангельск» Фролова Е.Е. подала жалобу о его отмене.

Защитники Такшеева С.А. и Кузнецова Г.А. в судебных заседаниях поддержали доводы жалобы, указав, что местной администрацией предпринимались все возможные меры по исполнению решений судов о предоставлении жилья сиротам, но из областного бюджета выделяется недостаточно денежных средств.

Выслушав защитников, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, в вину местной администрации вменяется неисполнение решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 07 сентября 2017 года по делу № 2-5204/2017, вступившему в законную силу 13.10.2017, а именно: в установленный судебным приставом-исполнителем срок до 05 октября 2020 года Администрацией городского округа «Город Архангельск» не выполнены следующая обязанность, возложенная решением суда:

- предоставить Ф.Е.А. по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска, за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996
№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, для исполнения указанного решения суда, 08.11.2017 возбуждено исполнительное производство № 68810/17/29022-ИП, однако исполнительный документ до настоящего времени не исполнен. Судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование от 09.06.2020 об исполнении решения суда с установлением нового срока исполнения требований исполнительного документа до 05.10.2020. Требование получено местной администрацией 10.06.2020, что подтверждается отметкой о получении.

Как следует из материалов дела и жалобы, до настоящего времени решение суда о предоставлении жилого помещения Ф.Е.А. не исполнено.

Поэтому деяние местной администрации правильно квалифицировано должностным лицом по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Сделанные в обжалуемом постановлении выводы подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Довод подателя жалобы об отсутствии вины в совершённом правонарушении отклоняется судьёй по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исполнительное производство в указанный период не было приостановлено или прекращено. Также отсутствуют сведения о предоставлении в указанный период рассрочки или отсрочки исполнения решения суда.

В случае, если должник полагал, что имелись основания для изменения способа или порядка исполнения решения суда либо предоставления отсрочки вследствие недостаточности денежных средств, то должник вправе был обратиться в суд в установленном порядке.

Вопреки доводам жалобы о том, что местная администрация приняла все зависящие от нее меры по исполнению решения суда, сведения о таких мерах в рассматриваемый период с июня по октябрь 2020 года отсутствуют.

Российская Федерация – социальное государство, в котором, согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется. В соответствии с практикой Европейского Суда по правам человека, необоснованно длительная задержка исполнения вступившего в силу решения может рассматриваться как нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом отсутствие денежных средств и иных ресурсов не может являться оправданием неисполнения судебного решения.

Согласно решению суда, неисполнение которого стало основанием для привлечения к ответственности, жилье должно быть предоставлено за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Наделение органов местного самоуправления данными государственными полномочиями Архангельской области предусмотрено главой VII закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (далее – областной закон № 84-5-ОЗ).

Статьей 46 областного закона № 84-5-ОЗ предусмотрено, что в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований приобретают жилые помещения в том числе путем заключения договора купли-продажи жилых помещений на первичном или вторичном рынке жилья, заключения договора участия в долевом строительстве, организации строительства жилых домов.

В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

С учетом этого в статье 2 областного закона № 84-5-ОЗ также предусмотрено, что одним из принципов наделения государственными полномочиями является принцип материально-финансовой обеспеченности передаваемых полномочий.

Частью 5 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ также предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Однако использование данных собственных ресурсов является правом, и, следовательно, их неиспользование в рассматриваемом случае само по себе не является нарушением.Кроме того, частью 3 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Однако указанные нормы права о финансовой обеспеченности передаваемых полномочий не свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае не имеется состава правонарушения.

Из материалов дела следует, что субвенции на выполнение указанных полномочий выделялись из бюджета Архангельской области (и федерального бюджета) в размере, который недостаточен для исполнения всех решений судов о предоставлении жилых помещений данной категории граждан, а также для предоставления жилья тем сиротам, в отношении которых решения судов не выносились.

Но данное обстоятельство не освобождает должника (местную администрацию) от обязанности по принятию мер по исполнению конкретного решения суда.

Из материалов дела следует, что, хотя и в недостаточном размере, но финансирование было выделено в 2020 году – всего 93 071,7 тыс. руб., что позволяло исполнять полномочия в определенной части. И при этом именно местная администрация определяла, каким образом осуществлять данные полномочия и кому предоставлять жилые помещения.

Обращение заместителя Главы МО «Город Архангельск» по социальным вопросам к министру образования и науки Архангельской области от 27 апреля 2020 года направлено до вынесения судебным приставом-исполнителем требования от 09 июня 2020 года, не содержит упоминания о необходимости исполнения решения суда в отношении Ф.Е.А. и не отвечает требованиям бюджетного законодательства.

В частности, согласно пункту 13 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 года № 1-пп (далее – Порядок), при необходимости изменения объема субвенций, выделенных местным бюджетам на текущий финансовый год, органы местного самоуправления не позднее 15 июля текущего финансового года обращаются в министерство с предложением о выделении дополнительных бюджетных ассигнований (при этом предоставляются документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований) либо об уменьшении объема субвенции.

Согласно пунктам 2 – 4 Порядка, финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений производится за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий год. Министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до министерства образования Архангельской области предельные объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана областного бюджета. Субвенции предоставляются министерством местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели министерству.

Как следует из представленных защитниками документов, в рассматриваемый период с июня по октябрь 2020 года местная администрация не обращалась в уполномоченные органы исполнительной власти Архангельской области с мотивированным предложением о дополнительном финансировании.

По этой же причине отсутствуют основания и для освобождения от ответственности и прекращения производства по делу на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, согласно которой должно быть установлено, что соответствующим должностным лицом местного самоуправления вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования не выделялись.

Тот факт, что органам государственной власти Архангельской области было известно или должно было быть известно о недостаточном финансировании полномочий, а также то, что ежемесячно в адрес министерства образования Архангельской области направляются отчеты о расходовании средств субвенции и сведений о лицах, в отношении которых вынесены судебные решения о предоставлении жилого помещения, не свидетельствует о соблюдении порядка истребования дополнительного финансирования, поскольку направляемая информация не содержит мотивированных предложений, документов и расчетов, обосновывающих размер дополнительных бюджетных ассигнований, в том числе в отношении конкретного взыскателя в рамках исполнительного производства.

Довод о том, что местная администрация не имела права предоставить жилое помещение по указанному решению суда, поскольку была бы нарушена очередность, также отклоняется судом.

Законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений данной категории граждан в порядке очередности, о чем неоднократно указывал и Верховный Суд Российской Федерации (в том числе в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2020 года № 16-КГ20-25-К4). В случае наличия сомнений в данной части, руководствуясь положениями законодательства об исполнительном производстве и гражданского процессуального законодательства, взыскатель вправе был обратиться в суд за разъяснениями неясностей или определением порядка исполнения.

В случае, если местная администрация полагает, что субвенция выделяется в заведомо недостаточном размере, что не позволяет исполнять полномочия надлежащим образом, то вправе была оспаривать соответствующие действия (бездействие) органов государственной власти Архангельской области и положения областного закона о размере субвенций, инициируя тем самым решение вопроса о прекращении осуществления государственных полномочий в соответствии со статьей 10 областного закона № 84-5-ОЗ. Однако сведения о таких действиях со стороны местной администрации также отсутствуют.

Таким образом, доказательства того, что в рассматриваемый период с июня по октябрь 2020 года местной администрацией как юридическим лицом и органом местного самоуправления были предприняты какие-либо зависящие от нее меры для исполнения требований исполнительного документа, в материалах дела отсутствуют.

Следовательно, с учетом статьи 2.1 КоАП РФ не имеется оснований для вывода о том, что должник правомерно бездействовал в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Совершение действий по обеспечению жильем иных взыскателей, в том числе путем проведения аукционов по покупке квартир, не свидетельствует о принятии мер по исполнению конкретного решения суда в отношении Ф.Е.А.

При таких обстоятельствах деяние местной администрации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

В данной ситуации оценка правомерности или неправомерности действий органов власти и должностных лиц Архангельской области не является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Сведения о существенном нарушении процессуальных требований отсутствуют. Административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1 – 4.3 КоАП РФ.

Назначив наказание в минимально возможном размере, должностное лицо учло указанные обстоятельства дела и характер правонарушения. С учетом характера правонарушения отсутствуют основания для вывода о том, что наказание является чрезмерным.

Законные основания для снижения размера штрафа или признания правонарушения малозначительным отсутствуют.

Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно. Правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.

Судья, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ильиной Г.Б. от 26.07.2021 по делу об административном правонарушении № 384/21/29022-АП оставить без изменения, жалобу Фроловой Е.Е. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

С.Р. Ярмолюк

12-528/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация городского округа "Город Архангельск"
Другие
Кузнецова Галина Александровна
Фролова Елена Евгеньевна
Такшеева Светлана Александровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Ярмолюк С.Р.
Статьи

17.15

Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
06.08.2021Материалы переданы в производство судье
09.08.2021Истребованы материалы
13.08.2021Поступили истребованные материалы
14.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
13.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее