Решение по делу № 8Г-25649/2024 [88-26964/2024] от 07.10.2024

03RS0063-01-2024-000205-78

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-26964/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

7 ноября 2024 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Никоновой О.И.,

судей Киреевой Е.В., Пиндюриной О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Амировой А.Н. на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2024 г. по гражданскому делу № 2-851/2024 по иску Амировой А.Н. к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты.

Заслушав доклад судьи Никоновой О.И., с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Октябрьского городского суда Республики Башкортостан объяснения Амировой А.Н. и ее представителя Прохорова Д.Е., действующего на основании доверенности от 15 января 2024 г., поддержавших доводы кассационной жалобы, с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан объяснения представителя Правительства Республики Башкортостан – Ахмерова А.И., действующего на основании доверенности от 18 марта 2024 г. и представителя Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан – Бикташева Д.И., действующего на основании доверенности от 26 марта 2024 г., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы истца, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Амирова А.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась с вышеназванным иском к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В обоснование своих требований истец указала, что решением комиссии МР Туймазинский район РБ по реализации «Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы № 2 от 9 февраля 2015 г. семья Амировой А.Н. признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Согласно выписки из протокола комиссии от 2 февраля 2023 г. № 2 рассмотрен вопрос о приобретении Амировой А.Н. квартиры общей площадью <данные изъяты> по договору купли-продажи от 26 декабря 2022 г. с ипотекой через ПАО Сбербанк. Остаток задолженности в сумме <данные изъяты>. На момент заключения кредитного договора на улучшение жилищных условий, где на каждого члена семьи приходится более <данные изъяты><данные изъяты>.) кв.м, семья соответствует требованию п. 1.6 Порядка, в связи с чем, семья Амировой А.Н. включена в числе участников Мероприятия.

Согласно сообщению от 6 декабря 2022 г. жилищного отдела Администрации муниципального района Туймазинский район РБ очередность Амировой А.Н. определяется под номером 6. Вместе с тем, 7 декабря 2023 г. Правительство Республики Башкортостан, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан сообщило истцу о том, что в связи с достижением 22 ноября 2023 г. Амировой А.Н. возраста <данные изъяты>, законных оснований для предоставления Амировой А.Н. социальной выплаты не имеется. Истец полагает, что нарушены ее права на получение социальной выплаты, поскольку такого основания для исключения семей из числа участников программы не предусмотрено, кроме того, на момент подачи заявления на участие в программе, рождения второго и третьего ребенка истцу не было 35 лет.

На основании вышеизложенного, истец просила признать за ней и ее детьми право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 в размере 1 161 040 руб. Обязать Администрацию муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан назначить Амировой А.Н. и несовершеннолетним детям указанную социальную выплату в размере 1161 040 руб.

Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2024 г., в удовлетворении искового заявления Амировой А.Н. к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты отказано.

В кассационной жалобе Амирова А.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО1, ФИО2, просить отменить решение суда первой инстанции от 22 апреля 2024 г. и апелляционное определение от 12 сентября 2024 г., вынести по делу новое решение. Заявитель указывает на то, что семья Амировой А.Н. признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Указанные Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан основания для исключения семей из числа участников программы, не предусмотрены Приложением № 11 Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. № 686. На момент подачи заявления на участие в программе, а также при последующих уведомлениях о рождении второго и третьего ребенка истцу не было 35 лет; истец не получила до достижения возраста 35 лет социальную выплату по причинам, связанным с бездействием ответчиков.

В письменном отзыве представитель Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан просил оставить решение суда первой инстанции и апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции истец и ее представитель Прохоров Д.Е. доводы кассационной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Правительства Республики Башкортостан – Ахмеров А.И., представитель Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан – Бикташев Д.И. возражали против удовлетворения кассационной жалобы истца, просили оставить без изменения обжалуемые судебные постановления.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.

Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28 января 2015 г. Амирова А.Н. обратилась с заявлением в Администрацию муниципального района Туймазинского района Республики Башкортостан о признании ее и её несовершеннолетнего ребенка ФИО3., <данные изъяты> молодой семьей и участником программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы в части получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

На основании указанного заявления решением комиссии муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан по реализации «Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы № 2 от 9 февраля 2015 г. семья Амировой А.Н. признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Заявлениями от 19 марта 2018 г. и от 16 мая 2022 г. истец сообщила о рождении второго и третьего ребенка.

На момент заключения кредитного договора у семьи Амировой А.Н. сохранялась нуждаемость.

Согласно выписке из протокола комиссии от 2 февраля 2023 г. по реализации муниципальной программы «Государственная поддержка граждан муниципального жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района Туймазинский район государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. № 686, было рассмотрено обращение Амировой А.Н. о приобретении квартиры общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от 26 декабря 2022 г. с ипотекой через ПАО Сбербанк. Остаток задолженности в сумме <данные изъяты>

В ответе от 7 декабря 2023 г. исх. № M13-16-07/433 на обращение поступившее через Администрацию Главы Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан в пределах своей компетенции сообщило о том, что в соответствии пунктом 4.2 Порядка, если на момент формирования Правительством Республики Башкортостан списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает <данные изъяты>, такая семья подлежит исключению из числа участников мероприятия Программы. 22 ноября 2023 г. возраст Амировой А.Н. превысил 35 лет, законных оснований для предоставлений Амировой А.Н. социальной выплаты не имеется.

Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральной целевой программой "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, пунктами 6, 7, 22, 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050), пунктом 1.16 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в Республике Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2016 г. № 73, п. 1.6, пп. «д» п.5.2, п.6.1, п. 6.2 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. № 686, и исходили из того, что семья истца перестала отвечать требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в названной выше подпрограмме, и, соответственно, утратила право на участие в ней, поскольку на момент формирования исполнительным органом субъекта Российской Федерации (на 25 ноября 2023 г.) списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем 2024 году возраст Амировой А.Н. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) превысил <данные изъяты>

Суд первой инстанции отметил, что факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, отметил, что в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что прямо предусмотрено пунктом 27 названных Правил.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности и оценив их в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о том, что семья Амировой А.Н. правомерно исключена из участников Программы - претендентов на предоставление социальных выплат, как несоответствующая требованиям, предусмотренным вышеуказанным правовым регулированием, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований Амировой А.Н. о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а также обстоятельствам данного гражданского дела.

Выводы судов подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, в случае если на момент формирования исполнительным органом субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в частности, о том, что семья Амировой А.Н. признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; указанные Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан основания для исключения семей из числа участников программы, не предусмотрены Приложением № 11 Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. № 686; на момент подачи заявления на участие в программе, а также при последующих уведомлениях о рождении второго и третьего ребенка истцу еще не исполнилось <данные изъяты>; истец не получила до достижения указанного возраста социальную выплату по причинам, связанным с бездействием ответчиков, были предметом проверки в первой и апелляционной инстанциях.

Судами первой и апелляционной инстанций проанализированы и верно применены правовые нормы как Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, так и Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в Республике Башкортостан" утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 декабря 2014 г. № 686 "Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», а также Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в Республике Башкортостан.

По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, являлись предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, которая доводами кассационной жалобы не опровергается.

При этом переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.

Судами при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены верно.

Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Судебные постановления содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено.

При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Амировой А.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий О.И. Никонова

Судьи Е.В. Киреева

О.Р. Пиндюрина

Мотивированное определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции составлено 21 ноября 2024 г.

03RS0063-01-2024-000205-78

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-26964/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

7 ноября 2024 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Никоновой О.И.,

судей Киреевой Е.В., Пиндюриной О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Амировой А.Н. на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2024 г. по гражданскому делу № 2-851/2024 по иску Амировой А.Н. к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты.

Заслушав доклад судьи Никоновой О.И., с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Октябрьского городского суда Республики Башкортостан объяснения Амировой А.Н. и ее представителя Прохорова Д.Е., действующего на основании доверенности от 15 января 2024 г., поддержавших доводы кассационной жалобы, с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан объяснения представителя Правительства Республики Башкортостан – Ахмерова А.И., действующего на основании доверенности от 18 марта 2024 г. и представителя Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан – Бикташева Д.И., действующего на основании доверенности от 26 марта 2024 г., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы истца, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Амирова А.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась с вышеназванным иском к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В обоснование своих требований истец указала, что решением комиссии МР Туймазинский район РБ по реализации «Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы № 2 от 9 февраля 2015 г. семья Амировой А.Н. признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Согласно выписки из протокола комиссии от 2 февраля 2023 г. № 2 рассмотрен вопрос о приобретении Амировой А.Н. квартиры общей площадью <данные изъяты> по договору купли-продажи от 26 декабря 2022 г. с ипотекой через ПАО Сбербанк. Остаток задолженности в сумме <данные изъяты>. На момент заключения кредитного договора на улучшение жилищных условий, где на каждого члена семьи приходится более <данные изъяты><данные изъяты>.) кв.м, семья соответствует требованию п. 1.6 Порядка, в связи с чем, семья Амировой А.Н. включена в числе участников Мероприятия.

Согласно сообщению от 6 декабря 2022 г. жилищного отдела Администрации муниципального района Туймазинский район РБ очередность Амировой А.Н. определяется под номером 6. Вместе с тем, 7 декабря 2023 г. Правительство Республики Башкортостан, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан сообщило истцу о том, что в связи с достижением 22 ноября 2023 г. Амировой А.Н. возраста <данные изъяты>, законных оснований для предоставления Амировой А.Н. социальной выплаты не имеется. Истец полагает, что нарушены ее права на получение социальной выплаты, поскольку такого основания для исключения семей из числа участников программы не предусмотрено, кроме того, на момент подачи заявления на участие в программе, рождения второго и третьего ребенка истцу не было 35 лет.

На основании вышеизложенного, истец просила признать за ней и ее детьми право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 в размере 1 161 040 руб. Обязать Администрацию муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан назначить Амировой А.Н. и несовершеннолетним детям указанную социальную выплату в размере 1161 040 руб.

Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2024 г., в удовлетворении искового заявления Амировой А.Н. к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты отказано.

В кассационной жалобе Амирова А.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО1, ФИО2, просить отменить решение суда первой инстанции от 22 апреля 2024 г. и апелляционное определение от 12 сентября 2024 г., вынести по делу новое решение. Заявитель указывает на то, что семья Амировой А.Н. признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Указанные Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан основания для исключения семей из числа участников программы, не предусмотрены Приложением № 11 Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. № 686. На момент подачи заявления на участие в программе, а также при последующих уведомлениях о рождении второго и третьего ребенка истцу не было 35 лет; истец не получила до достижения возраста 35 лет социальную выплату по причинам, связанным с бездействием ответчиков.

В письменном отзыве представитель Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан просил оставить решение суда первой инстанции и апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции истец и ее представитель Прохоров Д.Е. доводы кассационной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Правительства Республики Башкортостан – Ахмеров А.И., представитель Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан – Бикташев Д.И. возражали против удовлетворения кассационной жалобы истца, просили оставить без изменения обжалуемые судебные постановления.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.

Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28 января 2015 г. Амирова А.Н. обратилась с заявлением в Администрацию муниципального района Туймазинского района Республики Башкортостан о признании ее и её несовершеннолетнего ребенка ФИО3., <данные изъяты> молодой семьей и участником программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы в части получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

На основании указанного заявления решением комиссии муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан по реализации «Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы № 2 от 9 февраля 2015 г. семья Амировой А.Н. признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Заявлениями от 19 марта 2018 г. и от 16 мая 2022 г. истец сообщила о рождении второго и третьего ребенка.

На момент заключения кредитного договора у семьи Амировой А.Н. сохранялась нуждаемость.

Согласно выписке из протокола комиссии от 2 февраля 2023 г. по реализации муниципальной программы «Государственная поддержка граждан муниципального жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района Туймазинский район государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. № 686, было рассмотрено обращение Амировой А.Н. о приобретении квартиры общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от 26 декабря 2022 г. с ипотекой через ПАО Сбербанк. Остаток задолженности в сумме <данные изъяты>

В ответе от 7 декабря 2023 г. исх. № M13-16-07/433 на обращение поступившее через Администрацию Главы Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан в пределах своей компетенции сообщило о том, что в соответствии пунктом 4.2 Порядка, если на момент формирования Правительством Республики Башкортостан списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает <данные изъяты>, такая семья подлежит исключению из числа участников мероприятия Программы. 22 ноября 2023 г. возраст Амировой А.Н. превысил 35 лет, законных оснований для предоставлений Амировой А.Н. социальной выплаты не имеется.

Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральной целевой программой "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, пунктами 6, 7, 22, 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050), пунктом 1.16 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в Республике Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2016 г. № 73, п. 1.6, пп. «д» п.5.2, п.6.1, п. 6.2 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. № 686, и исходили из того, что семья истца перестала отвечать требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в названной выше подпрограмме, и, соответственно, утратила право на участие в ней, поскольку на момент формирования исполнительным органом субъекта Российской Федерации (на 25 ноября 2023 г.) списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем 2024 году возраст Амировой А.Н. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) превысил <данные изъяты>

Суд первой инстанции отметил, что факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, отметил, что в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что прямо предусмотрено пунктом 27 названных Правил.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности и оценив их в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о том, что семья Амировой А.Н. правомерно исключена из участников Программы - претендентов на предоставление социальных выплат, как несоответствующая требованиям, предусмотренным вышеуказанным правовым регулированием, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований Амировой А.Н. о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а также обстоятельствам данного гражданского дела.

Выводы судов подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, в случае если на момент формирования исполнительным органом субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в частности, о том, что семья Амировой А.Н. признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; указанные Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан основания для исключения семей из числа участников программы, не предусмотрены Приложением № 11 Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. № 686; на момент подачи заявления на участие в программе, а также при последующих уведомлениях о рождении второго и третьего ребенка истцу еще не исполнилось <данные изъяты>; истец не получила до достижения указанного возраста социальную выплату по причинам, связанным с бездействием ответчиков, были предметом проверки в первой и апелляционной инстанциях.

Судами первой и апелляционной инстанций проанализированы и верно применены правовые нормы как Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, так и Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в Республике Башкортостан" утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 декабря 2014 г. № 686 "Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», а также Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в Республике Башкортостан.

По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, являлись предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, которая доводами кассационной жалобы не опровергается.

При этом переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.

Судами при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены верно.

Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Судебные постановления содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено.

При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Амировой А.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий О.И. Никонова

Судьи Е.В. Киреева

О.Р. Пиндюрина

Мотивированное определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции составлено 21 ноября 2024 г.

8Г-25649/2024 [88-26964/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Амирова Айгуль Назыфовна, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Амирова Р.И., 24.09.2014 г.р., Амирова Г.П., 17.04.2018 г.р., Амировой В.П., 28.03.2022 г.р.
Ответчики
Правительство РБ
Министерство строительства и архитектуры РБ
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Министерство финансов РБ
Администрация муниципального района Туймазинский район РБ
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Никонова Ольга Ивановна
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
07.11.2024Судебное заседание
07.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее