РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2022 г. г. Новомосковск Тульская область
Новомосковский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Черниковой Н.Е.,
при секретаре Ругиной В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-525/2022 по иску Семенова Евгения Владимировича к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на предоставление государственной социальной помощи,
установил:
Семенов Е.В. обратился в суд к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с иском о признании права на предоставление государственной социальной помощи, обосновав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о признании его семьи малоимущей. Ответчик отказал ему в оказании государственной социальной помощи, в связи с непредоставлением сведений о доходах его супруги ФИО5 С отказом не согласен, так как его супруга осуществляла уход за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С учетом уточнения просит признать за ним право на предоставление государственной социальной помощи в соответствии со ст.1 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. №495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области»; обязать ответчика произвести полагающиеся выплаты с ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание истец Семенов Е.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, посредством телефонограммы просил рассмотреть дело в свое отсутствие, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Подъяпольская С.Е. в судебное заседание не явилась, представив в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменные возражения, согласно которым просила в иске отказать, поскольку истец не представил сведения о доходе супруги за три календарных месяца, предшествующих месяцу обращения. Также ссылается на то, что оказание государственной социальной помощи семьям, в которых трудоспособные члены семьи не работают и не состоят на учете в службе занятости, не предусмотрено действующим законодательством.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, за\явлений, ходатайств, возражений в суд не поступило.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон №178-ФЗ).
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй ст.1 Закона №178-ФЗ).
Статьей 3 Закона №178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе: поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижение уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.2 Закона №178-ФЗ).
В силу ч.1 ст.5 Закона №178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе, на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Государственная социальная помощь, в том числе, на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч.1 ст.8 Закона №178-ФЗ).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый ч.2 ст.8 Закона №178-ФЗ).
Согласно ст.1 Федерального закона от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее Закон №44-ФЗ) расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона №44-ФЗ учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период) (ст.4 Закона №44-ФЗ).
В соответствии со ст.5 Закона №44-ФЗ, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установлен Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. №512 «О перечне видов дохода, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
В силу ст.13 Закона №44-ФЗ в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Согласно ч.1 ст.7 Закона №178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2021), утвержденным Президиумом Верховного суда РФ от 07.04.2021, следует, что с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
К числу таких причин могут быть отнесены: тяжелое заболевание гражданина или членов его семьи, за которыми он осуществляет уход, наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, длительное нахождение на стационарном лечении или на амбулаторном лечении, невозможность трудоустройства, в том числе и по причине болезни, несмотря на принимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами, ребенком-инвалидом, безработица, чрезвычайные ситуации и происшествия и др. Оценка причин, препятствующих получению малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, и, соответственно, обстоятельств нуждаемости в получении государственной социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин (независящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи), по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.
На территории Тульской области правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям установлены Законом Тульской области от 28 декабря 2004 г. №495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области».
Статьей 1 указанного Закона Тульской области предусмотрено право на получение государственной социальной помощи малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих гражданин), имеющих (имеющих) по не зависящим от нее (него) причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области.
В силу положений ст.4 Закона №495-ЗТО (в ред. от 18.12.2020, действующей на момент обращения) размер государственной социальной помощи определяется в пределах суммы разностей между величинами прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения и доходами каждого члена малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете Тульской области на соответствующий финансовый год. При этом размер государственной социальной помощи не может быть менее 300 рублей на каждого члена малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина, за исключением социальной доплаты к пенсии.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Семенов Е.В. обратился к ответчику с заявлением об оказании государственной социальной помощи, предоставив справку о своих доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сведений о доходах супруги предоставлены не были.
Своим решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал истцу в назначении государственной социальной помощи в связи с отсутствием сведений о доходах супруги ФИО5 за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения в нарушение требований ст. 4 Закона №44-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что на ДД.ММ.ГГГГ семья истца Семенова Е.В. состояла из 4-х человек: супруга - ФИО5, дочь- ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Супруга истца ФИО5 является гражданкой <данные изъяты>, проживает на территории РФ в соответствии с действующим законодательством о пребывании иностранных граждан на территории РФ.
Из свидетельства о рождении ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что его родителями являются: отец- Семенов Е.В., мать – ФИО5
Также имеются сведения о том, что Семенов Е.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был трудоустроен, по месту работы единовременного пособия при рождении ребенка ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не получал, отпуск по уходу за ребенком не оформлял.
Ответчиком проверены сведения о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета (АДИ-РЕГ, СМЭВ) на ФИО5 Данных о работе, получении заработной платы, иного дохода не установлено.
Таким образом, трудоспособный член семьи истца – его супруга ФИО5 в период обращения Семенова Е.В. к ответчику с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи дохода не имела, так как не работала в связи с уходом за членом семьи – грудным ребенком, то есть у ФИО5 отсутствовала возможность по независящей от нее причине трудиться, получать какой –либо доход, учитывающийся при определении права семьи на оказание государственной социальной помощи.
Из выплатного дела Семенова Е.В. усматривается, что на дату обращения с заявлением (ДД.ММ.ГГГГ), его доход за 3 месяца составлял <данные изъяты> руб., доход несовершеннолетнего ФИО7 – <данные изъяты> руб., несовершеннолетней ФИО6 – <данные изъяты> руб.
С учетом 4-х членов семьи истца Семенова Е.В. общий средний душевой доход семьи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>
Величина прожиточного минимума семьи истца Семенова Е.В. на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>).
Таким образом, сумма разностей между величинами прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения и доходами каждого члена малоимущей семьи составила 6055,22 руб. (11477,00 – 5421,78 руб.), что дает основание к признанию семьи истца Семенова Е.В. малоимущей.
При таких обстоятельствах, требования истца суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Семенова Евгения Владимировича к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на предоставление государственной социальной помощи удовлетворить.
Признать за Семеновым Евгением Владимировичем право на предоставление государственной социальной помощи в соответствии со ст.1 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. №495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» оказать Семенову Евгению Владимировичу государственную социальную помощь по обращению от ДД.ММ.ГГГГ в размере, установленным ст.4 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. №495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области (в редакции №13 от 18.12.2020).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 6 мая 2022 г.
Председательствующий