дело № 2-401/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
27 февраля 2019 года г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Косенко В.А., при секретаре Горшкове Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Коробкова Олега Владимировича к Федеральному государственному казенному учреждению «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» о признании отказа в приеме на работу необоснованным, понуждении к заключению трудового договора, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
РљРѕСЂРѕР±РєРѕРІ Рћ.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ вышеназванным РёСЃРєРѕРј, указывая, что Центром занятости населения Рі. Воронежа был направлен для трудоустройства РІ ФГКУ В«1 отряд Федеральной противопожарной службы РїРѕ Воронежской области» РЅР° замещение вакантной должности РїРѕ <данные изъяты>. 12.09.2018Рі. ответчик, ознакомившись СЃ РјРѕРёРјРё документами Рѕ квалификации, стаже работы, отказал РІ трудоустройстве СЃ формулировкой «отсутствие вакантной должности пожарного, требуется водитель категории «С» СЃ опытом работы». Рстец считает, что приведенная ответчиком аргументация РѕР± отказе РІ приеме РЅР° работу является ложной Рё необоснованно ограничивает истца РІ трудовых правах, РЅРµ связанных СЃ его деловыми качествами.
Рстец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ требованиями:
- признать отказ ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» в приеме его на работу в данную организацию необоснованным, не связанным с его деловыми качествами и квалификацией;
- восстановить его нарушенные трудовые права, обязав ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» заключить с Коробковым О.В. трудовой договор со дня обращения к нему, в соответствии с предложением в ранее указанном объявлении на портале Центра занятости, последующем направлении на работу;
- взыскать с ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» в пользу истца в счет компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя, денежную сумму в размере 300.000 руб.
В судебном заседании истец поддержал изложенные в иске доводы и требования.
Представитель ответчика РїРѕ доверенности Павлова Рќ.Рќ. возражала против удовлетворения РёСЃРєР°, ссылаясь РЅР° "Рнструкцию Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ отбора граждан РЅР° службу (работу) РІ федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы", утвержденную приказом РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 11.11.2009Рі. N 626. РџРѕ состоянию РЅР° 12.09.2018Рі. РЅР° СЂСЏРґ должностей, которые были вакантными РїРѕ состоянию РЅР° 21.08.2018Рі., СѓР¶Рµ были приняты работники. РќР° неукомплектованные РїРѕ состоянию РЅР° 12.09.2018Рі. должности был произведен отбор кандидатов, РѕРЅРё были направлены РЅР° психодиагностическое Рё медицинское обследование. Таким образом, РїРѕ состоянию РЅР° 12.09.2018Рі. Сѓ ФГКУ В«1 отряд Федеральной противопожарной службы РїРѕ Воронежской области» отсутствовала необходимость РІ дальнейшем отборе кандидатов для замещения должностей, относящихся Рє категории «пожарный». Просила РІ РёСЃРєРµ отказать.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
21.08.2018г. ответчик представил в ЦЗН «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», указав о наличии 14 вакансий по профессии (специальности), должности <данные изъяты>» (л.д. 36-37).
07.09.2018г. ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа 2 выдало Коробкову О.В. направление на работу на замещение свободного рабочего места (вакантной должности) по профессии (специальности) <данные изъяты> на конкурсной основе в соответствии с заявленными сведениями о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей). 12.09.2018г. ответчик кандидатуру Коробкова О.В. отклонил в связи с отсутствием вакантной должности пожарного, требуются водители категории «С» с опытом работы» (л.д. 6).
При рассмотрении дела установлено, что приказами о приеме работников на работу были приняты на должность «пожарный»: приказ <данные изъяты>. – один человек (л.д. 60), приказ <данные изъяты>. – один человек (л.д. 61-62), приказ <данные изъяты>. – один человек (л.д. 63).
Согласно Журналу регистрации направлений на психодиагностическое и медицинское обследование кандидатов и личного состава ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и его структурных подразделений, были выданы направления 11 кандидатам на должность «пожарный» (л.д. 55-59).
В представленных ответчиком «Сведениях о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» по состоянию на 28.09.2018г. вакансии по профессии (специальности), должности <данные изъяты>» отсутствуют (л.д. 38-39).
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.
Согласно ст. 64 Трудового кодекса РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
В абзацах 1, 2 пункта 10 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указано, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции Российской Федерации, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССРот 31 января 1961 г.).
Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положения Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ равном доступе Рє государственной службе (часть 4 статьи 32), государство, регулируя отношения службы, может устанавливать РІ этой сфере особые правила. Рто находится РІ полном соответствии СЃ частью 3 статьи 55 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, допускающей РІ установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, Рё РЅРµ противоречит пункту 2 статьи 1 Конвенции РњРћРў N 111 1958 РіРѕРґР° относительно дискриминации РІ области труда Рё занятий, согласно которому, различия, исключения или предпочтения РІ области труда Рё занятий, основанные РЅР° специфических (квалификационных) требованиях, связанных СЃ определенной работой, РЅРµ считаются дискриминацией.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 23.05.2016г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе военнослужащими или государственными гражданскими служащими, регулируются законодательством Российской Федерации соответственно о военной службе или государственной гражданской службе, а трудовые отношения – трудовым законодательством Российской Федерации.
На службу в федеральную противопожарную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, состоянию здоровья и физической подготовке выполнять служебные обязанности сотрудника федеральной противопожарной службы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 23.05.2016г. N 141-ФЗ).
Приказом РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 11.11.2009 РіРѕРґР° N 626 утверждена "Рнструкция Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ отбора граждан РЅР° службу (работу) РІ федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы", которая определяет РїРѕСЂСЏРґРѕРє отбора, изучения Рё проверки кандидатов для поступления РЅР° службу (работу) РІ федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы для замещения должностей СЂСЏРґРѕРІРѕРіРѕ Рё начальствующего состава, Р° также должностей работников, Р° также РїРѕСЂСЏРґРѕРє принятия решения Рѕ приеме кандидата РЅР° службу (работу).
Согласно Рї. 11 Рнструкции, непосредственный РїРѕРёСЃРє кандидатов проводится руководителями Рё сотрудниками кадровых служб Рё структурных подразделений организаций РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё, РІ том числе путем публикации объявлений Рѕ вакансиях должностей сотрудников, работников РІ конкретной организации РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё.
Р’ соответствии СЃ Рї. 12 Рнструкции, изучение кандидатов для поступления РЅР° службу (работу) РІ федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы осуществляется РІ РґРІР° этапа:
предварительное изучение;
изучение кандидатов в процессе медицинского освидетельствования, психофизиологического обследования.
Р’ Рї. 16 Рнструкции предусмотрено, что кадровая служба, получив указание руководителя организации РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё, имеющего право назначения РЅР° должность, Рѕ продолжении изучения кандидата РЅР° службу, направляет его РЅР° медицинское освидетельствование, психофизиологическое обследование, организует проверку сведений, представленных кандидатом, РІ целях выявления ограничений РІ приеме РЅР° службу (работу), проверку РїРѕ учетам.
РџРѕ окончании изучения Рё проверки кандидата сотрудник кадровой службы оформляет заключение Рѕ приеме РЅР° службу (работу) РІ федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (Рї. 40 Рнструкции).
Материалами дела подтверждается, что РїРѕ состоянию РЅР° 12.09.2018Рі. Сѓ ответчика отсутствовала необходимость РІ отборе кандидатов РЅР° должность <данные изъяты>В», так как РЅР° 3 РёР· 14 заявленных вакансий СѓР¶Рµ были приняты работники, Р° РЅР° 11 вакансий РІ соответствии СЃ требованиями Рнструкции произведен отбор кандидатов, которым выданы направления РЅР° медицинское освидетельствование, психофизиологическое обследование (Р».Рґ. 55-59, 60, 61-62, 63).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что при рассмотрении дела не было представлено доказательств, которые свидетельствовали бы о том, что истцу отказано в приеме на работу по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер (ст. 64 Трудового кодекса РФ), суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании необоснованным отказа ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» в приеме истца на работу в данную организацию.
Требования истца Рѕ возложении РЅР° ответчика обязанности заключить СЃ Коробковым Рћ.Р’. трудовой РґРѕРіРѕРІРѕСЂ заявлены без учета "Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ отбора граждан РЅР° службу (работу) РІ федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы", устанавливающей РїРѕСЂСЏРґРѕРє отбора, изучения Рё проверки кандидатов для поступления РЅР° службу (работу), Р° потому также РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть удовлетворены.
Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Принимая во внимание, что неправомерных действий и нарушений прав истца со стороны ответчика по рассматриваемым требованиям суд не установил, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РљРѕСЂРѕР±РєРѕРІР° Олега Владимировича Рє Федеральному государственному казенному учреждению В«1 отряд Федеральной противопожарной службы РїРѕ Воронежской области» Рѕ признании отказа РІ приеме РЅР° работу необоснованным, понуждении Рє заключению трудового РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Косенко В.А.
Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2019 года