РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Малая Сердоба 30 сентября 2021 года
в окончательной форме
решение принято 1 октября 2021 года
Малосердобинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Диковой Н.В., при секретаре Лариной М.А.,
с участием помощника прокурора Малосердобинского района Пензенской области Демина А.А.,
административного ответчика в лице главы администрации Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области Черенкова С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Малосердобинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия административного ответчика и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Малосердобинского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по освещению <адрес> в соответствии с требованиями п. 4.6.1.15 ГОСТ Р 52766-2007, и обязать административного ответчика в срок до 1 июня 2022 года принять меры по освещению данной улицы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, указав, что прокуратурой Малосердобинского района проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере на территории Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области, в результате которой было установлено, что администрацией Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области допущены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования.
Так, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог.
Согласно п. 4.6.1.15 «Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед./ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50 % светильников или при помощи регулятора светового потока.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что в нарушение указанных норм действующего законодательства на автодороге по <адрес> уличное освещение не соответствует требованиям Госстандарта, а именно в вечернее и ночное время доля действующих светильников составляет менее 50%.
Отсутствие в темное время суток искусственного освещения на указанной улице, по которой осуществляется движение транспорта и пешеходов, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья, а также создает условия и может являться причиной совершения преступлений и правонарушений, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей
<адрес>, и может повлечь за собой наступление перечисленных тяжких последствий.
Кроме того, нарушение указанных норм действующего законодательства причиняет неудобства гражданам в отыскании того или иного адреса, а также затрудняет работу государственных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, проживающих на территории Ключевского сельсовета, а также снижает ее эффективность.
В судебном заседании помощник прокурора Малосердобинского района Демин А.А. административное исковое заявление, а также его обоснование, поддержал, просил требования прокурора удовлетворить, признать бездействие административного ответчика незаконным, обязать администрацию Ключевского сельсовета принять меры по освещению <адрес>
<адрес> в соответствии с требованиями государственного стандарта в срок до 1 июня 2022 года.
Административный ответчик в лице главы администрации Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области Черенкова С.Е. в судебном заседании административный иск прокурора признал полностью, пояснил, что обязанность по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> в <адрес>, в том числе её освещение, осуществляет администрация Ключевского сельсовета, что закреплено в Уставе и Правилах благоустройства сельсовета. Право муниципальной собственности на данную дорогу находится на стадии оформления. На вышеуказанной улице протяженностью 0,5 км имеется только один работающий фонарь, что не соответствует ГОСТу.
Выслушав прокурора, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131) к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно ст. 45.1 Федерального закона № 131 правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п.п. 5.1, 18 ч. 1.1 ст. 4 Устава Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области к вопросам местного значения Ключевского сельсовета относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Ключевского сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Ключевского сельсовета, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории Ключевского сельсовета, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории Ключевского сельсовета в соответствии с указанными правилами.
Согласно п. 2.21 Правил благоустройства территории Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области, утвержденных решением КМС Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области от 23.10.2018 № 201-61/6, улицы, дороги в границах населенных пунктов поселения, площади, набережные, мосты и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории должны освещаться в темное время суток.
Согласно п.п. 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257) к элементам обустройства автомобильных дорог помимо прочего относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 257 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Таким образом, организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, дорожного движения, а также средством профилактики правонарушений.
В соответствии с п.п. 6.9.2-6.9.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766. Частичное отключение стационарного электрического освещения в ночное время и переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно осуществляют по ГОСТ Р 52766. Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8.
В соответствии с п. 4.6.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают, в том числе, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. Согласно п. 4.6.1.13 названного ГОСТа наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. Пунктами 4.6.1.15, 4.6.1.16 ГОСТа определено, что в темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед./ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока; в темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
Судом установлено, что в нарушение названных выше норм и стандартов в <адрес> до настоящего времени отсутствует должное освещение <адрес> указанной улице протяженностью около 0,5 км находятся жилые дома и ФАП, при этом на улице имеется всего 1 работающий фонарь уличного освещения, функционирование которого осуществляется администрацией Ключевского сельсовета.
Данный вывод суда подтверждается справкой от 26.08.2021, составленной помощником прокурора Малосердобинского района по результатам проверки исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере на территории Ключевского сельсовета Малосердобинского района, и сообщением администрации Ключевского сельсовета от 26.08.2021.
Отсутствие в темное время суток искусственного освещения на указанной улице, по которой осуществляется движение транспорта и пешеходов, создает угрозу безопасности жизни и здоровья физических лиц, а также создает условия и может являться причиной совершения преступлений и правонарушений, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей
с. Ключи.
Кроме того, выявленные нарушения причиняют неудобства гражданам в отыскании того или иного адреса, а также затрудняют работу служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, проживающих на территории Ключевского сельсовета.
На основании ч. 3 ст. 46, ч. 3 ст. 157 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При таких обстоятельствах суд считает административный иск прокурора законным и обоснованным, принимает признание административным ответчиком административного иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц, и удовлетворяет заявленные прокурором требования.
Суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности - до 1 июня 2022 года, поскольку этот срок является разумным и достаточным для выполнения работ по оборудованию улицы должным освещением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Малосердобинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия административного ответчика и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие административного ответчика - администрации Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по освещению <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями п. 4.6.1.15 ГОСТ Р 52766-2007.
Обязать администрацию Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области принять меры по освещению <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями п. 4.6.1.15 ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 1 июня 2022 года.
Администрации Ключевского сельсовета сообщить в Малосердобинский районный суд и в прокуратуру Малосердобинского района об исполнении решения в течение одного месяца со дня исполнения.
Административному ответчику опубликовать решение суда в официальном печатном издании Ключевского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Малосердобинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Дикова