Дело № 33-2035
Судья Волнухина И.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пермь 27 февраля 2019г.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Коротаевой О.А., Никитиной Т.А.
при секретаре Рогатневой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Губахинской городской Думы II созыва на решение Губахинского городского суда Пермского края от 17 декабря 2018 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие Губахинской городской Думы II созыва о непринятия решений о досрочном прекращении полномочий депутатов Александровой Натальи Анатольевны, Мельчакова Сергея Владимировича.
Обязать Губахинскую городскую Думу II созыва устранить нарушения закона путем принятия решений, соответствующих требованиям статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не позднее чем через 15 дней с момента вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя Губахинской городской думы- Бокарева С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Королевой М.В., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор г. Губахи обратился в суд в защиту прав городского округа «Город Губаха» и неопределенного круга лиц с административным иском к Губахинской городской Думе о признании незаконными действия Губахинской городской Думы II созыва по непринятию решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Александровой Н.А., Мельчаков С.В., нарушивших требования законодательства о противодействии коррупции в части предоставления недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год.
Административный иск мотивирует тем, что депутаты городской Думы 2 созыва Александрова Н.А. и Мельчаков С.В. не полностью отразили в справках о доходах свое имущество и доходы за 2017 год. Депутат Александрова Н.А. не отразила сведения по трем принадлежащим ей объектам незавершенного строительства, два из которых расположены по ул. ****, один по ул. ****. Депутат Мельчаков С.В. не отразил доходы, полученные от ПАО «***» в сумме 126256 рублей и от МБОУ Специальное учебно-воспитательное учреждение в сумме 36373 рублей. Поскольку депутатами не исполнена обязанность, предусмотренная законодательством о противодействии коррупции, в соответствии с положениями ч.7.1ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ их полномочия подлежат прекращению. По указанным основаниям в адрес Губахинской городской Думы II созыва 07.09.2018 внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и досрочном прекращении полномочий депутатов. 25.10.2018 на очередном заседании Губахинской городской Думы не принято решение о досрочном прекращении полномочий депутатов. Таким образом представительным органом проигнорированы требования федерального законодательства о необходимости досрочного прекращения полномочий депутата. Действия городской Думы о не принятии решения о досрочном прекращении полномочий является незаконными и влекут нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, выраженных в представлении интересов избирателей городского округа.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Губахинская городская Дума ссылаясь на то, что при разрешении дела судом необоснованно проигнорированы пояснения Александровой А.Н. о продаже ею объектов незавершенного строительства, не учтено, что имущество выбыло из владения. Не принято также во внимание, что объект незавершенного строительства по ул. **** г.Губаха был снесен в 2016г., о чем представлен акт проверки. Судом также необоснованно опровергнуты пояснения Мельчакова С.В. относительно того, что сумму в размере 50000 рублей он получил в качестве благотворительной помощи для участия сборной команды г.Губаха в первенстве России по рукопашному бою. Денежные средства в размере 76256 руб. он не указал, поскольку посчитал, что они вошли в справку 2НДФЛ. Считают, что депутатами допущены несущественные проступки, не влекущие наложение взыскания.
Другие лица. участвующие в деле в суд не явились, извещались надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда судебная коллегия оснований к его отмене не усматривает.
Судом первой инстанции установлено, что на основании решения ТИК городского округа «Город Губаха» от 20 сентября 2018 года за №33/13 «О регистрации депутата Губахинской городской Думы второго созыва по одномандатному избирательному участку №17» Мельчаков Сергей Владимирович зарегистрирован в качестве депутата Губахинской городской Думы 11 созыва по 17 одномандатному избирательному округу.
На основании решения ТИК городского округа «Город Губаха» от 20 сентября 2018 года за №33/18 «О регистрации депутата Губахинской городской Думы второго созыва по одномандатному избирательному участку №18» Александрова Наталья Анатольевна зарегистрирована в качестве депутата Губахинской городской Думы 11 созыва по 18 одномандатному избирательному округу.
В справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год этими депутатами указаны неполные сведения. Так, депутат Александрова Н.А. не указала имущество, принадлежащее ей на праве собственности, а именно:
объект незавершенного строительства по адресу: ****;
объект незавершенного строительства по адресу: ****;
объект незавершенного строительства по адресу: ****.
Депутат Мельчаков С.В. неотразил доходы в сумме 126.256 рублей полученные от ПАО «***», и в сумме 36.373 рублей 26 копеек от МБОУ «***».
Достоверность и полноту сведений в поданных справках о доходах за 2017г. депутаты подтвердили собственноручными подписями.
В связи с неисполнением обязанности, предусмотренной законодательством о противодействии коррупции, в адрес Губахинской городской Думы II прокурором города Губахи 7 сентября 2018 года внесено представление о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов.
25 октября 2018 года на очередном заседании Губахинской городской Думы 11 созыва не было принято такого решения.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции на основе анализа положений ч.1 ст. 39 КАС РФ, ст.2, частей 7.1, 10.1,11 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», части 4 статьи 5, части 1 статьи 8, части 5 ст.12.1, пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», подпунктов «а» ст.3, ст.15 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009, положений Устава муниципального образования «Губахинский городской округ», утвержденного решением Думы от 16.08.2013г.№ 147 пришел к выводу о том, что депутатами Александровой Н.А. и Мельчаковым С.В. были представлены заведомо недостоверные сведения о принадлежащем им имуществе, что является несоблюдением обязанности, установленной ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции". Поскольку представление прокурора об устранении нарушений требований норм законодательства о противодействии коррупции представительным органом не исполнено, суд первой инстанции пришел к выводу о допущенном им незаконном бездействии по непринятию решений о досрочном прекращении полномочий депутатов с возложением обязанности его принятия в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г.№ 131-ФЗ.
Оснований не согласиться с решением суда судебная коллегия не усматривает.
Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ определяет понятие "лицо, замещающее муниципальную должность" - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ, Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.
Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Пункт 4 статьи 5 ФЗ N 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ N 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ч. 10.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ.
Установив, что депутатами вопреки требованиям закона были представлены недостоверные сведения о принадлежащем им имуществе, перечисленных денежных средствах, а представительный орган несмотря на представление прокурора не принял решение о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о допущенном незаконном бездействии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что объекты незавершенного строительства Александровой Н.А. были отчуждены еще в 2016 году, на законность решения суда не влияют. Судом установлено, что в 2017 году, по сведениям Единого государственного реестра прав Александрова Н.А. значилась собственником объекта незавершенного строительства по адресу: ****; объекта незавершенного строительства по адресу г.Губаха, ул.****, западнее гаражей МУП « ****», объекта незавершенного строительства по адресу г.Губаха, западнее гаражей по ул.****.( л.д.20,21,22) Вопреки позиции административного ответчика сведения о прекращении права собственности в государственном реестре прав также отсутствуют, в связи с чем данное имущество подлежало отражению в справке о доходах за 2017г.
Не влияют на законность решения суда и доводы апелляционной жалобы относительно оснований перечисления Мельчакову С.В. денежных средств, полученных от ПАО « ***» в размере 126256 руб., от МБОУ «*** »в размере 36373, 26 руб. (л.д.29) Нельзя не учесть, что данные доходы согласно справкам налогового органы обозначены как доходы именно физического лица, облагаемые по ставке налогов -13%. Обстоятельств, указывающих на наличие уважительных причин, препятствующих отражению данной информации в сведениях, представляемых депутатами, не приведено. Допущенные нарушения малозначительными проступками, с учетом количества объектов, размера не отраженного дохода, признать нельзя.
При таких данных, доводы апелляционной жалобы, признаются судебной коллегией несостоятельными, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта, основаны на неверном толковании судом положений действующего законодательства.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 84 КАС РФ и постановил законное и обоснованное решение.
Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Губахинского городского суда Пермского края от 17 декабря 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Губахинской городской Думы – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи