Судья Горбачева Е.В. дело №33-17192/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 ноября 2018 г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.,
судей Провалинской Т.Б., Сучковой Е.Г.
при секретаре Чопоровой А.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Провалинской Т.Б.
дело по иску прокурора Новоселовского района Красноярского края в интересах Поповой Ирины Анатольевны к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Новоселовская средняя общеобразовательная школа № 5 о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
по апелляционной жалобе руководителя МКУ «ЦБУО Новоселовского района» - Горбуновой А.В.
на решение Новоселовского районного суда Красноярского края от 20 августа 2018,
которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Новоселовского района Красноярского края в интересах Поповой Ирины Анатольевны к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5 о взыскании задолженности по заработной плате о взыскании задолженности по заработной плате - удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5 в пользу Поповой Ирины Анатольевны по заработной плате в сумме 21586 рублей 37 копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 847 рублей 59 копеек».
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новоселовского района Красноярского края обратился в суд в интересах Поповой И.А. с иском к МБОУ Новоселовская СОШ № 5 о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Требования мотивировал тем, что Попова И.А. осуществляет трудовую деятельность в штате работодателя, замещая должность <данные изъяты> на 1 ставку. При исчислении размера причитающейся указанному работнику заработной платы не соблюдены правила начисления районного коэффициента и северной надбавки (надбавки за работу в районе с особыми климатическими условиями), что привело к нарушению права Поповой И.А. на оплату труда в полном размере. За период с апреля 2017 года по февраль 2018 года размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы составил 21 586,36 руб.
Просил взыскать с МБОУ Новоселовская СОШ № 5 в пользу Поповой И.А. сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период в вышеуказанном размере.
Судом постановлено решение вышеприведенного содержания.
В апелляционной жалобе руководитель МКУ «ЦБУО Новоселовского района» - Горбунова А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, ссылаясь на исчисление работодателем размера заработной платы истицы, определяемого на основании Регионального соглашения «О МРОТ» от 23.12.2016, решения Новоселовского районного совета депутатов от 30.09.2014 № 49-281р, приказов руководителя учреждения. Указывает на невозможность применения при разрешении данного спора положений постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-п, поскольку спорные правоотношения возникли до вступления указанного постановления в силу.
Попова И.А., представители МБОУ Новоселовская СОШ №5, МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Новоселовского района», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора прокуратуры Красноярского края Жилкина П.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01.10.2009 №1160-О-О, от 17.12.2009 №1557-О-О, от 25.02.2010 №162-О-О и от 25.02.2013 №327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.2017 № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 01.04.1992 размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
В соответствии с постановлением Министерства труда РФ от 11.09.1995 № 49 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Вышеприведенное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30 подлежит применению на территории Новоселовского района, относящегося к южным районам Красноярского края.
Статьей 1 ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 установлен в сумме 7 500 руб. в месяц.
Статьей 1 ФЗ от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.07.2017 установлен в сумме 7 800 руб. в месяц.
Статьей 3 ФЗ от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018 установлен в сумме 9 489 руб. в месяц.
Как следует из материалов дела, Попова И.А. на основании трудового договора от 30.07.2014 № осуществляет трудовую деятельность в МБОУ Новоселовская СОШ №5, замещая должность <данные изъяты> на 1 ставку.
Дополнительным соглашением от 30.12.2016 № к трудовому договору от 30.07.2014 № истице был установлен должностной оклад 1 ставка заработной платы в размере 2 454 руб., стимулирующая выплата за опыт работы 15% - 368,10 руб., компенсационная выплата за вредные условия труда 12% - 294,48 руб., районный коэффициент и процентная надбавка 60% - 1 869,95 руб., ДОМРОТ – 5 605,47 руб.
Дополнительным соглашением от 22.01.2018 № к трудовому договору от 30.07.2014 № истице установлен должностной оклад 1 ставка заработной платы в размере 2 552 руб., стимулирующая выплата за опыт работы 15% - 382,80 руб., компенсационная выплата за вредные условия труда 12% - 306,24 руб., районный коэффициент и процентная надбавка 60% - 1 944,62 руб., ДОМРОТ – 5 830,34 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, исходя из представленных бухгалтерией ответчика сведений об отработанном истицей периоде в каждом месяце и выплаченных суммах заработной платы, пришел к правильному выводу о том, что размер заработной платы истицы за спорный период не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в связи с чем взыскал недоначисленную и невыплаченнуюистице заработную плату в размере 21 586,37 руб.
Расчет суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы подробно отражен в решении суда и является арифметически верным.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы руководителя МКУ «ЦБУО Новоселовского района» - Горбуновой А.В. о расчете работодателем размера заработной платы истицы в соответствии с требованиями действующего законодательства и отсутствии оснований для применения к возникшим до 07.12.2017 правоотношениям правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, согласно которой в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, Судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоселовского районного суда Красноярского края от 20 августа 2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя МКУ «ЦБУО Новоселовского района» - Горбуновой А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: