Решение по делу № 8Г-7463/2024 [88-7818/2024] от 24.07.2024

88-7818/2024

                                                   2-997/2023

28RS0008-01-2023-001492-43

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 августа 2024 г.                                   г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Соловьевой О.В.,

судей Калиниченко Т.В., Прасоловой В.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотника С.Г. к Федеральному казенному учреждению                   "28 финансово-экономическая служба" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,

по кассационным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "28 финансово-экономическая служба" Министерства обороны Российской Федерации на решение Зейского районного суда Амурской области от 19 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 8 мая 2024 г.

Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Сотник С.Г. обратился в суд с данным иском указав, что работает в войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> – с ДД.ММ.ГГГГ Размер его заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, за указанные месяцы ему не было выплачено материальное стимулирование по приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно расчёта доплаты до МРОТ, предоставленного ФКУ «УФО МО РФ по Амурской области и Республики Саха (Якутия)», данная премия включается в МРОТ и к ней не применяется районный и северный коэффициент и поэтому дополнительно не выплачивается. Общий размер начисленной заработной платы с учётом районного коэффициента 70 процентов и надбавки за работу в районах Крайнего Севера 50 процентов должен составлять <данные изъяты> в месяц, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему недоначислена и не выплачена заработная плата в сумме <данные изъяты>. Просил взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17 422 рублей 52 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей.

Решением Зейского районного суда Амурской области                                    от 19 декабря 2023 г. исковые требования Сотника С.Г. удовлетворены частично.

С ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республики Саха (Якутия)» в пользу Сотника С.Г. взыскано - 8 954 рублей 51 копейка, в том числе: заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7 954 рублей 51 копейка; компенсация морального вреда в сумме 1 000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

В удовлетворении исковых требований Сотника С.Г. к войсковой части о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда отказано.

Определением суда апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переименованием Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республики Саха (Якутия)» произведена его замена на ФКУ «28 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 8 мая 2024 г. решение Зейского районного суда Амурской области от 19 декабря 2023 г. оставлено без изменения, апелляционные жалобы ФКУ «28 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

В кассационных жалобах Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "28 финансово-экономическая служба" МО РФ ставят вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных, указывая на нарушение судами норм права.

Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.

Судами установлено и следует из материалов дела, что между войсковой частью и Сотником С.Г. ДД.ММ.ГГГГ заключён трудовой договор , в соответствии с которым истец принят на должность <данные изъяты>, в дальнейшем с ДД.ММ.ГГГГ Сотник С.Г. переведен на должность <данные изъяты>, соглашением от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлен должностной оклад в размере 6 975 рублей.

Положением об оплате труда гражданского персонала войсковой части , утвержденным командиром части ДД.ММ.ГГГГ, являющимся приложением к коллективному договору предусмотрено, что дополнительно к должностным окладам работникам воинской части производится выплата компенсационных и стимулирующих выплат (пункт 2.6. Положения), в числе которых компенсационные выплаты – доплаты и надбавки, выплачиваемы за работу в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных, а также стимулирующие выплаты.

Пунктом 3.1.2. предусматривающим выплаты за работу в местностях с особыми климатическим условиями, для гражданского персонала войсковой части установлен районный коэффициент в размере 70 процентов и надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера 50 процентов.

Из расчётных листков и приказов командира войсковой части о премировании гражданского персонала воинской части следует, что в спорные месяцы - в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцу к должностному окладу начислялись надбавка за выслугу лет – 40 процентов, премии по итогам работы в месяц – 25 процентов в сумме <данные изъяты>, премия по приказу МО РФ в сумме <данные изъяты>, надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями – 50 процентов, районный коэффициент – 70 процентов. Кроме того, дополнительно производились выплаты за работу в ночное время, праздничные и выходные дни.

Размер заработной платы, включающий в себя должностной оклад, надбавку за выслугу лет и премии, был равен установленному размеру минимального размера оплаты труда – <данные изъяты>. Сверх указанной суммы производилось начисление оплаты за работу в ночное время, праздничные и выходные дни, а также за работу в местности с особыми климатическими условиями, на премию по приказу МО РФ в     сумме <данные изъяты> районный коэффициент и северная надбавка не начислялись.

    Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о взыскании материального стимулирования по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, исходил из того, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное данным приказом является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей, представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества, объема выполняемой работы, и, исходя из правовой природы указанных выплат, включается в состав той части заработка, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда, в связи с чем, в удовлетворении требований истца в данной части отказал.

    Вместе с тем, установив, что доводя размер заработной платы до МРОТ, путем включения суммы премии в соответствии с Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, на указанную часть заработной платы истца не был начислен районный коэффициент и надбавка за работу в районах Крайнего Севера, пришел к выводу о взыскании в пользу истца недоначисленной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

    Суд обоснованно исходил из того, что истец осуществлял свои трудовые обязанности в <адрес> - в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер его заработной платы при выполнении нормы рабочего времени должен быть не менее <данные изъяты>), то есть размер установленного в спорный период МРОТ при условии полного выполнения нормы рабочего времени с начислением на него районного коэффициента 70 процентов и процентной надбавки               50 процентов. При этом в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцом полностью выполнена норма рабочего времени.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации в пользу истца была взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей.

Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правильными.

    Выводы судов основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.

    Доводы кассационной жалобы ФКУ "28 финансово-экономическая служба" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации об отсутствии оснований для начисления на дополнительное материальное стимулирование районного коэффициента и процентной надбавки подлежат отклонению в связи со следующим.

    Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

    Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

    Частями 5, 6 данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Частью 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

    В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    В соответствии с требованиями статей 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, осуществляется с применением районного коэффициента и процентных надбавок.

    Согласно пункту 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, то есть является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

    Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда и о приостановлении действия ее отдельных положений", с 1 января 2023 г. установлен минимальный размер оплаты труда, который составляет <данные изъяты>.

    Правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, правильно применив толкование вышеназванных норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, суды пришли к обоснованному выводу о праве Сотника С.Г. на получение заработной платы в полном размере и обязанности работодателя начислить районный коэффициен6ти процентную надбавку в том числе, на дополнительное материальное стимулирование, определенное работодателем.

    Доводы жалобы Министерства обороны Российской Федерации о несогласии со взысканием в пользу истца компенсации морального вреда также не влекут отмену правильных по существу судебных постановлений, поскольку при установлении факта нарушения трудовых прав Сотника С.Г. у суда имелись правовые и фактические основания, предусмотренные статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, для взыскания компенсации морального вреда, определяя размер которого в 1000 рублей суд исходил из конкретных обстоятельств дела, степени нарушения трудовых прав работника, а также требований разумности и справедливости.

Оснований для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Зейского районного суда Амурской области                                         от 19 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 8 мая 2024 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "28 финансово-экономическая служба" Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-7463/2024 [88-7818/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Сотник Сергей Геннадьевич
Ответчики
ФКУ "28 финансово-экономическая служба" МО РФ
Войсковая часть 23019
Другие
Министерство Обороны РФ
Представитель МО РФ Иванов Л.М.
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Калиниченко Татьяна Витальевна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
22.08.2024Судебное заседание
22.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее