Решение по делу № 2-987/2022 от 18.02.2022

Дело № 2-987/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 апреля 2022 года                                                                  г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре судебного заседания Третьяк Н.В., с участием представителей истца ФИО4, ФИО3, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> об обязанности совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась с иском к ответчику (с учетом уточнений), в котором просит признать незаконным действия Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда РФ по г.Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что истец, обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об установлении пенсии по возрасту в соответствии с 400 ФЗ. Решением ответчика было отказано в установлении (назначении) страховой пенсии по старости в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента. Считает данные действия незаконными.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщила.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие истца.

Представители истца ФИО4, ФИО7 в судебном заседании на иске с учетом уточнений настаивали по вышеизложенным основаниям.

Представитель Государственного учреждения –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю Сошкина Е.А. просила в иске истцу отказать, по основаниям изложенным в возражениях.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец обратилась в территориальный пенсионный орган с заявлением от 24.12.2019 об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ).

    Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента 18,6.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений предусмотренных приложением 6), т.е. в 55 лет 6 месяцев и при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Таким образом, периоды работы в государстве Узбекистан:

по 31.12.1990 засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж по тем же правилам, что и работа в Российской Федерации;

с 01.01.1991 по 31.12.2001 засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж при условии предоставления документов, которые полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и при условии их подтверждения компетентными органами государства Узбекистана;

с 01.01.2002 засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж при условии подтверждения справкой об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование, выданной компетентными органами Узбекистана.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р (в ред. от 28.01.2005 г.) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. N 203-16).

Сведения, отраженные в представленных заявителем документах о стаже, заработке считаются достоверными и подтвержденными, если они поступили в территориальный орган ПФР в ответ на запрос от компетентного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства-участника международного договора, работодателя, архивной организации и подтверждают запрашиваемые сведения.

В страховой стаж истца Отделением были включены периоды работы до 1993 года и с 2016 по 2019 г. по данным индивидуального лицевого счета.

В страховой стаж истца не включены спорные периоды с 12.04.1993 по 31.12.2001 в связи с тем, что ответы на направленные запросы до настоящего времени не поступили, периоды с 01.01.2002 г. по 15.03.2005 г. в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно п. 11 Правил от 02.10.2014 N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на перерасчет страховой пенсии по старости.

При этом Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" какие-либо ограничения к способам и средствам доказывания периодов работы не установлены.

Из представленных стороной истца документов, а именно: справки детского сада согласно которой истец получала заработную плату с 1985 по 1989 г., архивной справки Территориального Управления по архивному делу Самаркандской области межведомственного хозрасчетного архива документов по личному составу Булунгурского района из которой следует, что ФИО1 с января 1994 г. по декабрь 1997 г. осуществляла трудовую деятельность в детском саду Булунгур, трудовой книжки ГТ-I истец 13.101980 г. принята на должность няни-санитарки дет яслей сада , ДД.ММ.ГГГГ временно разрешено вести работу воспитательницы детсада , ДД.ММ.ГГГГ воспитателя детсада переведена воспитательницей детсада , ДД.ММ.ГГГГ воспитательница детсада освобождена от занимаемой должности, ДД.ММ.ГГГГ принята временно воспитателем детского сада Комбината Озодлик, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.

В соответствие со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Не предоставление государственными органами Узбекистана сведений, подтверждающих трудовой стаж истца, не может являться основанием для лишения истца права на установление страховой пенсии по старости, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что период работы истца с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в ее страховой стаж.

Периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не полежат включению в страховой стаж истца на основании следующего.

Согласно Письму Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Министерство труда и социального обеспечения Республики Узбекистан.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в государства компетентный орган - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996 г., регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.

В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения. Международное соглашение содержит положение о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст. 10 Соглашения).

Поскольку уплата страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование в силу вышеприведенных норм материального права должно подтверждаться исключительно компетентным органом Республики Узбекистан, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность истца, однако Министерством труда и социального обеспечения Республики Узбекистан за спорные периоды работы истца таких сведений представлено не было в связи с чем периоды трудовой деятельности с 01.01.2002 г. по 15.03.2005 г. не полежат включению в страховой стаж истца.

Не включение данного периода не лишает истца права в дальнейшем, при предоставления документов подтверждающих уплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование обратиться к ответчику с заявление о включения его в страховой стаж.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю об обязанности совершить определённые действия удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остиальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 19 апреля 2022 года.

Судья Ленинского районного суда

города Севастополя                    С.В.Калганова

2-987/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Бочарова Светлана Васильевна
Ответчики
ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ г. Севастополя
Другие
Ангелова Юлия Игоревна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Калганова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
18.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2022Передача материалов судье
19.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2022Судебное заседание
15.04.2022Судебное заседание
19.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее