УИД: ...
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Цыбикдоржиева Т.В.
номер дела в суде 1-й
инстанции 2-1446/2020
Дело № 33-2559/2020 поступило 11 августа 2020 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2020 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Урмаевой Т.А. и судей коллегии Мирзаевой И.И., Чупошева Е.Н., при секретаре Митыповой С.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Республики Бурятия Козловой С.Н. в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия об обеспечении условий для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией,
по апелляционному представлению представителя истца по доверенности Осиповой А.М. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 22 июня 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично и постановлено:
Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний», Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, а именно: оснастить койку для пациентов с тяжелой формой заболевания, требующих неинвазивной вентиляции легких: аспиратором электрическим – 1 шт.; увлажнителем кислорода – 1 шт.; аппаратом для определения газов крови – 1 шт.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционного представления, выслушав представителей сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Республики Бурятия, обращаясь в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ, с учетом изменения исковых требований (л.д.59-60, т.2), просил обязать ФКУЗ «Медико-санитарная часть №3 ФСИН», УФСИН России по Республике Бурятия обеспечить оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, а именно: развернуть в филиале «Больница» ФКУЗ «Медико-санитарная часть №3 ФСИН» не менее 40 коек для лечения пациентов со средней степенью тяжести COVID-19; развернуть в филиале «Больница» ФКУЗ «Медико-санитарная часть №3 ФСИН» койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких; оснастить койку для пациентов с тяжелой формой заболевания, требующих неинвазивной вентиляции легких: аспиратором электрическим – 1 шт.; увлажнителем кислорода – 1 шт.; аппаратом для определения газов крови – 1 шт.
Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой республики проверкой исполнения законодательства об охране здоровья осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в деятельности ФКУЗ «Медико-санитарная часть №3 ФСИН» выявлены нарушения, связанные с неготовностью оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в частности, отсутствием необходимого медицинского оборудования для диагностики и лечения, что также установлено и проверками Территориального органа Росздравнадзора и Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия. Установлено, что ответчиком развернуто 4 койки для лечения больных с коронавирусной инфекцией, из которых: 1 койка для пациентов с легкой и средне-тяжелой формой заболевания, 2 койки с тяжелой формой заболевания, не требующих искусственной вентиляции легких, 1 койка для пациентов с тяжелой формой заболевания, требующих неинвазивной вентиляции легких. Вопреки требованиям приказа Минздрава РФ №198н (с изм. от 18.05.2020), ответчиком не развернуты койки для пациентов со средней степенью тяжести (40 коек) и пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной вентиляции легких. Кроме того, приказом Минздрава Республики Бурятия от 25.04.2020 №299-ОД не предусмотрена маршрутизация пациентов из учреждений здравоохранения ФСИН с крайне тяжелой формой заболевания в государственные учреждения здравоохранения. Согласно информации Минздрава РБ, в государственных учреждениях здравоохранения отдельный коечный фонд с условиями для обеспечения лечения COVID-19 у лиц, заключенных под стражу или отбывающих наказание в виде лишения свободы, с учетом их уголовно-правового статуса и необходимости их отдельного содержания, обеспечения охраны, не предусмотрен. Койки для пациентов средней степени тяжести не развернуты, однако для их развертывания имеется все необходимое медицинское оборудование.
В судебном заседании представители истца по доверенности Осипова А.М. и Потехина К.А. исковые требования поддержали, пояснив, что в нарушение требований приказа Минздрава РФ №198н, ответчиком не развернуты койки для пациентов со средней степенью тяжести (40 коек) и койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной вентиляции легких. Среди развернутого коечного фонда 1 койка для пациентов с тяжелой формой заболевания, требующих неинвазивной вентиляции легких, не оборудована аспиратором электрическим, увлажнителем кислорода, отсутствует аппарат для определения газов крови. Указанное нарушает права осужденных в сфере охраны здоровья.
Представитель ответчиков ФКУЗ «Медико-санитарная часть №3 ФСИН», УФСИН России по Республике Бурятия, третьего лица ФСИН России, по доверенностям Цыбыктарова В.В. исковые требования не признала и суду пояснила, что требования прокурора являются вмешательством в административно-хозяйственную деятельность ФСИН России и его подведомственных учреждений. Количество коек для лечения новой коронавирусной инфекции определено ФСИН России с учетом штата и имеющейся возможности. Обращает внимание, что имеется необходимое оборудование для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, требующих неинвазивной вентиляции легких. Дополнительно заключены контракты на приобретение медицинского оборудования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор Осипова А.М. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, приводит следующие доводы.
Отказывая в удовлетворении требований о развертывании коек (не менее 40 для лечения пациентов со средней степенью тяжести, а также коек для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких), суд первой инстанции исходил из того, что ФСИН России осуществляет полномочия в сфере медико-санитарного обеспечения осужденных и лиц, находящихся под стражей, федеральный государственный санитарный эпидемиологический надзор. Суд взял за основу указание ФСИН России, как федерального органа исполнительной власти, изложенное в письме от 18.04.2020 г., во исполнение которого принято распоряжение УФСИН России по РБ от 21.04.2020 №32-р, о создании 4 коек стационарного типа для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Суд согласился с доводами ответчика о том, что поскольку ФКУЗ МСЧ-3 является медицинской организацией, подведомственной ФСИН России, все полномочия органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья в отношении учреждения осуществляет ФСИН России.
С выводами суда апеллянт не соглашается, указывая на положения ч.5 ст.101 УИК РФ, предусматривающей, помимо прочего, правовое регулирование порядка оказания медицинской помощи нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Согласно абзацу 7 п.11 Минимальных требований к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение COVID-19, утвержденных приказом Минздрава России от 19.03.2020 №198н, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет структуру коечного фонда в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Полагает, что Минздрав Республики Бурятии определяет структуры коечного фонда в зависимости от эпидемиологической ситуации на период неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Приказ Минздрава России от 19.03.2020 №198н содержит специальные нормы, принятые в целях борьбы с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, которые действуют в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, до 01.01.2021 г. и распространяются на все медицинские организации, в том числе ФКУЗ МСЧ-3, что не принято во внимание районным судом, как и схема маршрутизации подозреваемых, обвиняемых, осужденных УФСИН России по Республике Бурятия при втором и третьем уровнях эпидемиологической опасности, утвержденная врио начальника УФСИН России по РБ 09.04.2020 г., согласованная с заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ и Министром здравоохранения РБ.
Указанная схема предусматривает амбулаторное лечение в условиях инфекционных изоляторов ФКУЗ «МСЧ №3 ФСИН России» с общей коечной мощностью 43 койко-места, в том числе инфекционный изолятор филиала «Больница» на 15 коек.
При втором уровне эпидемиологической опасности в случае выявления единичных случаев новой коронавирусной инфекции предусмотрено помещение пациентов в филиал «Больница» (на 42 койко-места, в том числе 40 коек для пациентов средней степени, 2 койки для нуждающихся пациентов в ИВЛ) и в случае ухудшения состояния здоровья – направление пациентов в ГБУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница».
Аналогичная схема предусмотрена и при третьем уровне эпидемиологической опасности (при регистрации групповых и массовых случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией).
Таким образом, Минздрав РБ согласовал с УФСИН России по РБ количество коек для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией – 42 койки, что отвечает целям борьбы с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Иная информация ответчиками в Минздрав РБ не направлялась.
Среди лиц, содержащихся в СИЗО и в исправительных учреждениях, выявлено <...> фактов заболевания коронавирусной инфекцией, в том числе <...>.
В следственном изоляторе установлено <...> контактное лицо, в том числе <...> обвиняемых и осужденных. В ИК-1 отряд осужденных ... в количестве <...> человека переведен на режим изоляции от остальных осужденных, <...> осужденных изолированы в помещении карантинного отделения. В КП-3 помещены в карантинное отделение <...> осужденных.
Значительное число граждан, отбывающих наказание, имеют легочные заболевания (<...>.), то есть пациенты, наиболее подверженные риску заболеваемости COVID-19, а также осложнениям при ее течении.
Обращает внимание, что распоряжение УФСИН по РБ №32-р не учитывает наличие коечного фонда, имеющегося в ФКУЗ «МСЧ-3 УФСИН России», количество спецконтингента и иные, имеющие значение обстоятельства. В частности, ответчики не обосновали, из каких нормативов определено оборудовать именно 4 койки для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией.
Кроме того, распоряжение УФСИН России по РБ принято 21.04.2020 г., после в приказ Минздрава России №198н внесены изменения о необходимости организации в медицинских учреждениях коек для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких, а также коек для пациентов со средней степенью тяжести COVID-19. В связи с тем, что новых распорядительных документов по организации коечного фонда УФСИН России по РБ не принято, полагает исковые требования прокурора обоснованными.
Судом не дана оценка информации Минздрава РБ о том, что план числа коек для приема больных новой коронавирусной инфекцией на население Республики (986 109 человек), доведенный поручением Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО1 от ..., составляет 493 койки (0,5 коек на 1000 человек). Отдельный учет граждан, находящихся в местах лишения свободы на территории Республики Бурятия, при расчете планового числа коек для приема больных новой коронавирусной инфекцией, не производился.
Приказом Минздрава России №198н предусмотрены нормативы для размещения и лечения пациентов средней тяжести, распоряжением УФСИН от 21.04.2020 №32-р предусмотрена 1 койка для пациентов с легкой и среднетяжелой формой заболевания.
В суде установлено, что в распоряжении ФКУЗ МСЧ-3 имеется два концентратора кислорода, что свидетельствует о наличии возможности развертывания коек для пациентов средней степени тяжести не менее 12 коек, в соответствии с п.14 Минимальных требований.
Автор апелляционного представления не соглашается также с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о развертывании коек для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких.
В схеме маршрутизации, согласованной УФСИН России по РБ, Роспотребнадзором, Минздравом РБ, в приказе Минздрава РБ №292-0д, не предусмотрена госпитализация таких больных в учреждения государственной системы здравоохранения.
Вывод суда о том, что коечный фонд для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких, определен только для обеспеченных системой централизованного снабжения медицинскими газами с возможностью монтажа клапанной системы или медицинской консоли, не соответствует положениям пункта 11 Минимальных требований. Опрошенные в судебном заседании специалисты Росдравнадзора по РБ ФИО3, ФИО4 поясняли, что централизованное снабжение медицинскими газами может быть заменено концентратором кислорода. Таким образом, при наличии двух концентраторов кислорода в филиале «Больница» возможно развертывание не менее 4 коек для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии.
Суд не учел, что в соответствии с п.3 ст.26 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы лицами, заключенными под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, может быть реализовано при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Полагает, что ответчики должны в полном объеме принять все меры с учетом имеющегося коечного фонда для развертывания максимально возможного количества коек для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокуроры Осипова А.М., Шевченко А.В. доводы апелляционного представления поддержали, указывая на ухудшение динамики заболеваемости среди осужденных и сотрудников УФСИН, на недостаточность предпринимаемых МСЧ №3 мер.
Представитель ответчиков ФКУЗ «Медико-санитарная часть №3 ФСИН», УФСИН России по Республике Бурятия, третьего лица ФСИН России, по доверенностям Цыбыктарова В.В. с доводами апелляционного представления не согласилась, пояснила, что единственным подходящим зданием, предназначенным для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, является больница. Указала на недостаточность помещений, кадровую не укомплектованность врачами-инфекционистами. На апрель 2020 г. было указание на развертывание 4 койко-места, в настоящее время имеется возможность развернуть 6 койко-мест для пациентов со средней степенью тяжести заболевания. Заключен государственный контракт на поставку еще одного кислородного концентратора. В случае невозможности оказания медицинской помощи, имеются учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения. Требование прокурора развернуть 40 койко-мест повлечет за собой необходимость построить новое здание, закупить необходимое оборудование, что скажется на финансовых затратах. Иск прокурора является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав стороны, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия приходит к следующему.
В удовлетворенной части иска, не оспариваемой сторонами и третьим лицом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции относительно доводов представителя ответчиков о том, что не может быть признано вмешательством в административно-хозяйственную деятельность ФСИН России и его подведомственных учреждений, поскольку медицинская помощь должна быть оказана в соответствии с приказом Минздрава России от 19.03.2020 г. №198н, о чем указано в письме ФСИН России от 18.04.2020 г. и распоряжении УФСИН России по Республики Бурятия №32-р от 21.04.2020 г., вместе с тем, допустил, по сути, противоречивые выводы, указав, что полномочия по определению структуры коечного фонда входит в компетенцию исключительно ФСИН России.
Коллегия отмечает также, что вмешательства в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, вопреки доводам представителя ответчиков и третьего лица, по настоящему делу не имеется, поскольку предметом исковых требований не является возложение обязанности на ФСИН России организовать финансовое обеспечение расходов на проведение соответствующих мероприятий по обеспечению оказания медицинской помощи.
Отказывая в обжалуемой части в удовлетворении иска и признавая несостоятельными доводы прокурора о необходимости развертывания не менее 40 коек для пациентов со средней степенью тяжести COVID-19, районный суд мотивировал свои выводы тем, что во исполнение указания ФСИН России от 18.04.2020 г., распоряжением УФСИН России по РБ от 21.04.2020 г. определен коечный фонд ФКУЗ «МСЧ-3 ФСИН России» в количестве 4 койко-места, а утвержденная ранее совместно с Управлением Роспотребнадзора и Минздравом РБ схема маршрутизации, в связи с изданием указанного распоряжения, правового значения не имеет, поскольку орган исполнительной власти субъекта не уполномочен определять коечный фонд в больнице МСЧ-3, равно как и приказ Минздрава России от 19.03.2020 №198н (в редакции от 18.05.2020 г.) не определяет коечный фонд для лечения пациентов со средней степенью тяжести.
Оставляя без удовлетворения требования прокурора о возложении обязанности развернуть койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких, суд исходил из определения ФСИН России структуры коечного фонда МСЧ-3, указал также, что последняя не обеспечена системой централизованного снабжения медицинскими газами, наличие концентратора кислорода в больнице подтверждено проверкой ТО Росздравнадзора РБ.
Судом отклонен довод стороны истца и пояснений специалиста ТО Росздравнадзора РБ ФИО4 о том, что ответчик обязан развернуть койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, указав, что их право на оказание медицинской помощи может быть реализовано в медицинских организациях муниципальной и государственной системы здравоохранения, в частности, ГБУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница», согласно схеме маршрутизации и приказа Минздрава РБ №292-од от 25.05.2020 г.
С указанными выводами, послужившими основаниями к отказу в иске, суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку во взаимосвязи с ч.5 ст.101 УИК РФ и абзацем 7 ст.11 Минимальных требований к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, утв. Приказом Минздрава России от 19.03.2020 №198н (здесь и далее – «Минимальные требования», в ред. от 29.05.2020 – на день вынесения решения суда), Министерство здравоохранения Республики Бурятия полномочно определять структуру коечного фонда в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Разрешая спор, суду следовало дать оценку действиям органа исполнительной власти в сфере исполнения уголовных наказаний при утверждении коечного фонда не только исходя из формального указания подведомственности МСЧ-3 непосредственно ФСИН России, но и в целом объемом мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Из материалов дела усматривается, что проведенной прокуратурой Республики, а также проверками Территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия, Управления Роспотребнадзора по РБ установлена недостаточная готовность ФКУЗ «МСЧ-3 УФСИН России» к оказанию медицинской помощи пациентам с COVID-19.
Как следует из распоряжения УФСИН России по РБ от 21.04.2020 №32-р (которым развернуто 4 койки стационарного типа для пациентов с новой коронавирусной инфекцией на территории филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России, из которых 1 койка – для пациентов с легкой и среднетяжелой формой заболевания, 2 – с тяжелой формой заболевания, не требующих искусственной вентиляции легких, 1 – с тяжелой формой заболевания, требующих неинвазивной вентиляции легких), а также проекта распоряжения ФСИН России, они изданы во исполнение приказа Минздрава России от 19.03.2020 №198н.
Приказом Минздрава России от 06.08.2013 г. №529н утверждена номенклатура медицинских организаций, к числу которых относится и медико-санитарная часть, в том числе центральная.
Согласно Письму Минздрава России от 05.05.2020 N 30-0/И/2-5931 о Минимальных требованиях к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, рекомендуемый коечный фонд, необходимый для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, рассчитывается с учетом наличия уже развернутых коек, а также эпидемиологической ситуации: для остальных регионов (помимо г.Москвы и г.Санкт-Петербурга0 - 1 - 2 койки на 1000 человек. Структурное подразделение медицинской организации размещается в отдельном здании или комплексе зданий, соответствующих настоящим минимальным требованиям. При отсутствии возможности выделения отдельного здания допускается размещение структурного подразделения в одном здании с другими структурными подразделениями медицинской организации при наличии возможности разделения потоков пациентов и работников (отдельных входов, изолированных от других помещений), зданиях иных организаций, приведенных в соответствие с настоящими минимальными требованиями.
Структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19 оснащается в соответствии с Минимальными требованиями к оснащению структурного подразделения.
Минимальные требования к оснащению структурного
подразделения медицинской организации
Оснащение в расчете на койки для пациентов, находящихся со средней степенью тяжести течения заболевания | ||
N п/п | Наименование оборудования | Количество |
1. | Рабочее место врача, медицинской сестры (круглосуточный пост) | 1 на 20 коек |
2. | Пульсоксиметр | по числу постов |
3. | Аппарат для измерения артериального давления | по числу постов |
4. | Термометр медицинский | по числу коек |
Аналогичные минимальные требования (приведенные в таблице) к оснащению структурного подразделения медицинской организации содержатся в Приложении к минимальным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19 (утв. Приказом Минздрава России от 19.03.2020 №198н), что не учтено судом первой инстанции.
Из показаний допрошенных в суде первой инстанции представителей Росздравнадзора по РБ ФИО3, ФИО4 (л.д.70-74, т.2) следует, что Росздравнадзором в июне 2020 г. проводилась проверка, которой установлено, что было развернуто 4 койки, хотя согласно схеме маршрутизации, было прописано 40 коек для больных средней тяжести и 2 койки для тяжелых пациентов. Имеется один аппарат ИВЛ «Авента». На 4 койки его хватает, но если возникнет вспышка заболеваемости, этого недостаточно. Имеется один концентратор кислорода, он предназначен в соответствии с приказом №198н из расчета один на две койки. Для средней степени тяжести развернута одна койка, оснащение имеется. Имеется концентратор кислорода, была консоль. Сама больница не оснащена системой централизованного снабжения медицинскими газами. Централизованное снабжение медицинскими газами может быть заменено концентратором кислорода. Нужны койки для пациентов в крайне тяжелом состоянии, исходя их требований приказа №198н. Структуру и количество коечного фонда определяет Министерство здравоохранения РБ и ФСИН. Для 4 коек предусмотрено 2 поста. Представлен только один пост. При наличии концентратора кислорода, на МСЧ-3 распространяется абзац 2 п.11 Минимальных требований, а также проценты по коечному фонду, в отсутствие централизованного оснащения. При имеющейся лицензии МСЧ-3 может развернуть более 42 коек.
Согласно п.3 Минимальных требований к приказу Минздрава №198н, структурные подразделения медицинской организации для лечения COVID-19 для пациентов, находящихся в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, рекомендуется создавать в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую работы (услуги) по "рентгенологии", "клинической лабораторной диагностике" или "лабораторной диагностике", "функциональной диагностике", "ультразвуковой диагностике", "эндоскопии", "анестезиологии и реаниматологии".
Структурные подразделения медицинской организации для лечения COVID-19 для пациентов, находящихся в состоянии средней тяжести, рекомендуется создавать в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую работы (услуги) по "рентгенологии", "клинической лабораторной диагностике" или "лабораторной диагностике", "функциональной диагностике", "ультразвуковой диагностике".
В соответствии с п. 11 Минимальных требований, в структурном подразделении медицинской организации для лечения COVID-19 для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, рекомендуемое количество коек, обеспеченных системой централизованного снабжения медицинскими газами с возможностью монтажа клапанной системы или медицинской консоли, составляет 70% от общего коечного фонда.
При отсутствии системы централизованного снабжения медицинскими газами структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19 оснащается концентраторами кислорода с функцией сжатого воздуха и вакуума из расчета одна установка на 1 - 2 койки.
В структуре коечного фонда, обеспеченного системой централизованного снабжения медицинскими газами с возможностью монтажа клапанной системы или медицинской консоли, рекомендуется выделять:
не менее 50% коек для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, не требующих искусственной вентиляции легких;
25% коек для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, требующих проведения неинвазивной вентиляции легких;
25% коек для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких.
(в ред. Приказа Минздрава России от 18.05.2020 N 459н)
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет структуру коечного фонда в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Бурятия, МСЧ-3 выданы соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, что также подтверждается и информацией ТО Росздравнадзора по РБ (л.д.9,10 т.1).
Таким образом, нормативно - правовое регулирование определения коечного фонда для пациентов с новой коронавирусной инфекцией, не ограничивается полномочиями исключительно федерального органа исполнительной власти в сфере исполнения уголовных наказаний.
Суд апелляционной инстанции полагает, что определение УФСИН России по Республики Бурятия в апреле 2020 года 4 койко-места, без учета динамики роста числа заболевших, недостаточно, при том, что ответчиками не представлено сведений, какие нормативы применялись при определении данного количества коек, не учтена динамика роста заболеваемости.
Статьей ст.41 Конституции РФ гарантировано право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Анализируя материалы дела, коллегия приходит к выводу, что требования прокурора о понуждении развертывания 40 коек для пациентов со средней степенью тяжести, законны и обоснованны.
Так, из пояснений представителя Росздравнадзора по РБ ФИО3 (л.д.72, оборот, т.2) следует, что в филиале «Больница» МСЧ-3 предусмотрено 2 поста.
Как уже отмечалось, Приказом Минздрава России от 19.03.2020 №198н утверждены минимальные требования (приведенные в таблице) к оснащению структурного подразделения медицинской организации содержатся – 1 круглосуточный пост на 20 коек, для пациентов со средней степенью тяжести течения заболевания.
Исходя из данного норматива, количество коек для пациентов со средней степенью тяжести COVID-19, должно составлять не менее 40 (20х2), что не принято во внимание судом первой инстанции.
Кроме того, 08.04.2020 года УФСИН России по РБ совместно с Министерством здравоохранения РБ утверждены план и схема маршрутизации оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях из числа лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Бурятия, в филиале «Больница» (на 42 койко-места) МСЧ-3 определено выделение 40 коек для пациентов с заболеваниями новой коронавирусной инфекцией средней степени тяжести (т.1 л.д.66) и 2 койки для нуждающихся пациентов в ИВЛ.
Таким образом, план и схема маршрутизации с определением 40 коек для пациентов с заболеваниями новой коронавирусной инфекцией средней степени тяжести соответствуют нормативам, установленным Приказом Минздрава России от 19.03.2020 №198н.
Более того, в письме начальника УФСИН России по Республике Бурятия ФИО5 от 22.04.2020 г. (л.д.19, т.2) начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия ФИО6, содержится указание, в целях перепрофилирования Больницы на 42 койко-места для лечения больных короновирусной инфекцией и в соответствии с рекомендации специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, необходимо проведения мероприятий по установке перегородок с дверьми, восстановить раковину для мытья рук с душем с подводкой воды, предусмотреть защелки (щеколды) на двери палат, предусмотреть на каждую палату ведра с крышками и рукомойники (умывальники), рассмотреть возможность отсечения канализационных стоков от больницы для последующего обеззараживания в колодцах, перенести стиральную машинку для стирки постельного белья осужденных в помещения «грязной зоны», перекрыть воздуховоды вытяжной вентиляции из операционной. О проделанной работе доложить в Управление на имя начальника до 24.04.2020 до 10.00.
По информации Министра здравоохранения РБ от 10.06.2020 г. в адрес Прокуратуры Республики Бурятия, с учетом напряженной эпидемиологической ситуации в Республике Бурятия для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в медицинских организациях республики развернуты 971 коек, из них 495 коек для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии. По информации Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия на 8.00 часов 10.06.2020 г. зарегистрировано 2020 (в том числе за последние сутки + 64) лабораторно подтвержденных в установленном порядке случаев заражения COVID-19.
По сведениям Министерства здравоохранения РБ от 11.06.2020 г. (л.д.155, т.1), план числа коек для приема больных новой коронавирусной инфекции на население Республики (986 109 человек), составляет 493 койки. Отдельная медицинская организация или отдельный коечный фонд в государственных медицинских организациях Республики Бурятия с условиями для обеспечения лечения новой короновирусной инфекции у лиц, заключенных под стражу или отбывающих наказание в виде лишения свободы, с учетом их уголовно-правового статуса и необходимости их отдельного содержания, обеспечения охраны, не предусмотрены.
По сведениям территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия от 18.06.2020 г. (л.д.5-9, т.2), на территории филиала «Больница ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России» не развернуты койки для пациентов со средней степенью тяжести (40 коек), не предусмотрена госпитализация пациентов, находящихся на амбулаторном лечении со средней и легкой тяжестью заболевания. Кроме того, не развернуты койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной вентиляции легких, при этом приказом Минздрава РБ от 25.04.2020 №292-ОД не предусмотрена маршрутизация пациентов с крайне тяжелой формой. Структурное подразделение медицинской организации на 4 койки для лечения COVID-19 оснащено 1 аппаратом концентратора кислорода из расчета одна установка на 1-2 койки. В наличии 1 аппарат ИВЛ «Авента». Таким образом, по мнению ТО Росздравнадзора по РБ, имеется неполная готовность к оказанию медицинской помощи пациентам с COVID-19 в ФКУЗ «МСЧ №3».
Приказом Минздрава РБ от 25.04.2020 №292-ОД утверждена временная схема маршрутизации пациентов коронавирусной инфекции, согласно которой, подозреваемые, обвиняемые и осужденные из учреждений ФСИН России – больные в тяжелом состоянии – в ГБУЗ «РКИБ» в сопровождении охраны УФСИН России по РБ, контактные – в инфекционных изоляторах системы ФСИН России (43 койки).
Судом апелляционной инстанции исследована представленная сторонами информация об эпидемиологической ситуации заболеваемости, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в учреждениях УФСИН России по Республике Бурятия, из которой следует, что количество коек 4 явно недостаточно для лечения больных.
Коллегия соглашается с доводами апелляционного представления, что вывод суда о том, что коечный фонд для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких, определен только для обеспеченных системой централизованного снабжения медицинскими газами с возможностью монтажа клапанной системы или медицинской консоли, не соответствует положениям пункта 11 Минимальных требований. Опрошенные в судебном заседании специалисты Росдравнадзора по РБ ФИО3, ФИО4 поясняли, что централизованное снабжение медицинскими газами может быть заменено концентратором кислорода. Таким образом, при наличии двух концентраторов кислорода в филиале «Больница» возможно развертывание не менее 4 коек для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии.
Нельзя не согласиться и с апеллянтом в части того, что суд не учел, что в соответствии с п.3 ст.26 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы лицами, заключенными под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, может быть реализовано при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Вместе с тем, невозможность оказания медицинской помощи в МСЧ-3 материалами дела не подтверждена, с учетом того, что по сведениям Минздрава РБ, отдельная медицинская организация или отдельный коечный фонд в государственных медицинских организациях Республики Бурятия с условиями для обеспечения лечения новой короновирусной инфекции у лиц, заключенных под стражу или отбывающих наказание в виде лишения свободы, с учетом их уголовно-правового статуса и необходимости их отдельного содержания, обеспечения охраны, не предусмотрены.
При таких обстоятельствах, с учетом анализа представленных доказательств и нормативно-правового регулирования спорных правоотношений, апелляционное представление подлежит удовлетворению, решение суда в части отказа в удовлетворении иска - отмене, с принятием нового решение, которым на ответчиков возлагается обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, а именно: развернуть в филиале «Больница» Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний» не менее 40 коек для лечения пациентов со средней степенью тяжести COVID – 19, а также койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление удовлетворить.
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 22 июня 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний», Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, а именно: развернуть в филиале «Больница» Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний» не менее 40 коек для лечения пациентов со средней степенью тяжести COVID – 19, а также койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких.
Председательствующий:
Судьи коллегии: