Решение по делу № 33-7976/2024 от 18.11.2024

УИД 11RS0001-01-2024-005190-43

г. Сыктывкар      Дело № 2-4847/2024 (33-7976/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Никитенковой Е.В., Щелканова М.В.

при секретаре Микушевой А.И.

рассмотрела в судебном заседании 25 ноября 2024 года гражданское дело по иску Юркина Александра Анатольевича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности перенести площадку для установки мусорного контейнера

по апелляционной жалобе Юркина Александра Анатольевича на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 сентября 2024 года.

Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснения представителя истца Юркина А.А. – Шибаевой Н.В., представителя ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» - Боровлева Г.А., третьих лиц Одинцовой Е.В., Красавцевой-Одинцовой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Юркин А.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении на ответчика обязанности демонтировать (снести) площадку для установки мусорного контейнера по адресу: <Адрес обезличен> и перенести мусорный контейнер в другое место.

В обоснование требований указано, что истец является собственником земельного участка по адресу: <Адрес обезличен> и расположенного на нём индивидуального жилого дома. Возле его участка ответчик обустроил площадку для сбора ТКО, установив на ней бункер-накопитель. Расстояние от границы земельного участка до мусорного контейнера составляет 4 м, что не соответствует санитарным требованиям и нарушает права истца на благоприятную окружающую среду.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования и просил возложить на ответчика обязанность перенести площадку для установки мусорного контейнера и бункер-накопителя с места возле <Адрес обезличен> по адресу, указанному в реестре контейнерных площадок на территории МО ГО «Сыктывкар» - <Адрес обезличен> ссылаясь на то, что фактическое местоположение мусорной площадки не соответствует координатам и адресу, утвержденному постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Номер обезличен> (л.д.124).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», ООО «Региональный оператор Севера», Гачин Д.В., Одинцова Е.В., Красавцева-Одинцова М.В., Лайер Ф.А. и ООО «УК «Лесозавод».

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12.09.2024 в удовлетворении требований Юркина Александра Анатольевича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности перенести площадку для установки мусорного контейнера и бункер-накопителя с места возле дома <Адрес обезличен> по адресу, указанному в реестре контейнерных площадок на территории МО ГО «Сыктывкар», отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

Третьи лица Одинцова Е.В., Красавцева-Одинцова М.В., ознакомившись с апелляционной жалобой Юркина А.А., представили заявление, в котором указывают, что перенос бункера-накопителя, по их мнению, является бессмысленным.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 1).

В соответствии с п. 4 ст. 13.4 указанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.

В соответствии с положениями п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Согласно п. 11 и п. 12 Правил № 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Судом при рассмотрении дела установлено, что истец Юркин А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>. На данном земельном участке расположен жилой дом 1918 года постройки и объект незавершенного строительства.

В 2019 году возле забора на углу южной и западной границ земельного участка истца администрацией МО ГО «Сыктывкар» обустроена площадка для сбора ТКО с бетонным покрытием (без ограждения) и бункером-накопителем объемом 8 куб.м (л.д. 57, 52).

Указанное место накопления ТКО <Дата обезличена> внесено в реестр контейнерных площадок на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденный постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> (п. 802 реестра). Собственником контейнерной площадки указана администрация МО ГО «Сыктывкар». Источник образования отходов - частные дома по <Адрес обезличен>

<Дата обезличена> истец направил в администрацию МО ГО «Сыктывкар» заявление с просьбой перенести в иное место площадку для сбора ТКО, установленную возле его участка, указывая, что площадка размещена с нарушением санитарных норм и правил в части расстояния до границы его земельного участка.

Управление ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» 06.03.2024 уведомило истца о том, что место для сбора и накопления ТКО для собственников частных домовладений было определено с учетом действующих норм СанПиН, а также наличия транспортной доступности для вывоза отходов.

Несогласие истца с позицией администрации МО ГО «Сыктывкар» послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2, 3, 11, 16 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, п. 3, 4 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, и, принимая во внимание акт выездного обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» от <Дата обезличена> согласно которому бетонное основание бункера для накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <Адрес обезличен> расположено на расстоянии 20,418 метров до ближайшего жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> и на расстоянии 21,859 метров до многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес обезличен>, пришел к выводу о соответствии указанного места сбора и временного накопления ТКО санитарно-эпидемиологическим требованиям, в связи с чем оснований для переноса спорной площадки для сбора ТКО не имеется.

Также суд указал, что согласно схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО на карте МО ГО «Сыктывкар», утвержденной постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена>, место расположения контейнерной площадки, указанной в п. 802 реестра как <Адрес обезличен>, соответствует её фактическому местоположению - на пересечении улиц <Адрес обезличен>л.д.161). Несоответствие адреса площадки для сбора ТКО, указанного в реестре (<Адрес обезличен>) её фактическому местоположению (<Адрес обезличен>) не является достаточным основанием для переноса площадки и бункера-накопителя, поскольку при установленных по делу обстоятельствах такое несоответствие само по себе прав истца не нарушает.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на пояснительные записки кадастрового инженера ИП Ждановой О.А. о том, что бункер-накопитель расположен в непосредственной близости от земельного участка и ограждения к нему, что нарушает права истца, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

Как следует из материалов дела, в целях проверки соответствия спорной площадки накопления ТКО требованиям п. 4 СанПин 2.1.3684-21 по поручению суда ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» провело санитарно-эпидемиологическое обследование территории, прилегающей к земельному участку <Адрес обезличен>, на которой расположено место для сбора ТКО, внесенное в реестр контейнерных площадок на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденный Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> (п. 802 реестра).

Из акта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» от <Дата обезличена> следует, что по адресу: <Адрес обезличен>), на бетонном основании находится бункер для накопления твердых коммунальных отходов. Ближайшие нормируемые объекты - жилой дом по адресу: <Адрес обезличен>, расположенный на расстоянии 20,418 м, и многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес обезличен>, расположенный на расстоянии 21,859 м от указанного бункера.

Специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» указали, что иные многоквартирные, индивидуальные жилые дома, детские игровые и спортивные площадки организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в радиусе 20 метров от места сбора и временного накопления ТКО отсутствуют; территории медицинских организаций в радиусе 25 метров также отсутствуют.

Таким образом, указанное место сбора и временного хранения вопреки доводам жалобы соответствует требованиям п. 4 СанПиН 2.1.3684/21 по расстоянию до жилых домов.

Действующие санитарные нормы и правила не нормируют расстояние от контейнерных площадок до границы земельного участка, а предусматривают необходимость установления контейнерных площадок на расстоянии до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи не менее 20 метров.

Фотографии контейнерной площадки не являются относимыми и допустимыми доказательствами ненадлежащего размещения и содержания контейнерной площадки, оказывающими вредное воздействие на человека и нарушающими право собственности Юркина А.А., право на благоприятную окружающую среду, влекущими перенос контейнерной площадки.

Указание заявителя на то, что бункер-накопитель находится на расстоянии 1 м 80 см от водопроводного колодца и установлен прямо над водопроводными коммунальными сетями, не опровергает правильность вывода суда об отсутствии оснований для переноса спорной площадки в иное место.

Ссылка на то, что в нарушение установленных правил на спорной площадке для сбора ТКО отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отклоняется.

Из представленных материалов следует, что контейнерная площадка по адресу: <Адрес обезличен>), в нарушение п. 3 главы II СанПиН 2.1.2384-21 действительно не имеет необходимого ограждения.

При этом материалами гражданского дела подтверждается, что истцом заявлялось требование о переносе площадки для установки мусорного контейнера и бункере-накопителя в связи с нарушением требований при выборе места размещения, которые и были рассмотрены судом. Требование об установлении ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, Юркиным А.А. не заявлялось. В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, в связи с чем указанный довод необоснован.

Не может служить основанием для отмены оспариваемого решения утверждение в жалобе о том, что координаты контейнерной площадки соответствуют адресу: ул. Кочпонская, д. 21, а не ул. Пермская, д. 23, в связи с чем бункер-накопитель должен быть перенесен на <Адрес обезличен>

Как верно указал суд первой инстанции, несоответствие адреса площадки для сбора ТКО, указанного в реестре (<Адрес обезличен>), её фактическому местоположению (<Адрес обезличен>), само по себе не свидетельствует о нарушении прав истца. ... указанные в пункте 802 реестра контейнерных площадок, соответствуют местоположению многоквартирного жилого дома <Адрес обезличен> как ближайшего объекта от фактического местоположения площадки для ТКО.

Поскольку место размещения ТКО находится на землях общего пользования, юридическое значение имеет не адрес объекта недвижимости с его координатами, к которому осуществлена привязка, а конкретное место, выбранное уполномоченным органом. Фактическое место размещения соответствует месту, определенному органом местного самоуправления, и данное место соответствует требованиям санитарного законодательства.

Несогласие подателя апелляционной жалобы с выводами суда, иное толкование им положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судом норм права.

Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юркина Александра Анатольевича - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.11.2024.

Председательствующий

Судьи

33-7976/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Юркин Александр Анатольевич
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
ООО УК Лесозавод
Красавцева-Одинцова Мария Васильевна
Одинцова Евгения Васильевна
УЖКХ АМО ГО Сыктывкар
Гачин Дмитрий Владимирович
ООО Региональный оператор Севера
Лайер Федор Альфредович
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щелканов М.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
25.11.2024Судебное заседание
26.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2024Передано в экспедицию
25.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее