Решение по делу № 2-429/2018 от 06.09.2017

Дело № 2-429/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2018 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: судьи Успуна И.И,, при секретаре Саая А.-С.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к мэрии <адрес>, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к мэрии <адрес>, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, указав, что он является инвали<адрес> группы с детства с ДД.ММ.ГГГГ, наблюдается у психиатра с 1992 года по психическому заболеванию. С ДД.ММ.ГГГГ состоит в мэрии <адрес> в очереди за получением жилого помещения на основании постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на общей очереди как инвалид с детства, о чем свидетельствует контрольно-регистрационная карточка. На 2017 год он состоял в очереди под . Ежегодно проходил перерегистрацию. Неоднократно обращался в мэрию по поводу предоставления жилья, но до настоящего времени ему не предоставлено жилое помещение. Просит обязать мэрию <адрес>, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании истец, его представители ФИО4, ФИО5 исковые требования поддержали в полном объеме и просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика мэрии <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ходатайство о переносе судебного разбирательства в связи с отсутствием нормативно-правового акта регулирующего правоотношения в данной области, судом отклонено, указанная причина неявки судом признана неуважительной. Поскольку ответчиком является юридическое лицо (государственный орган), в случае неявки представителя по доверенности, в судебном заседании мог принять участие руководитель организации, либо направить другого представителя, в связи с чем, неявка ответчика признана судом неуважительной и в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.п. «к, ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учете до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, т.е. за счет средств федерального бюджета, выделяемых в составе Федерального фонда компенсаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде субвенций.

В соответствии со справкой МСЭ-2009 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвали<адрес> группы с детства, инвалидность установлена бессрочно.

Согласно заключению ВК от 26.07.2017г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения страдает: F 07.02. Является инвали<адрес> группы по психическому заболеванию. Имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельного жилого помещения.

Из акта обследования жилищных условий больного ФИО1, проведенного социальным работником диспансерного отделения ГБУЗ Республики Тыва «Респсихбольница» от 19.07.2017г. по адресу <адрес> следует, что ФИО1 прописан по адресу <адрес>, пер. Медицинской, <адрес>, по прописке не проживает, поскольку дом продала родная сестра. Квартира в которой ФИО1 проживает с братом ФИО4 является съемной, он является инвалидом, собственного жилья не имеет.

Согласно контрольной карточке истица ФИО1 поставлена на очередь на получение коммунальной квартиры на основании решения исполкома от ДД.ММ.ГГГГ, как инвалид 2 группы. Дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Из письма Министерства труда и социальной политики <адрес> от 26.01.2018г. следует, что ФИО1 в сводном реестре, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии <адрес> от 03.08.2017г. следует, что ФИО1 состоит на базе учета граждан по получению жилья мэрии <адрес> с 21.03.2002г. на основании постановления мэрии <адрес> от 21.03.2002г. на общей очереди.

Согласно письма Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии <адрес> от 12.03.2018г. следует, что ФИО1 уже состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с 21.03.2002г. как инвалид 2 группы на основании постановления администрации от 21.03.2002г., в связи с чем оснований для признания его малоимущим не имеется.

Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.11.2017г. следует, что в собственности у истца ФИО1 жилого помещения не имеется.

Таким образом, судом установлено, что истец ФИО1 состоит на учете с 2002 года как лицо, имеющее право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

В Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , включены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (F00 - F99), эпилепсия.

Таким образом, истец состоит на учете в мэрии <адрес> на получение жилья с 2002 года и имеет право вне очереди на жилую площадь в виде отдельного жилого помещения по договору социального найма. Поскольку истец является инвалидом с детства, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", нуждающейся в жилом помещении, и проживает в неблагоустроенной квартире менее 18 кв.м., то заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В целях реализации положений частей 2 и 5 статьи 14 Жилищного кодекса РФ приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ за N 18 утверждены Методические рекомендации для органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма (далее - Методические рекомендации).

Согласно п.1 Положения по управлению имуществом Республики Тыва, к каковому также относится и жилищный фонд Республики Тыва.

Законодательством Республики Тыва порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) не предусмотрен.

Действующее законодательство не содержит порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ. Однако указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.

Право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, однако, расходные обязательства по предоставлению жилых помещений нуждающимся возникают у субъектов Российской Федерации. Понесенные органами местного самоуправления убытки на обеспечение жилыми помещениями нуждающихся граждан вне очереди подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

На основании вышеприведенных норм суд считает, что надлежащим ответчиком по предоставлению истцу жилья является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Исходя из указанного, в удовлетворении исковых требований в части, а именно к мэрии <адрес> суд считает необходимым отказать.

В соответствии со ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом путем признания жилищного права.

Таким образом, суд полагает, что иск ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении жилой площади на условиях договора социального найма обоснован и подлежит удовлетворению.

Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 621 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющий детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» также установлено, что размер предоставляемой субсидии инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов определяется исходя из площади жилья 18 квадратных метров (раздел 3 Порядка). С учетом изложенного, суд полагает, что ФИО1 как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, должна быть предоставлена отдельное жилое помещение площадью не менее чем 18 кв.м.

С учетом изложенного, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично, на ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва надлежит возложить обязанность предоставить истцу на условиях договора социального найма жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 18 кв.м., в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку суд полагает указанный срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО1 к мэрии <адрес>, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить частично.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда ФИО1 на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2018 года (с учетом выходных дней).

Судья И.И. Успун

2-429/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ондар Милан Максимович
Ответчики
Министерство труда и социальной политики
Министерство земельных и имущественных отношений РТ
Мэрия г.Кызыла
Другие
Бады-Хоо Шенне Дандар-ооловна
Люндуп Айдын Андреевич
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
06.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2017Передача материалов судье
08.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2017Судебное заседание
20.11.2017Судебное заседание
11.01.2018Судебное заседание
12.02.2018Судебное заседание
29.03.2018Судебное заседание
10.05.2018Судебное заседание
07.06.2018Судебное заседание
11.09.2018Судебное заседание
18.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2018Дело оформлено
09.11.2018Дело передано в архив
11.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее