Решение по делу № 2-1363/2023 от 01.12.2022

Дело № 2-1363/202347RS0011-01-2022-003858-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ломоносов                                                                               30 ноября 2023 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Васильевой О.В.,

при помощнике судьи Спириденковой Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кульжова Сергея Валентиновича к местной администрации муниципального образования Большеижорское городское поселение муниципального образования Ломоносовского района Ленинградской области о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Кульжов С.В. обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с иском к местной администрации МО Большеижорское городское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о признании права собственности на жилой дом. В обоснование исковых требований указал, что является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Рассвет» (далее – СНТ «Рассвет») с 2001 года, собственником земельного участка площадью 660 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садовые дома с земельным участком». Право собственности истца на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13 ноября 2019 года за номером согласно пунктам 2.7, 2.8, 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации на основании Постановления местной администрации муниципального образования Большеижорское городское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области № 291 от 31 октября 2019 года. В 2019 году на указанном земельном участке истец завершил строительство жилого дома площадью 82,3 кв.м. При строительстве дома истцом были реализованы права члена садоводческого товарищества, которые до 31 декабря 2018 года определялись положениями Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в том числе, положениями пунктов 3 и 4 статьи 19, устанавливающими право члена садового товарищества хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его видом разрешенным использованием, а также осуществлять строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений. Размещение жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 47:14:1501001:14 соответствует нормам действующего законодательства. Письмом Управления Росреестра по Ленинградской области № КУВД-001/2021-38079318 от 13 сентября 2021 года был приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на жилой дом по мотивам наличия в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории и об ограничениях использования земельных участков, выраженных в запрете возведения объектов капитального строительства. 28 сентября 2021 года истец получил уведомление № КУВД-001/2021-38079318/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости в связи с тем, что объект учета с 12 января 2021 года был включен в ЗОУИТ - «в запретную зону военного объекта войсковой части 55443 (реестровый .)» на основании пункта 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (далее – Положение). По мнению истца решение Управления Росреестра по Ленинградской области незаконно, поскольку в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года №П/0412 категория земли и вид разрешенного использования земельного участка подразумевают возведение объектов капитального строительства. Истец указал, что требование Регистратора о предоставлении специального разрешения нахождения данного объекта в «запретной зоне» от федерального органа исполнительной власти незаконно, так как требование основано на пункте 12 Положения, в котором отсутствует требование о предоставлении специального разрешения от Федерального органа исполнительной власти. Также истец указал, что на обращения в Министерство обороны Российской Федерации за получением специального разрешения согласования ведения хозяйственной деятельности на земельном участке им получены ответы, которые указывают на то, что согласно пункту 3 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах «зоны с особыми условиями использования территории» не допускается, за исключением случаев размещения зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования. По мнению истца включение земельного участка в «запретную зону» военного объекта в/ч 55443 проведено с существенными нарушениями порядка установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации.

В судебном заседании истец Кульжов С.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Титов С.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица СНТ «Рассвет» Рахимова И.И. не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица – Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица – ГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не вился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Управление Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи     67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующему.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим кодексом, федеральными законами.

Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (п.п. 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 3 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 5 ч. 1 ст.104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (ч. 2 ст. 104 ЗК РФ).

В соответствии с п. 10 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов.

Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регламентируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405 (далее – Положение).

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

В соответствии с п. 10 Положения на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается:

а) проживание и (или) нахождение физических лиц;

б) осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением;

в) размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его.

На территории зоны охраняемого военного объекта строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также размещение и эксплуатация стационарного или переносного приемо-передающего оборудования с мощностью передатчиков более 5 Вт осуществляются исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект. При этом параметры электромагнитной совместимости оборудования, создающего радиопомехи военному объекту, определяются по внешней границе зоны охраняемого военного объекта. На территории зоны охраняемого военного объекта не допускается ликвидация дорог и переправ, а также осушение и отведение русел рек (п.11).

На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств.

Использование расположенных в границах запретной зоны водных объектов и воздушного пространства над ней регулируется нормами водного и воздушного законодательства Российской Федерации (п.12).

На территории специальной зоны ведение хозяйственной деятельности, строительство объектов капитального строительства, проживание и (или) нахождение физических лиц осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект (п.12.1).

Отчуждение объектов недвижимого имущества, расположенных на территории запретной зоны, специальной зоны и создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.14).

В силу п. 33 ст. 26 Федерального закона от 03.08.3018 года №342 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2025 года (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускаются:

1) использование земельных участков в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования таких земельных участков для целей, не связанных со строительством, с реконструкцией объектов капитального строительства;

2) использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 1 января 2025 года, или в случае начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства до 1 января 2025 года, если для строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство;

3) использование зданий, сооружений, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до 1 января 2025 года или которые построены, реконструированы в соответствии с пунктом 2 настоящей части и в соответствии с их видом разрешенного использования (назначения).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Кульжов С.В. на основании постановления администрации муниципального образования Большеижорское городское поселение муниципального образования Ломоносовский район Ленинградской области № 291 от 31 октября 2019 года является собственником земельного участка площадью 660 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для ведения огородного хозяйства». Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано истцом        13 ноября 2019 года.

В 2019 году на земельном участке истец завершил строительство садового дома площадью 82,3 кв. м., что подтверждается техническим планом.

28 сентября 2021 год Управлением Росреестра по Ленинградской области в адрес истца направлено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по мотивам наличия в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории и об ограничениях использования земельных участков, выраженных в запрете возведения объектов капитального строительства.

Согласно письму руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 8 ноября 2022 года № 14792 в реестре границ Единого государственного реестра недвижимости содержатся сведения о запретной зоне военного объекта войсковой части 55442, тип зоны (территории) – запретная зона при военном складе, учетный , которые внесены 12 января 2021 года в порядке межведомственного информационного взаимодействия Управления и Министерства обороны Российской Федерации на основании Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2018 года № 675 «Об установлении зон с особыми условиями использования земель в отношении военных объектов 1060 центра материально-технического обеспечения Западного военного округа», в соответствии с которым установлена запретная зона шириной 3000 метров и охранная зона шириной 400 метров военного объекта войсковой части 55443.

Учитывая, что на дату предоставления земельного участка в собственность и завершения строительства информация о наличии ограничений не содержалась в генеральном плане сельского поселения, на местности границы запретной зоны обозначены не были, в ЕГРН соответствующие сведения не были внесены, с учетом положений ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации спорный жилой дом не может быть признан самовольной постройкой, возведенной с нарушением ограничений, установленных для запретной зоны.

Кроме того, в силу прямого указания пункта 15 Положения нормы, предусмотренные пунктами 10 - 14 настоящего Положения, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости.

Аналогичные положения закреплены в ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Требование о выкупе земельного участка и расположенного на нем жилого дома или о сносе жилого дома с возмещением убытков в соответствии с положениями ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела не заявлено.

Сведения о нарушении истцом требований законодательства путем использования предоставленного земельного участка не по целевому назначению суду не представлены.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере. Вместе с тем право собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2). Такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушающим равновесие между интересами общества и условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению (постановления от 16 июля 2008 года N 9-П, от 31 января 2011 года N 1-П, от 31 октября 2019 года N 32-П, от 5 марта 2020 года N 11-П).

Кроме того, истцом предоставлено заключение о техническом составе и состоянии здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> выполненное ООО «Строительное Дело», согласно которому жилой дом является объектом завершенного строительства, пригодным для постоянного проживания семьи. В доме имеются все необходимые для комфортного проживания коммуникации, такие как холодная и горячая вода, отопление, наличие туалета, душа и пр. Внутренняя обстановка помещений дома свидетельствует о том, что в доме постоянно проживают люди. Здание, расположенное на земельном участке не представляет угрозу для проживания граждан, соответствует всем действующим на территории Российской Федерации строительным нормам и правилам, используется, как и участок, на котором оно расположено, в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Как установлено при обследовании, стены рассматриваемого жилого дома рассчитаны для постоянного круглогодичного проживания в доме. Дом утеплен, снабжен электричеством, системой электрического конвекторного отопления, зимним водоснабжением, местной локальной канализацией. На построенном объекте капитального строительства бытового назначения, расположенном в установленной с 12 января 2021 года ЗОУИТ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405, не проводятся ландшафтно-реабилитационные, рекреационные и иные работы, создающие угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что требования действующего законодательства при предоставлении истцу земельного участка были соблюдены, запретная зона установлена Министерством обороны Российской Федерации после предоставления истцу земельного участка и завершения строительства на нем жилого дома, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кульжова Сергея Валентиновича к местной администрации муниципального образования Большеижорское городское поселение муниципального образования Ломоносовского района Ленинградской области о признании права собственности на жилой дом удовлетворить.

Признать за Кульжовым Сергеем Валентиновичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, право собственности на жилой дом, площадью 82,3 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , площадью    660 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – садовые дома с земельным участком, расположенного по адресу: по адресу: <адрес>, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области.

Председательствующий                                                                      О.В. Васильева

2-1363/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кульжов Сергей Валентинович
Ответчики
МА МО Большеижорское городское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
СНТ "Рассвет"
ГКУ " Центральное территориальное управление имущественных отношений " Минобороны России.
Управление Росреестра по Ленинграсдкой области
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Михайлова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
lomonosovsky.lo.sudrf.ru
01.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2022Передача материалов судье
08.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.03.2023Предварительное судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
17.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.10.2023Предварительное судебное заседание
30.11.2023Предварительное судебное заседание
30.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2023Судебное заседание
30.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее