Дело № 2-2028/2024
УИД 55RS0026-01-2024-002177-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе судьи Немцевой В.Б, при секретаре судебного заседания Карейва Н.Б., с участием помощника прокурора Омского района Омской области Барышниковой Е.Е, рассмотрев в г. Омске в открытом судебном заседании 06 августа 2024 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к СПК «Ачаирский-1» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к СПК «Ачаирский-1» о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что истец является нанимателем квартиры по указанному адресу на условиях социального найма. Проживает в жилом помещении с 1984 года, квартира предоставлена истцу как работнику совхоза «Ачаирский». Жилое помещение на балансе Омского муниципального района Омской области, Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не значится. С целью приватизации указанного жилого помещения истец обратилась к СПК «Ачаирский-1», которым отказано в предоставлении жилого помещения истцу бесплатно. Полагает отказ ответчика в приватизации квартиры нарушает право на приватизацию и является неправомерным. Просит признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Макаренко Я.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в уточненном иске.
Судом в качестве соответчика к участию в деле привлечена Администрация Омского муниципального района Омской области.
Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области Дмитриева Ю.В. относительно удовлетворения уточненных исковых требований не возражала.
Представитель Администрации Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по доверенности Бобровина А.В. полагала требования подлежащими удовлетворению.
ФИО12, ФИО13, ФИО3, ФИО15, ФИО14 участия в судебном заседании не принимали, извещены.
Представители СПК «Ачаирский-1» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом
Ранее представитель СПК «Ачаирский-1» Худякова М.А. возражала относительно удовлетворения исковых требований, указывая на принадлежность жилого помещения ответчику.
Помощник прокурора Омского района Омской области Барышникова Е.Е. полагала иск подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьями 3, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством и другими федеральными законами.
В силу статьи 5 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29.12.2004 года к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьёй 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений. В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, с учетом права несовершеннолетних членов семьи, вправе приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую), либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 18 указанного Закона Российской Федерации при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность и муниципальную собственность» во исполнение требований Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации:
1. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении №1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
2. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Оформление передачи объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Распоряжению Правительства РФ № 1453-р от 17.10.2002 государственные либо муниципальные предприятия при смене формы собственности либо при их ликвидации обязаны передать объекты жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность.
Согласно частям 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
В силу закона равное право с нанимателем на право пользования квартирой имеет член семьи, в том числе бывший член семьи, который на день приватизации проживал в квартире в качестве члена семьи нанимателя, был зарегистрирован.
Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и пунктом 6 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708, действовавших в период реорганизации совхозов и государственных сельскохозяйственных предприятий, предусматривалась возможность передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, жилого фонда, внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов и других объектов в муниципальную собственность.
Статьей 50 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления жилого помещения истцу, предусматривалось, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер (статья 51 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 18 указанного Закона РФ при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23.12.1992) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья (абзац 1). Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23.12.1992), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23.12.1992) (абзац 2).
Следовательно, факт включения объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должен влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Каких-либо ограничений при приватизации жилых помещений в домах, принадлежащих государственным сельскохозяйственным предприятиям, закон не устанавливает.
В соответствии со статьёй 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно сведениям БУ ИсА, согласно плану реорганизации и приватизации совхоза «Ачаирский», утвержденному 13.07.1993, совхоз реорганизован в А.О.З.Т. «Ачаирское».
По сведениям МКУ «Муниципальный архив Омского района» ЗАО «Ачаирское» преобразовано в СПК «Ачаирское», что зарегистрировано постановлением Главы районного самоуправления Администрации Омского муниципального района Омской области №-п от 07.12.1999
19.12.2002 года СПК «Ачаирский-1» ИНН № выделено из СПК «Ачаирский».
По сведениям БУ «Омский центр КО и ТД» сведения о принадлежности жилого помещения отсутствуют, ФИО1 не использовал право бесплатной приватизации. Жилой дом по адресу <адрес> построен в 1950 году
Согласно выписке из ЕГРН от 09.07.2024 жилое помещение с кадастровым номером № по адресу <адрес>. имеет площадь 63,3 кв.м, расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером № сведения о принадлежности отсутствуют
Из архивной справки из похозяйственных книг Администрации Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с 1997 года следует, что в жилое помещение вселен истец и члены его семьи и в настоящее время прживают истец, а также его супруга и дети: ФИО12, ФИО13, ФИО3, ФИО15, ФИО14
Из копии паспорта истца следует, что истец зарегистрирован в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года
Из копии трудовой книжки истца, сведений ОСФР по Омской области в отношении истца усматривается, что ФИО1 трудился только в СПК «Ачаирский-1» в период с 2003 по 2019 годы. Из представленной СПК «Ачаирский-1» личной карточки работника следует, что ФИО1 работал в совхозе «Ачаирский» с 1982 года
Таким образом, подтверждается и не оспаривалось СПК «Ачаирский-1», что в жилое помещение совхоза «Ачаирский» был вселен на условиях социального найма работник ФИО1 не позднее 1984 года.
Согласно представленным ТУ Росимущества в Омской области сведениям от 15.07.2024 в реестре федерального имущества отсутствует информация о жилом помещении
По сведениям Министерства имущественных отношений Омской области квартира не значится в реестре имущества Омской области.
Из ответа Департамента имущественных отношений администрации года Омска от 06.08.2024 следует, что жилое помещение в реестре муниципального имущества города Омска не значится, муниципальной собственностью не является, истец не использовал право приватизации на территории города Омска.
Из ответа Администрации Омского муниципального района Омской области от 16.07.2024 следует, что жилое помещение не является собственностью Омского муниципального района Омской области
Согласно заявлениям, удостоверенным заместителем главы Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, ФИО12, ФИО13, ФИО3, ФИО15, ФИО14 отказались от права приватизации спорного жилого помещения.
Суд считает, что требование истца о бесплатной передаче жилого помещения в собственность подлежит удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», следует, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Из вышеизложенных положений закона следует, что при приватизации предприятий жилой фонд подлежит передаче органам местного самоуправления
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 приобрел право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, поскольку был вселен в спорное жилое помещение в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства как наниматель, имеет право на получение в порядке приватизации (безвозмездной передачи в собственность) занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>. Площадь жилого помещения определена по данным кадастрового учета жилого помещения в ЕГРН
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Суд полагает возможным судебным решением установить право собственности истца на спорное жилое помещение в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 4199-1 от 23.12.1992.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ №, право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> площадью 63,3 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи жалобы через Омский районный суд Омской области.
Судья В.Б. Немцева
Решение в окончательной форме изготовлено 13 августа 2024 года