Дело № 2-385/ 2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Ильинский 21 ноября 2013 г.
Ильинский районный суд Пермского края
в составе: судьи Шляпиной И.С.
с участием представителей администрации Ильинского муниципального района Терещенко Е.Д. и Радостевой В.А.
при секретаре Русиновой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации Ильинского муниципального района к УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Решением Ильинского районного суда от 13 августа 2012 г. администрация Ильинского муниципального района обязана предоставить ФИО2 жилое помещение вне очереди по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края. Решение вступило в законную силу.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела по Ильинскому району УФССП по Пермскому краю от 25 февраля 2013 г. на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство, установлен срок для добровольного исполнения решения суда. Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено 05.03.2013 г.
16.10.2013 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Ильинского муниципального района исполнительского сбора в размере 5000 рублей по причине неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Не согласившись с решением судебного пристава-исполнителя, администрация Ильинского муниципального района обратилась в суд с заявлением, в котором просит освободить её от взыскания исполнительского сбора по причине отсутствия вины в действиях по исполнению решения суда, мотивируя следующим.
Согласно ст.5 Федерального закона от 12 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», все дополнительные гарантии для детей-сирот, в том числе гарантия на внеочередное обеспечение жильем, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Жилье для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, приобретается за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района Правительством Пермского края. Количество приобретенных предоставленных жилых помещений зависит от размера данных субвенций. Администрация Ильинского муниципального района в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ не имеет право производить расходы за счет собственных средств бюджета муниципального района.
В период с июля по сентябрь 2012 года по распоряжению Комитета «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского муниципального района было проведено 5 аукционов для приобретения 8 квартир.
Распоряжением Комитета «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского муниципального района от 01.10.2012 № 697 был объявлен открытый аукцион в электронной форме для приобретения квартир, в том числе и для ФИО2 Аукцион не состоялся, так как заявок не поступило.
Определением Ильинского районного суда была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 марта 2013 г. 01.04.2013 года Ильинским районным судом вновь была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.05.2013.
В марте 2013 г. были даны рекомендации по приобретению жилых помещений для детей-сирот, а именно путем заключения мировых соглашений.
В связи с тем, что администрация не располагала данными о местонахождении ФИО2, потребовалось время, чтобы отыскать его.
30.08.2013 г. между администрацией Ильинского муниципального района и ФИО2 было заключено мировое соглашение. 08.10.2013 г. определением Ильинского районного суда было отказано в утверждении мирового соглашения.
В соответствии с распоряжением администрации Ильинского муниципального района от 10.10.2013 г. № 837 был объявлен открытый аукцион на приобретение жилья для детей-сирот по 1 лоту. Подведение итогов будет 25.12.2013.
Несмотря на то, что Правительством Пермского края были выделены денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация Ильинского муниципального района не имела реальной возможности исполнить решение суда не только в пятидневный срок, но и в срок до 11 ноября 2013 года, когда судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку взыскание исполнительского сбора является разновидностью штрафных санкций, то его наложение и взыскание возможно при наличии виновных действий должника в неисполнении законных требований судебного пристава-исполнителя в установленный им срок, следовательно, при отсутствии таковых, наложение взыскания в виде исполнительского сбора будет противоречить закону.
В судебном заседании представитель администрации Ильинского муниципального района Терещенко Е.Д. по доверенности настаивала на заявленных требованиях по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель истца в УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против заявленных требований, указав, что должником не доказано наличие непреодолимой силы, не представлено каких-либо документов, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа, что не освобождает должника от ответственности. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания. Освобождение, отсрочка взыскания, уменьшение исполнительского сбора приводит к потере его значимости, как штрафной санкции.
Представитель третьего лица отдела судебных приставов по Ильинскому району УФССП России по Пермскому краю судебный пристав-исполнитель ФИО6 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Просила рассмотреть дело в её отсутствие. Считает факт взыскания исполнительского сбора законным и обоснованным, так как информация о мерах, принимаемых для исполнения решения суда со стороны должника поступала исключительно после обращения судебного-исполнителя. С заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения ввиду невозможности исполнения должник не обращался.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу положений ст.13 ГПК РФ все судебные решения, вступившие в законную силу, являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению, их неисполнение влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в ч.1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу п.11 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112, 116 настоящего Федерального закона.
Положения ч.1 ст.105 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривают, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
На основании пункта 3 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя и характера совершенного правонарушения.
В силу пункта 6 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 7 названной статьи при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Конституционный Суд РФ в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Учитывая, что исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, он является санкцией штрафного характера - на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, то в данном случае следует учитывать положения Гражданского Кодекса РФ о наличии или отсутствии оснований для ответственности за нарушение обязательств, как это и предусмотрено ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Между тем надлежащих и убедительных доказательств, подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника, либо качественно влияющих на оценку ее степени, истцом не представлено.
Судом установлено, что согласно решению Ильинского районного суда от 13 августа 2012 г. администрация Ильинского муниципального района обязана предоставить ФИО2 жилое помещение вне очереди по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края. Решение вступило в законную силу. На основании решения суда 13 августа 2012 г. был выпущен исполнительный лист № 2-352/2012, который прокурором Ильинского муниципального района направлен для принудительного исполнения в службу судебных приставов по Ильинскому району.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела по Ильинскому району УФССП по Пермскому краю от 25 февраля 2013 г. на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство, установлен срок для добровольного исполнения решения суда - 5 дней со дня получения указанного постановления.
Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником. Данное обстоятельство не оспаривается администрацией Ильинского муниципального района. Также оно подтверждается наличием предупреждения об уголовной ответственности за злостное неисполнение решения главы администрации Ильинского муниципального района от 05 марта 2013г.
Согласно постановлению судебного пристава исполнителя отдела судебных приставов по Ильинскому муниципальному району от 16.10.2013 г. с администрации Ильинского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей по причине не исполнения в установленный для добровольного исполнения срок исполнительного документа.
Действующее законодательство об исполнительном производстве определяет два условия, при соблюдении которых пристав вправе прибегать к данной санкции: истечение срока, установленного для добровольного исполнения (формальный критерий); непредставление должником доказательств невозможности исполнения в указанный срок вследствие непреодолимой силы.
Должник своевременно и надлежащим образом извещался судебным приставом-исполнителем о возбуждении в отношении него исполнительного производства, о предъявляемых к нему требованиях, сроках исполнения данных требований, однако, решение суда не исполнено как в срок вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, так и на день рассмотрения заявления об освобождении от исполнительского сбора.
Истец указывает, что не смог исполнить исполнительный документ в установленный срок по независящим от него обстоятельствам, указывая на то, что им объявлялись аукционы, принимались меры к установлению места нахождения ФИО2 с целью заключить с ним мировое соглашение.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ представленные в дело документы, суд считает, что администрацией Ильинского муниципального района доказательств, подтверждающих наличие чрезвычайных обстоятельств, которые могут характеризироваться как обстоятельства непреодолимой силы, а также доказательств, подтверждающих совершение действий для исполнения требований исполнительного документа не представлено.
Как установлено судом, администрации Ильинского муниципального района определением Ильинского районного суда дважды предоставлялась отсрочка исполнения решения, до 1 марта 2013 г. и до 01 мая 2013 года, позднее администрация с заявлением о предоставлении отсрочки в суд не обращалась.
После принятия решения о предоставлении жилья ФИО2 о проведении аукциона было объявлено лишь 01.10.2012 г., который не состоялся в связи с отсутствием заявок.
Впоследствии аукционы не объявлялись до 10.10.2013 г., то есть администрация Ильинского муниципального района каких-либо мер к исполнению решения суда не предпринимала, хотя препятствия для объявления аукциона после марта 2013 года отсутствовали, поскольку в марте 2013 года Правительством Пермского края было выделено достаточно денежных средств для приобретения жилья.
Доводы представителей администрации о том, что решение суда не могло быть исполнено поскольку в марте 2013 года было рекомендовано приобретать жилые помещения путем заключения мировых соглашений, а место нахождение ФИО2 не было установлено, не могут быть расценены судом как обстоятельство невозможности исполнения в указанный срок вследствие непреодолимой силы, поскольку порядок приобретения жилья путем проведения аукционов отменен не был.
Сведений о приобретении в порядке исполнения решения суда в пользу взыскателя ФИО2 жилого помещения в Ильинском муниципальном районе Пермского края в период с 25 февраля 2013 года (после возбуждения исполнительного производства) и до 30 августа 2013 г. (момент заключения мирового соглашения, в утверждении которого Ильинским районным судом отказано 04 октября 2013 года), истцом в материалы дела не предоставлено.
Доводы администрации о том, что они не могли исполнить решение суда, поскольку не могли установить место нахождения ФИО2 с целью заключения мирового соглашения не являются доказательством наличия у истца уважительных причин невозможности исполнения требований исполнительного документа либо невозможности их исполнения вследствие непреодолимой силы. Ссылка администрации на данное обстоятельство не свидетельствует о совершении должником определенных действий для исполнения вступившего в законную силу решения суда, в связи с чем, утверждение об обратном является голословным.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, на день вынесения постановления судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа администрацией Ильинского муниципального района Пермского края не исполнены. При этом суд учитывает длительность исполнения решения суда, вступившего в законную силу 14 сентября 2012 года.
Таким образом, каких-либо исключительных обстоятельств, объективно подтверждающих невозможность исполнения должником решения суда в течение длительного периода и не зависящих от воли, заботы и контроля должника, не установлено, правовых оснований для удовлетворения заявленных администрацией Ильинского муниципального района Пермского края требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требования администрации Ильинского муниципального района об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья И.С.Шляпина