Решение по делу № 2-203/2020 от 28.10.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин                              12 марта 2020 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,

при помощнике судьи Мартыновой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-203/2020 по иску Н. В. Н. к администрации городского округа Клин о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Н. В.Н. обратилась в суд с вышепоименованным иском и указала, что 22 марта 2018 г между истцом и ответчиком был заключен Договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером /номер/, по адресу: /адрес/, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, на землях населенных пунктов, общей площадью 2000 кв.м, со сроком действия по 22.03.2021 года, и зарегистрирован в установленном законом порядке. Ранее действовал другой договор аренды сроком с 22 марта 2015 г. до 22 марта 2018 г.

В 2017 году истец завершил строительство жилого дома на данном земельном участке и 10 ноября 2017 года жилой дом был зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.

В августе 2019 года истец обратился в Администрацию городского округа Клин с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату.

Решением Администрации городского округа Клин /номер/ от 30 08.2019 г. истцу было отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка на основании того, что «согласно сведениям заключения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области испрашиваемый земельный участок частично расположен в береговой полосе пруда (20 метров)».

Истец с решением /номер/ от 30 08 2019 г. Администрации городского округа Клин не согласен по следующим основаниям.

При предоставлении земельного участка и заключении с ним договора аренды никаких ограничений в отношении земельного участка не было. Публичные сервитуты отсутствовали и отсутствуют на сегодняшний день. На протяжении 5-ти лет, с 2015 года по 2019 год, ничто не мешало ответчику взимать с истца арендную плату за землю, которую истец добросовестно и своевременно платил.

Согласно cт. 39.1 п. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно ст. 39.20. п. 1 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39 20 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 6,7 части 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка и заключения договора купли-продажи земельного участка.

Согласно частям 5, 6 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и по результатам рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договоров купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка. В пункте 2 статьи 15 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Основанием для отказа о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть ограничения, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, а, именно: ограничение в обороте; запрет приватизации, установленный федеральным законом; резервирование для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов.?

Таких ограничений на указанном земельном участке не установлено. По мнению истца, в данном случае по отношению к истцу был применен формальный подход при рассмотрении его заявления.

Земельный участок истца имеет соответствующие границы на местности. Споров у истца со смежными землепользователями по границам участков, а также с иными лицами о субъективном праве на участок не имеется. Своим решением ответчик препятствует истцу в выкупе испрашиваемого земельного участка.

В соответствии с абзацем шестым статьи 12 и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.

В соответствии со статьей 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актом и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. В силу статьи 73 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Истец просит:

1. Признать незаконным отказ Администрации городского округа Клин о предоставлении Н. В.Н. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером /номер/ по адресу: /адрес/, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, на землях населенных пунктов, общей площадью 2000 кв.м.

2. Обязать Администрацию городского округа Клин предоставить Н. В.Н. за плату вышеуказанный земельный участок.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования.

Представитель администрации городского округа Клин иск не признал, представил в суд отзыв на иск, где указал следующее:

Администрация городского округа Клин возражает против удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно п. 5.6 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от «26» декабря 2018 года /номер/ (Административный регламент) в целях предоставления Государственной услуги Администрация взаимодействует с:

5.6.1.    Министерством имущественных отношений Московской области, в целях получения сводного заключения о наличии/отсутствии оснований для предоставления земельного участка;

5.6.2.    Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для получения сведений о земельном и/или расположенном на земельном участке объекте из Единого государственно реестра недвижимости;

5.6.3.    Управлением Федеральной налоговой службы для получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

5.6.4.    Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, по вопросу получения сведений об оборотоспособности земельного участка.

Административным регламентом предусмотрено, что после получения ответов на межведомственные запросы, в случае наличия оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги, предусмотренных пунктом 13 Административного регламента, специалист Администрации подготавливает проект Решения об отказе в предоставлении Государственной услуги и направляет его для получения сводного заключения Минмособлимущества.

Согласно «Заключению об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования» Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в отношении земельного участка с КН /номер/, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: /адрес/, установлены следующие ограничения:

«1.3 береговая полоса водного объекта общего пользования, расположение на земельном участке/образуемом земельном участке водного объекта общего пользования/части водного объекта общего пользования - Частично расположен, в береговой полосе руда;

1. Водоохранная (рыбоохранная) зона - Частично расположен, в береговой полосе руда (20 м)».

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев указанных в законе.

Пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Пунктом 6 статьи 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Следовательно, учитывая заключение об оборотоспособности земельного участка, Администрацией 30.08.2019 принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги (по п. 13.2.22 «Нахождение в пределах земельного участка водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности»), которое направлено на согласование в Минмособлимущество.

Согласно п. 7 Приложения № 14 к Административному регламенту, специалист Администрации, ответственный за предоставление Государственной услуги, на основании полученного сводного заключения Минмособлимущества, определяет возможность предоставления Государственной услуги.

В соответствии со сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений № 122-0 от 28.08.2019 отказ в предоставлении услуги согласован.

Таким образом, в данном случае орган местного самоуправления лишен возможности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта Российской Федерации - Министерства имущественных отношений Московской области. (л.д. 28-29).

По ходатайству представителя ответчика, протокольным определением суда от 23.12.2019, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура), представитель которого иск не признал, представил в суд письменные пояснения по иску, где указал следующее:

Мособлархитектура считает заявленные требования незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

В соответствии с п.6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра, расчетное расстояние от границ участка с кадастровым номером 50:03:0030380:1110 до границ пруда составляет менее 20 метров.

В соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, запрещается приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. (л.д. 53).

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.

По договору аренды земельного участка /номер/ от 22.03.2018 Арендодатель Администрация городского округа Клин предоставила Арендатору Н. В. Н. за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 2000 кв.м с кадастровым номером /номер/, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: /адрес/. Договор заключен на три года с 22 марта 2018 года по 22 марта 2021 года.

Согласно п. 1.3 договора аренды, установлены следующие ограничения использования земельного участка: участок расположен в пределах береговой линии водного объекта.

Согласно п. 1.4 на земельном участке расположены следующие объекты недвижимости: жилой дом кадастровый /номер/. (л.д. 10-17).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 3 указанной статьи, содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с подп. 3 п. 5 указанной статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 8 указанной статьи запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В соответствии с ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 2 указанной статьи, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 6 указанной статьи, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Согласно информации Мособлархитектуры, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:03:0030380:1110 частично расположен в береговой полосе пруда на расстоянии 10 м от границ пруда (л.д. 55-63), при том, что, согласно п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, в силу чего, в силу подп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ данный земельный участок ограничен в обороте и не может предоставляться в собственность согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ.

Решением администрации городского округа Клин от 30.08.2019 /номер/ отказано в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», так как согласно заключению Комитета по архитектуре Московской области испрашиваемый земельный участок частично расположен в береговой полосе пруда (20 м). (л.д. 9).

Статьей 2 Закона Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», вступившего в силу 1 января 2015 года, установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по принятию решения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 6 части 1). Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3 статьи 2).

В силу подпункта 2 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 № 1154/51 Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

При изложенном выше нормативном регулировании орган местного самоуправления муниципального района лишен возможности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта РФ - Министерства имущественных отношений Московской области.

Оценив представленные сторонами и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,

суд

Р Е Ш И Л:

Иск Н. В. Н. к администрации городского округа Клин о признании отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с К/номер/ по адресу: /адрес/, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства на землях населенных пунктов, общей площадью 2000 кв.м, обязании предоставить за плату данный земельный участок – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 12 марта 2020 года.

                Судья –

    

    

2-203/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Николаева Валентина Николаевна
Ответчики
Администрация г.о. Клин
Другие
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области
Суд
Клинский городской суд Московской области
Судья
Мирошниченко Александр Иванович
Дело на странице суда
klin.mo.sudrf.ru
28.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2019Передача материалов судье
29.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2019Подготовка дела (собеседование)
29.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2019Судебное заседание
24.12.2019Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
12.03.2020Судебное заседание
12.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.06.2020Судебное заседание
08.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
13.10.2020Дело оформлено
13.10.2020Дело передано в архив
12.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее