Дело №
№
№
Именем Российской Федерации
<адрес> 12 ноября 2020 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Семаковой А.Р.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 по <адрес> к администрации сельского поселения «Ижма», в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 по <адрес> обратилось в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Ижма», в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства РФ. В обоснование заявления указывают, что в адрес территориального отдела поступило обращение заместителя председателя Региональной общественной организации «Комитет спасений Печоры» ФИО6 о нарушении требований санитарного законодательства по факту несанкционированного образования и ненадлежащей эксплуатации свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенной на территории <адрес>. Из содержания обращения следует, что на территории <адрес> в лесу располагается несанкционированная свалка, которая эксплуатируется региональным оператором ООО «Ухтажилфонд» как полигон; жители <адрес> находятся под угрозой пожара от свалки при сильном ветре. Несанкционированная свалка расположена в границах сельского поселения «Ижма». Свалка твердых бытовых отходов, расположенная на территории МО МР «Ижемский» (площадью 5,06 га; подъездная дорога 0,159 га) не является специальным полигоном, имеющим проектную и разрешительную документацию, данный объект является неконтролируемой свалкой бытовых отходов. Решением суда по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал администрацию МР «Ижемский» принять меры по отводу земельных участков под размещение отводов на территории <адрес>, строительству и обустройству полигонов в <адрес> и <адрес>, закрепить право пользования участками, отведенными для размещения отходов, за эксплуатирующими организациями, до настоящего времени строительство специального полигона на территории <адрес> не осуществлено, региональный оператор вывозит отходы на несанкционированную свалку <адрес>. Органом местного самоуправления – администрацией СП «Ижма» не осуществляются в полной мере обязанности по соблюдению санитарного законодательства, выразившиеся в образовании неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов на территории сельского поселения. Наличие неконтролируемой систематически горящей свалки твердых бытовых отходов на территории муниципального образования может привести к возникновению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Просят обязать администрацию СП «Ижма» устранить нарушения действующего санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: организовать работу по ликвидации несанкционированного места размещения отходов (неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> (площадью 5,06 га; подъездная дорога 0,159 га).
Определениями Ижемского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования муниципального района «Ижемский», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми исключено из числа третьих лиц.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ прокуратура <адрес> Республики Коми исключена из числа третьих лиц, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Ухтажилфонд».
ФИО1 по <адрес> в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия в процессе. Представил уточнения к исковому заявлению, в котором просит обязать администрацию СП «Ижма», администрацию МР «Ижемский» устранить нарушения действующего санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: организовать работу по ликвидации несанкционированного места размещения отходов (неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> (площадью 5,06 га; подъездная дорога 0,159 га) после введения в эксплуатацию полигона.
ФИО1 ответчика – глава сельского поселения «Ижма» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что на сегодняшний день п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится к полномочиям местного значения сельского поселения по организации работы по ликвидации несанкционированного места размещения отходов (неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> (площадью 5,06 га; подъездная дорога 0,159 га).
В судебном заседании ФИО1 ответчика - администрации МР «Ижемский» ФИО5, действующей на основании доверенности, исковые требования в части организовать работу по ликвидации несанкционированного места размещения отходов (неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> (площадью 5,06 га; подъездная дорога 0,159 га) после введения в эксплуатацию полигона, признала. Дополнительно суду пояснила, что организация Ижемское муниципальное предприятие «Жилкомхоз» на сегодняшний день ликвидирована.
ФИО1 ответчика - администрация МР «Ижемский» ДД.ММ.ГГГГ направил также письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 по <адрес> отказать в полном объеме, поскольку считает, что полигон для сбора твердых коммунальных отходов является санкционированным, образован в рамках (в период образования) действующего законодательства, кроме того указывает, что ФИО1 по РК не наделено полномочиями по предъявлению данного иска.
ФИО1 третьего лица Региональной общественной организации «Комитет спасений Печоры» ФИО6 в судебном заседании пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ сбор и вывоз мусора было возложено на СП «Ижма». На сегодняшний день указанные полномочия возложены на МО МР «Ижемский». Уточненные исковые требования истца к администрации МР «Ижемский» в части организовать работу по ликвидации несанкционированного места размещения отходов (неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> (площадью 5,06 га; подъездная дорога 0,159 га) после введения в эксплуатацию полигона поддержал.
В судебном заседании ФИО1 третьего лица Минприроды Республики Коми, действующие на основании доверенностей, ФИО7 и ФИО8 просили исковые требования удовлетворить, ссылаясь на доводы письменных возражений, согласно которым органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности. Данные задачи решаются, в том числе, путем муниципального земельного контроля. Если лица, виновные в причинении вреда в несанкционированном размещении отходов, не установлены, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. В распоряжении ГУ РК «Ижемское лесничество» имеются материалы дела по отводу земель в аренду ИМУП «Тепловодоканал» для размещения и обслуживания свалок бытовых отходов в <адрес> и <адрес>. Согласно данной документации Администрацией МО МР «Ижемский» ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт выбора земельного участка под обустройство подъездной дороги 0,159 га к существующей свалке в <адрес> 5,06 га и под расширение свалки в пст.Щельяюр. Также в распоряжении Министерства имеется решение Ижемского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об обязании администрации МО МР «Ижемский» принять меры по утилизации и переработке отходов на территории района, принять меры по строительству полигона на территории <адрес> и передать его на баланс эксплуатирующей организации. ГУ РК «Ижемское лесничество» обследована территория лесного фонда, прилегающая к свалке, подтвержден факт наличия на ней отходов.
ФИО1 третьего лица Минприроды Республики Коми ФИО7 дополнительно суду пояснил, что спорный земельный участок выведен из земель лесного фонда и относится к землям промышленности на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
ФИО1 третьего лица Государственная жилищная инспекция РК по <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о рассмотрении дела, просил рассмотреть дело без их участия, представил отзыв, в котором указал, что в адрес инспекции жалоб от граждан по вопросам оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также каких-либо еще обращений в части расположения, эксплуатации свалки в части нарушений санитарных норм не поступало с момента начала деятельности регионального оператора и ранее.
ФИО1 третьего лица ООО «Ухтажилфонд» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о рассмотрении дела. С согласия сторон, в порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ФИО1 истца и третьих лиц Государственной жилищной инспекции РК по <адрес>
Проверив и изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Как следует из материалов дела, в прокуратуру <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение заместителя председателя Региональной общественной организации «Комитет спасений Печоры» ФИО6 по факту несанкционированного образования и ненадлежащей эксплуатации свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенной на территории <адрес>, в летний период возникла реальная угроза возникновения пожара в связи с перезаполнением несанкционированного полигона, принимающего мусор из <адрес>, и с зареченских сел. В 2020 году были факты возгорания на несанкционированных полигонах в <адрес> поставлены под угрозу пожара при сильном ветре.
Считая, что бездействием администрации <адрес> нарушаются права неопределенного круга лиц, наличие неконтролируемой систематически горящей свалки может привести к возникновению инфекционных заболеваний и отравлений, ФИО1 по <адрес> обратилось в суд с данным иском.
Статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 поименованного кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с чч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях сельских поселений.
В соответствии с п. 15, пп. «а, б» п. 16, п. 17, п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
- уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
- уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
- если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
В силу изложенных Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Таким образом, указанные полномочия региональных операторов не распространяются на земли общего пользования. В указанных актах речь идет о ликвидации свалок предприятием на землях, находящихся в частной собственности после отказа собственника от выполнения соответствующего требования.
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов согласно пункту 14 части 1 статьи 15 указанного Федерального закона относится к вопросам местного значения муниципального района.
Постановлением главы администрации района ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земель МП «Жилкомхоз» под свалку бытовых отходов был выделен (отведен) земельный участок, площадью 5.06 га, под размещение свалки.
На выделение земельных участков администрацией района «Ижемский» были получены заключения Ижемского райкома, Ижемского райкомитета по охране природы, Главного государственного врача по <адрес>.
Согласно постановлению главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден акт выбора земельного участка под обустройство подъездной дороги к существующей свалке в <адрес> и под расширение свалки в пст.Щельяюр. Заказчиком являлось администрация <адрес> Установлен срок действия акта выбора земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ.
Актом выбора участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного руководителем Агентства лесного хозяйства по РК ДД.ММ.ГГГГ, был произведен перевод лесных земель лесного фонда в нелесные на срок до 25 лет для устройства свалки бытовых отходов.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка № установлено, что земельный участок, на котором располагается свалка в <адрес> имеет площадь 52 190,00 м2; вид разрешенного использования - под объектами размещения отходов потребления; по документу числится для размещения и обслуживания свалки бытовых отходов с подъездной дорогой в <адрес>; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; дата постановки на учёт: ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 19 Земельного кодекса РФ земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Согласно Генеральному плану <адрес>, данный земельный участок не относится к землям СП «Ижма».
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обеспечение соблюдения санитарных норм и правил на территории <адрес>, в том числе в области обращения с отходами, относится к полномочиям администрации муниципального района «Ижемский». Соответственно, лицом ответственным за содержание свалки в <адрес>, является администрация МР «Ижемский», в связи с чем, требования истца к администрации СП «Ижма» являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Из информации, предоставленной Межрегиональным ФИО1 по <адрес> и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ объект размещения отходов «Свалка твердых бытовых отходов:, расположенный на территории С «Ижма» (кадастровый номер земельного участка №), не состоит на учете в государственном реестре объектов размещения отходов.
Принимая во внимание, что свалка ТКО в <адрес> не включена в территориальную схему обращения с отходами, не является специальным полигоном (усовершенствованной свалкой), имеющим проектную и разрешительную документацию, указанный объект временного размещения ТКО является несанкционированной свалкой и должен быть приведен в соответствие с санитарными нормами, либо закрыт после осуществления строительства полигона ТКО.
Доводы ответчика о том, что ФИО1 по РК не наделено полномочиями по предъявлению данного иска, суд отклоняет как несостоятельные.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 322 утверждено Положение "О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (далее - Положение).
Согласно п. 1, п. 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ФИО2) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Частью 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям или гражданам предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Исходя из содержания вышеприведенных положений законодательства, гражданское дело может быть возбуждено в суде по заявлению органа государственного надзора, выступающего от своего имени в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так и конкретного лица по его просьбе.
При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении спора.
Поскольку, подданное в суд заявление с целью устранения нарушений санитарного законодательства затрагивает законные интересы неопределенного круга лиц, то ФИО1 обратилось в суд с данным иском в пределах своих полномочий.
Решением Ижемского районного суда Республики коми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на администрацию МО МР «Ижемский» возложена обязанность принять меры по утилизации и переработке отходов на территории районов, принять меры по строительству полигона на территории <адрес> и передать его на баланс эксплуатирующей организации.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования муниципального района «Ижемский», которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части возложения обязанности на администрацию МР «Ижемский» устранить нарушения действующего санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: организовать работу по ликвидации несанкционированного места размещения отходов (неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> (площадью 5,06 га; подъездная дорога 0,159 га) после введения в эксплуатацию полигона.
Суд не взыскивает с администрации МР «Ижемский» государственную пошлину, поскольку администрация МР «Ижемский», как орган местного самоуправления, в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Иных доводов и доказательств, которые могли бы повлиять на принимаемое судом решение, сторонами не представлено.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Ижемский» о возложении обязанности устранить нарушения действующего санитарного законодательства Российской Федерации удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Ижемский» организовать работу по ликвидации несанкционированного места размещения отходов (неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> (площадью 5,06 га; подъездная дорога 0,159 га) после введения в эксплуатацию полигона.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Ижма» устранить нарушения действующего санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: организовать работу по ликвидации несанкционированного места размещения отходов (неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории <адрес>площадью 5,06 га; подъездная дорога 0,159 га) после введения в эксплуатацию полигона, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ижемский районный суд Республики Коми.
Председательствующий-
судья А.Р. Семакова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.