72RS0021-01-2020-003562-47 |
Дело № 21-78/2021 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
15 марта 2021 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕвроТехЦентр» на решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 25 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕвроТехЦентр»,
установил:
Постановлением заместителя начальника Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тесту также – Северо-Уральское МУГАДН) № ТюО000335/72 от 12.08.2020 г. общество с ограниченной ответственностью «ЕвроТехЦентр» (далее по тексту также – ООО «ЕвроТехЦентр») привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ЕвроТехЦентр» в лице защитника Курьякова А.А. обратилось с жалобой в районный суд, в которой просило об отмене постановления должностного лица и о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что диспозиция части 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ «Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» может применяться исключительно при перевозке пассажиров, багажа, или груза. Однако объективных данных о наличии какого-либо груза, факта перевозки пассажиров или багажа, не установлено. Факт управления автомобилем, технически предназначенным для перевозки груза, не может являться основанием для применения санкции статьи 12.31.1 КоАП РФ. Полагал, что наличие груза, пассажиров или багажа является обязательным условием при квалификации и применении указанной статьи КоАП РФ.
Решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 25 декабря 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО «ЕвроТехЦентр» оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласно ООО «ЕвроТехЦентр» в лице законного представителя Синицина А.Н., который, повторяя доводы, изложенные ранее, просит решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 25 декабря 2020 года отменить и принять по делу новое решение.
На жалобу ООО «ЕвроТехЦентр» поступили возражения Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице начальника управления Дробота А.Ф., в которых он полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы удовлетворению не подлежащими.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, представитель ООО «ЕвроТехЦентр» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав государственного инспектора Северо-Уральского МУГАДН ФИО8, производившего осмотр транспортного средства и составившего протокол об административном правонарушении, полагавшего, что жалоба удовлетворению не подлежит и указывавшего, что осмотренное им 23.07.2020 г. транспортное средство перевозило песок, который на представленной фотографии не отображён вследствие ракурса сьёмки, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 12.08.2020 г. и решение судьи районного суда от 25 декабря 2020 года отмене либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.
В силу требований части 3 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере тридцати тысяч рублей.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.01.2019 г. № 234-О, из действующего правового регулирования следует, что требования, касающиеся предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, обязательны как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями и в связи с этим обязанных организовать проведение указанных осмотров водителей и транспортных средств, так и для водителей, которые не вправе осуществлять перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом без прохождения предрейсового медицинского осмотра и положительных результатов предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, и, следовательно, все указанные субъекты подлежат привлечению к административной ответственности на основании частей 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 г. № 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" предусмотрено, что на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В силу требований пунктов 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в частности, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны, в том числе, организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Статьей 6 указанного федерального закона установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7 утверждены «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (далее по тексту также – Правила).
В силу пунктов 28, 29 данных Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния. Сведения о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
Согласно пункту 2.5 Перечня к мероприятиям по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до выезда транспортных средств с места их постоянной стоянки с соответствующей отметкой о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств в путевом листе.
В силу приведенных выше норм требование осуществления предрейсового контроля технического состояния транспортного средства является необходимым условием его эксплуатации для осуществления перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, невыполнение которого образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, в силу пункта 12 которых: должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается: выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утверждён приказом Минтранса России от 08.08.2028 г. № 296. Данный порядок предусматривает недопущение выпуска на линию технически неисправных транспортных средств. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152, действовавшего во время спорного правоотношения, утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов: даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий (пункт 13). Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16). Дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (пункт 16.1).
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, на основании приказа начальника Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта № 5/0138 от 29.06.2020 г. государственным инспектором Северо-Уральского МУГАДН 23.07.2020 г. произведен осмотр транспортного средства КАМАЗ Р-45.20 503630 <.......>, управляемого водителем ФИО5 и эксплуатируемого юридическим лицом ООО «ЕвроТехЦентр», в ходе которого выявлено что: нарушены требования обязательного прохождения предрейсового технического осмотра транспортных средств; не проведён предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов КАМАЗ Р-45.20 503630 <.......> перед выездом на линию; предрейсовый технический осмотр транспортного средства не пройден, отсутствует отметка в путевом листе; выявлен факт выпуска на линию транспортного средства без проведения предрейсового контроля технического состояния – о чем составлен акт осмотра. Согласно объяснениям водителя, им ошибочно был взят иной путевой лист.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «ЕвроТехЦентр» протокола об административном правонарушении № ТюО000372/72 от 07.08.2020 г., поскольку уполномоченным должностным лицом административного органа выявлены нарушения пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090; пунктов 27, 28 Правил; требований ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Защитник ООО «ЕвроТехЦентр» в объяснении к протоколу об административном правонарушении указал, что перевозка пассажиров, багажа, грузов не осуществлялась.
Постановлением заместителя начальника Северо-Уральского МУГАДН № ТюО000335/72 от 12.08.2020 г. ООО «ЕвроТехЦентр» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
С учётом изложенного, поскольку из путевого листа транспортного средства следует, что данный автомобиль направлен в распоряжение ООО «ЕТЦ», при этом, из выписки от 24.07.2020 г. из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, следует, что основным видом деятельности ООО «ЕвроТехЦентр» является «производство прочих строительно-монтажных работ», а дополнительным видом деятельности является: «перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами», нахожу, что судья районного суда, принимая оспариваемое решение об оставлении постановления должностного лица административного органа без изменения, правильно исходил из того, что административная ответственность перевозчика за нарушение указанных требований наступает вне зависимости от нахождения груза либо пассажиров в транспортном средстве. Данные нарушения относятся к категории общественно-опасных в связи с возможными наступлениями тяжких последствий в случае не обнаружения неисправности у транспортного средства из-за не проведения предрейсового (предсменного) контроля технического состояния транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов, в данном случае транспортного средства массой 16 000 килограмм без загрузки и 31 000 килограмм разрешенной максимальной массы.
Кроме того, вопреки утверждениям защитника ООО «ЕвроТехЦентр» из объяснений в судебном заседании должностного лица, осуществившего осмотр транспортного средства и оформление протокола об административном правонарушении, следует, что осмотренное транспортное средство перевозило песок.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях ООО «ЕвроТехЦентр» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 3 ст. 12.31.1 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя начальника Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № ТюО000335/72 от 12.08.2020 г. и решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 25 декабря 2020 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕвроТехЦентр» оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда |
А.Р. Глушко |