Дело № 2-167/2021 УИД 14RS0022-01-2021-000298-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Соколовской Л.В.,
при секретаре Решетниковой Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Усть-Нера
18 октября 2021 года
гражданское дело по иску прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Борогонский 2 наслег» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и законодательства о защите населенных пунктов от природных пожаров,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Оймяконского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском.
В обоснование иска, указывает, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере охраны лесов от пожаров и защищенности населенных пунктов от них, выявлены нарушения действующего законодательства, а именно установлено, на территории <адрес> имеются участки защитных минерализованных полос, которые не очищены от поросли деревьев или имеют ширину менее требуемых 10 метров. В границе населенного пункта не организована работа по своевременной уборке мусора, сухой растительности и покос травы. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территории населенного пункта до границ лесного массива менее 30 метров. Должностные лица Администрации МО «Борогонский 2 наслег» допущены к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (не обучен глава администрации и лицо, его замещающее). Просит обязать Администрацию МО «Борогонский 2 наслег» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать вокруг населенного пункта <адрес> противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 10 метров; определить круг лиц, участвующих в организации и тушения пожаров на объектах защиты МО «Борогонский 2 наслег» и провести им обучение мерам пожарной безопасности по программе дополнительного профессионального образования; создать противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий и сооружений, расположенных в населенном пункте <адрес> не менее 30 метров; произвести в границе населенного пункта <адрес> уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
В судебном заседании прокурор Оймяконского района РС (Я) Драгомирецкий П.И. доводы, изложенные в иске, поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав мнение прокурора и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе: надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу пп. 8,9 и 23 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. «а» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя, в том числе выполнение мер пожарной безопасности. Требованиями ч. 1, ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальные образования являются участниками лесных отношений. От имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включает в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров, которое согласно требованиям ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации выражается в противопожарном обустройстве лесов и обеспечении средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в прокладке просек, противопожарных разрывов, устройств противопожарных минерализованных полос.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
Согласно п. 63 указанных Правил, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Согласно п. 67 Правил, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
В силу п. 3 правил, лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 288 от 24.04.2013 утвержден Свод правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Согласно п. 4.14 Свода правил, противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, органом местного самоуправления участки защитных минерализованных полос не очищены от поросли деревьев или имеют ширину менее требуемых 10 метров; в границе населенного пункта не организована работа по своевременной уборке мусора, сухой растительности и покос травы; противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территории населенного пункта до границ лесного массива менее 30 метров; должностные лица Администрации МО «Борогонский 2 наслег» допущены к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (не обучен глава администрации и лицо, его замещающее).
Указанное свидетельствует о бездействии Администрации Муниципального образования «Борогонский 2 наслег», ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей, что выражается в нарушение требований пожарной безопасности и законодательства о защите населенных пунктов от природных пожаров.
Такое бездействие ответчика, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, в нарушение требований пожарной безопасности и законодательства о защите населенных пунктов от природных пожаров, и нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению.
С учетом положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Борогонский 2 наслег» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и законодательства о защите населенных пунктов от природных пожаров – удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования «Борогонский 2 наслег» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать вокруг населенного пункта <адрес> противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 10 метров; определить круг лиц, участвующих в организации и тушения пожаров на объектах защиты МО «Борогонский 2 наслег» и провести им обучение мерам пожарной безопасности по программе дополнительного профессионального образования; создать противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий и сооружений, расположенных в населенном пункте <адрес> не менее 30 метров; произвести в границе населенного пункта <адрес> уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Л.В. Соколовская
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>