Решение по делу № 33-5076/2023 от 05.06.2023

    Сергокалинский районный суд РД

    судья Магомедов Ю.А.

    дело № 2-163/2023

    УИД 05RS0040-01-2023-000131-95

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    от 7 июля 2023 года, № 33-5076/2023, г. Махачкала

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

    председательствующего Загирова Н.В.,

    судей Пономаренко О.В. и Магомедовой Х.М.,

    при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.,

    с участием прокурора Степанцовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сергокалинского района Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МР «Сергокалинский район» и МКДОУ «Детский сад с. Дегва» Сергокалинского района Республики Дагестан о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений

    по апелляционной жалобе представителя ответчика – Администрации МР «Сергокалинский район» по доверенности Мутаева М.О. на решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от 11 апреля 2023 г.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Пономаренко О.В., объяснения прокурора Степанцовой Н.А., полагавшей, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

    установила:

Прокурор Сергокалинского района Республики Дагестан Гамидов И.М. обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса к Администрации МР «Сергокалинский район» и МКДОУ «Детский сад с. Дегва» Сергокалинского района Республики Дагестан о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Сергокалинского района по поручению прокуратуры Республики Дагестан на основании информации, поступившей из отдела МВД России по Сергокалинскому району, в рамках надзорных полномочий проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района «Сергокалинский район» и образовательными учреждениями Сергокалинского района требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территории) образовательных учреждений Сергокалинского района. Проведённой проверкой в деятельности Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Дегва» Сергокалинского района выявлены нарушения требований указанного законодательства. Вместе с тем, в ходе проверки МКДОУ «Детский сад с. Дегва» выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства, в частностив нарушение подп. «д» п. 24 Требований не обеспечено функционирование в исправном состоянии систем оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В этих целях руководитель образовательного учреждения не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации указанных систем, обеспечивающие их исправное состояние. В целях устранения выявленных нарушений, причин и условий, им способствовавших, прокуратурой района 10.10.2022 г. в адрес главы администрации муниципального района «Сергокалинский район» внесено обобщенное представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, по настоящее время выявленные нарушения требований законодательства в указанной сфере в полном объеме не устранены, со стороны должностных лиц администрации муниципального района «Сергокалинский район», а также руководства образовательного учреждения действия, направленные на устранение нарушений законодательства, в добровольном порядке не предприняты.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 3 и 45 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 27 и 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать Администрацию муниципального района «Сергокалинский район» в течение трёх месяцев после вступления в законную силу решения суда обеспечить выделение финансирования МКДОУ «Детский сад с. Дегва» Сергокалинского района для проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности и приведению условий обучения и воспитания в соответствии с установленными требованиями указанного законодательства. Обязать МКДОУ «Детский сад с. Дегва» Сергокалинского района в течение трёх месяцев после выделения финансирования Администрацией муниципального района «Сергокалинский район» привести условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными требованиями законодательства путем проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, а именно обеспечить объект защиты работоспособными системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Исполнительный лист направить для принудительного исполнения в Сергокалинский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Дагестан, копию исполнительного листа направить в прокуратуру Сергокалинского района.

    Решением Сергокалинского районного суда Республики Дагестанот 11 апреля 2023 г. постановлено:

«Исковые требования прокурора Сергокалинского района РД в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса к Администрации МР «Сергокалинский район» и МКДОУ «Детский сад с.Дегва» Сергокалинского района РД о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Сергокалинский район» РД в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда обеспечить выделение финансирования МКДОУ «Детский сад с.Дегва» Сергокалинского района для проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности и приведению условий обучения и воспитания в соответствии с установленными требованиями указанного законодательства.

Обязать МКДОУ «Детский сад с.Дегва» Сергокалинского района в течение трёх месяцев после выделения финансирования Администрацией муниципального района «Сергокалинский район» привести условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными требованиями законодательства путем проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, а именно, обеспечить объект защиты работоспособными системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации».

    На данное решение представителем ответчика – Администрации МР «Сергокалинский район» подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Администрацией МР «Сергокалинский район» предприняты меры по устранению выявленных нарушений, однако судом не учтено, что у Администрации MP «Сергокалинский район» нет своих источников дохода кроме земельного и имущественного налога, поступающего в бюджет района. Являясь бюджетным учреждением и не имея достаточных финансовых средств для этих целей, самостоятельно устранить имеющиеся нарушения законодательства в области антитеррористической защищенности не представляется возможным.В настоящее время утверждена муниципальная целевая программа «Антитеррористическая защищенность образовательных учреждений MP «Сергокалинский район» на 2023-2027 годы и заложены финансовые средства в бюджет района на 2023-2027 годы для устранения нарушений в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждениях района.

В связи с изложенным считает, что основания для удовлетворения исковых требований прокурора отсутствуют.

    Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

    Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с приведенной выше нормой, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

    Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяю-щими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г. К числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. 11 Концепции).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, препятствующее совершению террористического акта. Все объекты, попадающие под действие данного Федерального закона, должны иметь на своих объектах разработанный паспорт антитеррористической защищенности.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и /или/ ликвидации последствий проявлений терроризма.

Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Статьей 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены организационные основы противодействия терроризму, в соответствии с которой на Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В целях реализации указанных положений закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1235, утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В силу п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1235 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются мероприятия антитеррористической защищенности.

Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, что следует из пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ.

В соответствии с п. 1, п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся:

формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. Контроль за исполнением данного бюджета;

участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма экстремизма на территории муниципального района.

Во исполнение вышеуказанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В числе обязательных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), предусмотрено обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием. Данное требование актуально для всех образовательных учреждений (п. 24 Требований).

Судом установлено, что на территории Сергокалинского района во исполнение требований постановления Правительства РФ от 7 ноября 2019 №1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), сотрудниками ОМВД России по Сергокалинскому району проведена проверка школьных и дошкольных образовательных учреждений на предмет их соответствия антитеррористической защищенности. В ходе обследования МКДОУ «Детский сад с. Дегва» выявлены нарушения в сфере технической укрепленности и антитеррористической защищенности. Предложено принять меры по устранению причин и условий, способствующие совершению правонарушения в школьных и дошкольных образовательных учреждениях на территории Сергокалинского района.

Согласно справке от 29.12.2022 г. о результатах проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений Сергокалинского района, помощником прокурора Сергокалинского района РД Магомедрасуловым Ш.М., по поручению прокуратуры Республики Дагестан, на основании информации, поступившей из отдела МВД России по Сергокалинскому району, в рамках надзорных полномочий проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района «Сергокалинский район» и образовательными учреждениями Сергокалинского района требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных учреждений Сергокалинского района. Проведенной проверкой в деятельности МКДОУ «Детский сад с. Дегва» Сергокалинского района выявлены нарушения требований подп. «д» п.24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006.

Согласно вынесенному прокурором Сергокалинского района РД Гамидовым И.М. представлению об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму № 02-06/01-2022 от 10.10.2022 на имя главы Администрации МР «Сергокалинский район» Омарова М.А. выставлено требование в установленный месячный срок принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им способствовавших.

Из Устава Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Дегва» Сергокалинского района, усматривается, что учредителем школы является Администрация МР «Сергокалинский район», финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета МР «Сергокалинский район» на основании бюджетной сметы.

Из исследованного решения об утверждении муниципальной целевой программы «Антитеррористическая защищенность образовательных учреждений МР «Сергокалинский район» на 2023-2027 годы» № 83 от 30.03.2023 усматривается, что собранием депутатов муниципального района «Сергокалинский район» утверждена муниципальная целевая программа «Антитеррористическая защищенность образовательных учреждений МР «Сергокалинский район» на 2023-2027 годы». Финансирование мероприятий программы производится за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете МР «Сергокалинский район». В приложении № 10 указан перечень объектов (МКОУ), на которых необходимо оборудование системы оповещения, в который включено МКДОУ «Детский сад с. Дегва» с указанием суммы денежных средств, запланированных к выделению на эти цели.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Судебная коллегия отмечает что, суд первой инстанции не вмешивался в финансовую деятельность органа местного самоуправления, не определял ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, а указал на необходимость принятия мер к соблюдению требований антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Поскольку несоблюдение требований антитеррористической защищенности нарушает права воспитанников, персонала МКДОУ «Детский сад с. Дегва», влияет на безопасность и может привести к гибели людей, промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может, избранный способ защиты права является надлежащим.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно п. 40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и /или/ ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Вопреки доводам жалобы, выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования, является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность данного объекта образования.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что невыполнение образовательным учреждением возложенной действующим законодательством на образовательные учреждения обязанности по обеспечению безопасности обучающихся во время образовательного процесса, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и учитывал также признание заявленного иска ответчиками.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотноше-ниям, не допустил нарушений процессуального закона. Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле.

Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.

    Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

    определила:

решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от 11 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятияи может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                     Н.В. Загиров

Судьи                                                                                           О.В. Пономаренко

Х.М. Магомедова

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 июля 2023 г.

33-5076/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура РД
Прокурор Сергокалинского района в интересах неопределенного круга лиц - участников образовательного процесса
Ответчики
МКДОУ Детский сад Дегвинский
Администрация МО сергокалинский район
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
06.06.2023Передача дела судье
07.07.2023Судебное заседание
20.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2023Передано в экспедицию
07.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее