Решение по делу № 2а-11352/2016 от 10.11.2016

Дело №2а-11352/2016г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2016 года Вахитовский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой

при секретаре А.М.Низамовой,

с участием представителя административного истца, представителей административного ответчика, представителя заинтересованного лица, в отсутствие административного истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гарифуллиной ФИО7 в интересах несовершеннолетнего Гарифуллина ФИО8 к Министерству здравоохранения Республики Татарстан о признании незаконным отказа в льготном обеспечении лекарственным препаратом и понуждении обеспечить лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими рекомендациями,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Гарифуллина А.А. в интересах несовершеннолетнего Гарифуллина И.И. обратилась в суд с административным иском к Министерству здравоохранения Республики Татарстан (далее по тексту – МЗ РТ) о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечить лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими рекомендациями. В обосновании иска указано, что административный истец является матерью несовершеннолетнего ребенка ФИО2, ... года рождения, группа инвалидности - Ребенок-инвалид, согласно справке, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан (Татарстан)» Минтруда России - экспертный состав №5, серии МСЭ-2011 № 1821936 от 26.11.2014 года. В сентябре 2008 года Гарифуллину И.И. в ДРКБ был поставлен диагноз «...», что подтверждается выпиской из истории болезни №519165 выданной ДРКБ МЗ РТ. На фоне ухудшения состояния здоровья в августе 2016 года истец с сыном поступили в Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Медико-генетический научный центр" на базе Центральной клинической больницы Российской академии наук (Поликлиника №3, Педиатрическое отделение) с диагнозом: .... В соответствии с рекомендациями МГНЦ РАМН рекомендован препарат «Колистин» (Колистиметат натрия) в дозировке 2 млн 2 раза в день ингаляционно постоянно, данная терапия является для ребенка жизненно необходимой, обязательной и замене не подлежит.

Препарат «Колистин» (Колистиметат натрия) зарегистрирован на территории Российской Федерации регистрационный номер: ЛС-002329, КОД ATX: J01XB01, из инструкции которого указано, что ингаляционное применение препарата «Колистин» показано для лечения инфекций дыхательных путей, вызванных чувствительными к колистиметату натрия грамотрицательными бактериями, в особенности Pseudomonasaeruginosa, например при муковисцидозе. После выписки из МГНЦ РАМН в августе 2016 года, вышеуказанная выписка была представлена лечащему врачу ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ», после чего в адрес Министерства здравоохранения РТ от имени Главного врача ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» было направлено обращение по вопросу обеспечения ребенка И.И.Гарифуллина лекарственным препаратом Колистин (МНН - Колистиметат натрия). Посредством электронного документооборота был получен отказ в обеспечении ИИ.Гарифуллина со ссылкой на то, что лекарственный препарат Колистин (МНН-Колистиметат натрия) не входит в льготные перечни для федеральных и региональных льготников, не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что подтверждается документом созданным в электронной форме №09-01/10712 от 14.10.2016.

В ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» было организовано внеплановое заседание врачебной комиссии по вопросу назначения ФИО10. препарата по торговому наименованию «Колистин» в дозировке рекомендованной ФГБУЗ ЦКБ РАМН г.Москва. Комиссия решила: На основании выписки из амбулаторной карты №730 (21421945) ребенка ФИО9., проживающего по адресу: РТ, ..., учитывая тяжесть состояния рекомендовать препарат колистин в дозе 2 млн 2 раза в день. Данная терапия является жизненно необходимой и замене не подлежит, что подтверждается выпиской из протокола №21 заседания врачебной комиссии ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» детская городская больница» от 31 октября 2016 года. Следовательно, ФИО2, как ребенок-инвалид имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов, которые ему назначены по жизненным показаниям. Административный истец просит признать отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в льготном обеспечении несовершеннолетнего ФИО2 лекарственным препаратом Колистиметат натрия (Колистин) незаконным и нарушающим права; обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечить ребенка-инвалида ФИО2, ... года рождения лекарственным препаратом Колистиметат натрия (Колистин) в соответствии с рекомендациями Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Медико-генетический научный центр" на базе Центральной клинической больницы Российской академии наук и выпиской из протокола №21 заседания врачебной комиссии ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» детская городская больница от 31 октября 2016 года.

Административный истец в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержал.

Представители административного ответчика – МЗ РТ, в судебном заседании административный иск не признали.

Судом в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство финансов РТ.

Представитель заинтересованного лица - Министерство финансов РТ, в судебном заседании с иском не согласился.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что административный истец является матерью несовершеннолетнего ребенка ФИО2, ... года рождения, группа инвалидности - Ребенок-инвалид, согласно справке, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан (Татарстан)» Минтруда России - экспертный состав №5, серии МСЭ-2011 № 1821936 от 26.11.2014 года.

В сентябре 2008 года ФИО2 в ДРКБ был поставлен диагноз «Муковисцидоз», что подтверждается выпиской из истории болезни №519165, выданной ДРКБ МЗ РТ. В августе 2016 года истец с сыном поступили в Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Медико-генетический научный центр" на базе Центральной клинической больницы Российской академии наук (Поликлиника №3, Педиатрическое отделение) с диагнозом: .... В соответствии с рекомендациями МГНЦ РАМН рекомендован препарат «Колистин» (Колистиметат натрия) в дозировке 2 млн 2 раза в день ингаляционно постоянно, данная терапия является для ребенка жизненно необходимой, обязательной и замене не подлежит.

В адрес Министерства здравоохранения РТ от имени Главного врача ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» было направлено обращение по вопросу обеспечения ребенка ФИО2 лекарственным препаратом Колистин (МНН - Колистиметат натрия). Посредством электронного документооборота был получен отказ в обеспечении ФИО2 со ссылкой на то, что лекарственный препарат Колистин (МНН-Колистиметат натрия) не входит в льготные перечни для федеральных и региональных льготников, не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что подтверждается документом созданным в электронной форме №09-01/10712 от 14.10.2016.

Согласно выписке из протокола №21 заседания врачебной комиссии ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» детская городская больница от 31 октября 2016 года по вопросу необходимости назначения ФИО2 препарата колистин 2 млн 2 раза в день ингаляционно, постоянно, рекомендованного ФГБУЗ ЦКБ РАМН г.Москва, комиссия решила: На основании выписки из амбулаторной карты №730 (21421945) ребенка ФИО2, проживающего по адресу: РТ, ..., учитывая тяжесть состояния рекомендовать препарат колистин в дозе 2 млн 2 раза в день. Данная терапия является жизненно необходимой и замене не подлежит.

Препарат «Колистин» (Колистиметат натрия) зарегистрирован на территории Российской Федерации регистрационный номер: ЛС-002329, КОД ATX: J01XB01.

Суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическом благополучию.

Аналогичные нормы содержит ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - Закон N 323-ФЗ).

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Пункт 5 ст. 1 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно п. 12 ст. 14 указанного Закона организация по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также обеспечения лекарственными препаратами является полномочием федеральных органов государственной власти.

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ Постановлением от 22 октября 2012 года N 1074 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014-2015 г., которая во втором разделе предусматривает обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи. В разделе 4 названной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой со свободных цен, предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 в редакции от 14.02.2002 года "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". В соответствии с данным Перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.

Таким образом, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.

Согласно ч. 3 ст. 80 этого Закона, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Частью 2 статьи 83 этого же Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования.

В силу ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и дети-инвалиды. В соответствии с предоставляемым гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего ФЗ, набора социальных услуг включаются социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского значения.

Согласно п. 3 Приказу Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 N 494 "О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям", в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Министерство здравоохранения Республики Татарстан обосновывает отказ в обеспечении лекарственными препаратами отсутствием указанных препаратов в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016г., утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р (далее – Перечень), а также тем, что ФИО2, как ребенок – инвалид по лекарственному обеспечению отнесен к полномочиям федерального уровня ответственности.

Между тем, в вышеприведенных нормативных правовых актах не содержится запрета предоставления лекарственного препарата, не предусмотренного перечнем и стандартом оказания медицинской помощи для конкретного вида заболевания, с отнесением этого вопроса на разрешение врачебной комиссии лечебного учреждения. В связи с чем, доводы ответчика о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку препарат «Колистин» (международное непатентованное наименование Колистиметат натрия) не входят в состав Перечня, не основаны на законе.

На основании указанных выше норм законодательства, суд считает незаконным отказ Министерства здравоохранения РТ, на которое законом возложена обязанность организации обеспечения лекарственными препаратами, отпускаемыми населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в обеспечении лекарственным препаратом «Колистин» (международное непатентованное наименование Колистиметат натрия) по жизненным показаниям ФИО2, в соответствии с установленным у него заболеванием, поскольку он нуждается в вышеназванном препарате по жизненным показаниям, имеет право на бесплатное обеспечение данным препаратом и на момент рассмотрения дела не обеспечен им.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

На МЗ РТ подлежит возложению обязанность по жизненным показаниям организовать обеспечение ФИО2 лекарственным препаратом «Колистин» (международное непатентованное наименование Колистиметат натрия) в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данного препарата лечащим врачом.

Руководствуясь ст. ст.178-180, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения РТ, в обеспечении лекарственным препаратом «Колистин» (международное непатентованное наименование Колистиметат натрия) по жизненным показаниям ФИО2.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан по жизненным показаниям организовать обеспечение ФИО2 лекарственным препаратом «Колистин» (международное непатентованное наименование Колистиметат натрия) в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данного препарата лечащим врачом.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова

2а-11352/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гарифуллина А.А.
Ответчики
Министерство здравоохранения РТ
Другие
Министерство финансов РТ
Ахмадуллин Ф.Р.
Суд
Вахитовский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Дело на сайте суда
vahitovsky.tat.sudrf.ru
10.11.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.11.2016[Адм.] Передача материалов судье
11.11.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2016[Адм.] Судебное заседание
25.11.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее