Дело № 2-628/2015
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ21 мая 2015 года город Великие Луки
Великолукский городской суд Псковской области в составе председательствующего федерального судьи Никитина С.С. при секретаре Ермолиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кротова И.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Псковской области, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Великие Луки и Великолукскому району о защите нарушенных прав ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
Кротов И.А. обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просил признать недействительным решение комиссии по выдаче удостоверения ветерана боевых действий УМВД России по Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), которым признано недействительным выданное Кротову И.А. удостоверение ветерана боевых действий; признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по городу Великие Луки и Великолукскому району от ДД.ММ.ГГГГ о закрытии назначенной Кротову И.А. ежемесячной денежной выплаты; обязать Управление Пенсионного фонда возобновить прекращенную с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), назначенную ему как ветерану боевых действий в связи с нахождением в служебной командировке в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать УМВД России по Псковской области возобновить ему пенсию за выслугу лет с повышением, предусмотренным пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В обоснование заявленных требований указано на то, что при принятии оспариваемого решения комиссия по выдаче удостоверений ветерана боевых действий УМВД превысила свои полномочия, поскольку согласно постановлению Правительства РФ от 19.12.2003 года № 763 УМВД уполномочено лишь на выдачу таких удостоверений, но не на признание их недействительными, поскольку в этом случае гражданин лишается гарантированных действующим федеральным законодательством льгот во внесудебном порядке. По мнению истца, оспариваемое решение принято по результатам служебной проверки, которая не могла проводиться в отношении уволенного сотрудника, какие-либо права ему не разъяснялись, объяснения у него не отбирались, с результатами проверки его никто не знакомил.
В связи с этим, правовых оснований для признания недействительным удостоверения ветерана боевых действий, равно, как и для принятия решения о выплате пенсии в меньшем размере, у УМВД не имелось, а у Управления Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для прекращения указанной выплаты во внесудебном порядке.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Великие Луки и Великолукскому району Сидорюк О.С. исковые требования не признала, представила свои возражения в письменном виде, в которых указала на то, что основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты Кротову И.А. с ДД.ММ.ГГГГ послужило письмо УМВД России по Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что удостоверение ветерана боевых действий серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ признано выданным без законных на то оснований. Это определило отсутствие у Кротова И.А. статуса ветерана боевых действий, дающего право на получение ЕДВ.
Представитель Управления Министерства внутренних дел России по Псковской области Степанова О.Ю. исковые требования Кротова И.А. также не признала по тем основаниям, что действующее законодательство не относит выполнение задач на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта, а потому на лиц, выполнявших указанные задачи не распространяется статус ветерана боевых действий. При принятии решения комиссия УМВД не вышла за пределы своих полномочий, поскольку в соответствии с вышеназванным постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763 именно на территориальные органы МВД России возложены обязанности по оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий. Следовательно, при установлении факта неправомерной выдачи удостоверения указанная комиссия могла принять решение о признании его недействительным.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, а также материалы служебной проверки УМВД России по Псковской области, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что проходя службу в органах внутренних дел Кротов И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке в составе оперативно-следственной группы МВД РФ, приданной Временному Государственному комитету РФ по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, непосредственно участвовал в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, что подтверждается справкой заместителя руководителя оперативно-следственной группы при Временном Государственном комитете РФ по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.
В соответствии с выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено считать время выполнения Кротовым И.А. боевой задачи в зоне чрезвычайного положения в период нахождения в служебной командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет, дающую право на пенсию – из расчета один месяц службы за три месяца.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией УВД Псковской области было принято решение (протокол №) о выдаче удостоверения ветерана боевых действий Кротову И.А. При этом полученное Кротовым И.А. на основании данного решения удостоверение ветерана боевых действий серии <данные изъяты> № было датировано ДД.ММ.ГГГГ. Указанное несоответствие даты выдачи удостоверения и даты принятия решения о его выдаче в ходе судебного разбирательства ответчиками под сомнение не ставилось, в связи с чем суд воздерживается от оценки данного факта и принимает за основу то обстоятельство, что решение о выдаче удостоверения принималось ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Кротову И.А. как ветерану боевых действий была назначена ежемесячная денежная выплата.
По результатам служебной проверки, проведенной по рапорту начальника правового отделения УМВД России по Псковской области, старшим оперуполномоченным по особо важным делам ОРЧ СБ УМВД России по Псковской области ФИО10 было вынесено заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он полагал необходимым признать удостоверение ветерана боевых действий Кротова И.А. выданным без законных на то оснований, а управлению по работе с личным составом и правовому отделению УМВД рассмотреть вопрос о возможности признания недействительным указанного удостоверения, его изъятии и о лишении ежемесячной денежной выплаты.
Решением комиссии по выдаче удостоверений ветерана боевых действий УМВД России по Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) удостоверение Кротова И.А. серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ было признано недействительным.
ДД.ММ.ГГГГ начальник УМВД России по Псковской области ФИО11 направил в Отделение Пенсионного фонда РФ по Псковской области сообщение о том, что названное выше удостоверение признано выданным без законных на то оснований.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Великие Луки и Великолукскому району направило Кротову И.А. решение от ДД.ММ.ГГГГ о закрытии ЕДВ по категории «Ветеран боевых действий» с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с лишением истца статуса ветерана боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Псковской области установило Кротову И.А. пенсию за выслугу лет без повышения на 32 процента, предусмотренного для ветеранов боевых действий пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Принимая решение об удовлетворении иска, суд учитывает следующее.
В статье 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» содержится перечень лиц, обладающих правом на ежемесячную денежную выплату, в числе которых поименованы и ветераны боевых действий, указанные в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» функции по выдаче удостоверений возложены на федеральные органы исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Приказом МВД РФ от 07 мая 2004 года № 282 была утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Инструкция).
Из содержания указанных нормативных актов следует, что УМВД России по Псковской области было уполномочено лишь на выдачу удостоверений ветерана боевых действий; полномочий по признанию их недействительными ни указанным постановлением Правительства РФ, ни Инструкцией МВД РФ о порядке выдаче удостоверений ветерана боевых действий УМВД не предоставлено.
Из удостоверения серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Кротова И.А. следует, что оно выдано бессрочно, действительно на всей территории РФ, его предъявитель имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
В связи с тем, что принятие государственным органом решения о присвоении тому или иному гражданину определенного социального статуса, влечет за собой приобретение последним права на получение ряда льгот и пособий, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, то вопрос о лишении гражданина этих льгот не может быть рассмотрен этим же государственным органом при условии, что закон не предоставил ему для этого соответствующие полномочия.
Частью четвертой статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.
В соответствии со статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в решениях по делам «Булгакова против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, «Левочкина против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ и других, требование гражданина в отношении выплаты пенсий и иных социальных выплат по смыслу статьи 1 Протокола № к Конвенции может рассматриваться как «имущество», а сам спор, касающийся права гражданина на получение этих выплат носит имущественный характер.
Положениями части третьей статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, оспариваемые решения УМВД о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и о выплате пенсии за выслугу лет в меньшем размере, а также решение Управления Пенсионного фонда о прекращении ежемесячной денежной выплаты не могут быть признаны законными, поскольку такие решения могли быть приняты только судом по заявлению заинтересованных лиц.
Доводы ответчиков об обратном судом не принимаются, поскольку они основаны на ошибочном толковании вышеуказанных правовых норм.
Кроме того, суд принимает во внимание то, что в течение 10 лет за Кротовым И.А. признавался государством присвоенный ему статус ветерана боевых действий, производились соответствующие денежные выплаты, предоставлялись предусмотренные законом льготы. Учитывая общеправовой принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, произвольное (во внесудебном порядке) лишение указанного статуса является недопустимым.
При таких обстоятельствах оспариваемые решения подлежат признанию недействительными, а право Кротова И.А. на получение с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты и пенсии за выслугу лет с учетом надбавки, предусмотренной пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 с 01 апреля 2014 года – восстановлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ
РЕ Ш И Л :Исковые требования Кротова И.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Псковской области, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Великие Луки и Великолукскому району удовлетворить.
Признать недействительным решение комиссии по выдаче удостоверения ветерана боевых действий Управления Министерства внутренних дел России по Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Кротову И.А. (удостоверение серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ года).
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Великие Луки и Великолукскому району от ДД.ММ.ГГГГ о закрытии назначенной Кротову И.А. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Великие Луки и Великолукскому району возобновить Кротову И.А. указанную ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Министерства внутренних дел России по Псковской области возобновить Кротову И.А. с ДД.ММ.ГГГГ пенсию за выслугу лет с повышением, предусмотренным пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О ФИО2 обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий С.С. Никитин