Дело №2а-602/2021
УИД: 21RS0006-01-2021-000742-20
Решение
Именем Российской Федерации
14 мая 2021 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Алексеевой И.В.,
с участием представителя административного истца Изюмовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Чувашской Республике к Романову Евгению Тимофеевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Чувашской Республике (далее - МИФНС России №4 по Чувашской Республике) обратилась в суд с административным иском к Романову Е.Т. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу и пеней на общую сумму 37927 руб. 45 коп. ( л.д.2-6).
Требования мотивированы тем, что Романов Е.Т. является плательщиком транспортного налога, так как имеет в собственности транспортные средства: автомобиль <данные изъяты> Кроме того, Романов Е.Т. является плательщиком налога на имущество физического лица, так как имеет в собственности жилое помещение - 1/2 долю в праве общей долевой собственности на <адрес> и нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и плательщиком земельного налога, так как имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Как указывает в своем административном исковом заявлении МИФНС России №4 по Чувашской Республике, налоговым органом Романову И.Т. исчислены: транспортный налог за 2018 год в размере 29689 руб., по которому выписано налоговое уведомление №14099066 от 15 августа 2019 года (взыскан по судебному приказу судебного участка №2 г.Канаш от 17 марта 2020 года); транспортный налог за 2019 год в размере 31164 руб., по которому выписано налоговое уведомление №77497710 от 01 сентября 2020 года (налог не уплачен). В связи с тем, что в установленный законом срок транспортный налог за 2018 и 2019 годы Романовым Е.Т. не уплачен, на сумму недоимки последнему начислены пени в размере 515 руб. 88 коп. (за период с 03 декабря 2019 года по 09 марта 2020 года в размере 462 руб.90 коп., за период со 2 декабря 2020 года по 13 декабря 2020 года в размере 52 руб.98 коп.).
Кроме того, налоговым органом Романову Е.Т. исчислены налоги на имущество: за 2018 год в размере 5615 руб., по которому выписано налоговое уведомление №140099066 от 15 августа 2019 года (взыскан по судебному приказу судебного участка №2 г.Канаш от 17 марта 2020 года); налог на имущество за 2019 год в размере 6122 руб., по которому выписано налоговое уведомление №77497710 от 01 сентября 2020 года; налог не уплачен. В связи с тем, что в установленный законом срок налог на имущество за 2018 и 2019 годы Романовым Е.Т. не уплачен, на сумму недоимки последнему начислены пени в размере 94 руб. 57 коп. (за период с 03 декабря 2019 года по 09 марта 2020 года в размере 84 руб. 16 коп., за период со 2 декабря 2020 года по 13 декабря 2020 года в размере 10 руб. 41 коп.).
Как указывает в своем административном исковом заявлении МИФНС России №4 по Чувашской Республике, налоговым органом Романову Е.Т. был исчислен земельный налог за 2019 год в размере 31 руб., по которому 1 сентября 2020 года выписано налоговое уведомление №77497710; налог не уплачен. Судебный приказ мирового судьи судебного участка №2 г.Канаш Чувашской Республики о взыскании с Романова Е.Т. задолженности по налогам отменен 20 февраля 2021 года.
В своем исковом заявлении представитель МИФНС России №4 по Чувашской Республике просит взыскать с Романова Е.Т. задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 31164 руб., пени на сумму недоимки в размере 515 руб.88 коп.; налог на имущество за 2019 год в размере 6122 руб., пени на сумму недоимки в размере 94 руб. 57 коп.; задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 31 руб., всего: 37927 руб. 45 коп.
Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Чувашской Республике Изюмова Л.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Романов Е.Т., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился ( л.д.40).
Выслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц, что следует из ст. 400 НК РФ.
Квартира, гараж, иные здание, строение, сооружение, помещение являются объектом налогообложения на основании пп. 2, 3, 6 п. 1 ст. 401 НК РФ.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (абзац 1 п.1 ст.402 НК РФ). Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса (абзац 3 п. 1 ст. 402 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения регламентирован положениями ст. 403 НК РФ, согласно которым налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1).
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 408 НК РФ).
Согласно п.4 ст.85 НК РФ сведения о недвижимом имуществе (правах и сделках), а также о владельцах недвижимого имущества представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п.1 ст.408 НК РФ исчисление налогов производится налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.409 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п.3 ст.363 НК РФ.
Пункт 3 ст.38 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года №38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов РФ» предусматривает, что в соответствии со статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления.
В соответствии с абз.3 п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 36 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года №38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов РФ» установлены ставки транспортного налога.
Согласно ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ).
Согласно представленным в материалы дела сведениям Романову Е.Т. на праве собственности принадлежит следующее недвижимое имущество:
- жилая квартира по адресу: <адрес> ( с 18 октября 2002 года по настоящее время);
- нежилое помещение по адресу: <адрес> ( с 23 сентября 2004 года по настоящее время);
- земельный участок по адресу: <адрес> ( с 22 марта 1993 года по настоящее время);
- земельный участок по адресу: <адрес> (с 22 марта 1993 года по настоящее время) - л.д.23-25.
Кроме того, Романову Е.Т. на праве собственности принадлежат следующие транспортные средства:
- с 11 февраля 2012 года автомобиль <данные изъяты>
- с 09 июня 2014 года автомобиль <данные изъяты>
- со 02 апреля 2015 года <данные изъяты> автомобиль <данные изъяты>;
- с 01 апреля 2015 года <данные изъяты> автомобиль <данные изъяты>
- с 19 января 2018 года автомобиль <данные изъяты> ( л.д. 23-25).
В соответствии с ч.ст.52, ч.6 ст.69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налогов, пени может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления, требования об уплате налога, пени по почте заказным письмом налоговое уведомление, требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В установленный законом срок административным истцом через личный кабинет административному ответчику для уплаты налогов было направлено налоговое уведомление №14099066 от 15 августа 2019 года, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговом периоде, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект и сумма налога, подлежащая уплате, в том числе об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 29689 руб.00 коп., налога на имущество за 2018 год в размере 5615 руб., земельного налога за 2018 год в размере 31 руб. ( л.д. 19-21).
Как указывает в своем заявлении административный истец, транспортный налог за 2018 год в размере 29689 руб. и налог на имущество за 2018 год в размере 5615 руб. взысканы с Романова Е.Т. по судебному приказу от 17 марта 2020 года.
Размер пени за несвоевременную оплату транспортного налога и налога на имущество за 2018 год ( с 03 декабря 2019 года по 09 марта 2020 года) составляет соответственно 462 руб.90 коп. и 84 руб. 16 коп. ( л.д.7, 8, 9 10).
В установленный законом срок административным истцом через личный кабинет административного ответчика для уплаты налогов было направлено налоговое уведомление №77497710 от 1 сентября 2020 года, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговом периоде, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект и сумма налога, подлежащая уплате, в том числе об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 31164 руб., земельного налога в размере 31 руб., налога на имущество физических лиц в размере 6122 руб.00 коп. ( л.д. 16-17).
Поскольку Романовым Е.Т. не были уплачены налоги в установленный в налоговом уведомлении срок, административным истцом в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика по месту его регистрации направлялось требование №37078 по состоянию на 14 декабря 2020 года, в котором административному ответчику предложено погасить недоимку по транспортному налогу в размере 31164 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 6122 руб., по земельному налогу в размере 31 руб., а также пени по транспортному налогу в размере 52 руб. 98 коп., налогу на имущество физических лиц в размере 10 руб.41 коп., земельному налогу в размере 05 коп. (л.д. 11-12).
Допустимых доказательств оплаты задолженности по указанным налогам в полном объеме стороной административного ответчика суду не представлено, потому требование о взыскании с него заявленной недоимки является обоснованным.
Пунктом 2 ст.57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно расшифровке задолженности (л.д. 27-28) и представленных расчетов пеней (л.д.9, 10, 13, 14), проверенных судом и признанных правильными, за Романовым Е.Т. числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 6122 руб., пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц, за 2018-2019 гг. в сумме 94 руб. 57 коп., по транспортному налогу за 2019 год в размере 31164 руб., пени по транспортному налогу за 2018-2019 гг. в сумме 515 руб. 88 коп., по земельному в размере 31 руб. ( л.д. 18).
В соответствии со ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
05 февраля 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Романова Е.Т. недоимки по налогам на имущество, земельному и транспортному налогу, пеней, который был отменен по заявлению должника определением от 20 февраля 2021 года ( л.д. 33, 29).
Административное исковое заявление о взыскании с Романова Е.Т. подано в Канашский районный суд 26 марта 2021 года, то есть в установленный абз.2 п.3 ст.48 НК РФ срок.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст. 333.19 пункт 1 части 2 НК РФ с административного ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1337 руб. 82 коп.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290, 295 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике удовлетворить.
Взыскать с Романова Евгения Тимофеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу бюджета задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу, пеней в размере 37927 ( тридцать семь тысяч девятьсот двадцать семь) руб. 45 коп., в том числе:
транспортный налог за 2019 год в размере 31164 ( тридцать одна тысяча сто шестьдесят четыре) руб. (реквизиты для перечисления: счет 40101810900000010005 в Отделении - НБ Чувашской Республики; БИК - 049706001; ОКТМО - 97707000, получатель платежа - УФК по Чувашской Республике, ИНН 2123005309, КПП получателя - 212301001; код платежа - 18210604012021000110);
пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу, в сумме 515 ( пятьсот пятнадцать) руб. 88 коп. (реквизиты для перечисления: счет 40101810900000010005 в Отделении - НБ Чувашской Республики; БИК - 049706001; ОКТМО - 97707000, получатель платежа - УФК по Чувашской Республике, ИНН 2123005309, КПП получателя - 212301001; код платежа - 18210604012022100110).
налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 6122 ( шесть тысяч сто двадцать два) руб. 00 коп. (реквизиты для перечисления: счет 40101810900000010005 в Отделении - НБ Чувашской Республики; БИК - 049706001; ОКТМО - 97707000, получатель платежа - УФК по Чувашской Республике, ИНН 2123005309, КПП получателя - 212301001; код платежа - 18210601020041000110);
пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц, в сумме 94 (девяносто четыре) руб. 57 коп. (реквизиты для перечисления: счет 40101810900000010005 в Отделении - НБ Чувашской Республики; БИК - 049706001; ОКТМО - 97707000, получатель платежа - УФК по Чувашской Республике, ИНН 2123005309, КПП получателя - 212301001; код платежа - 18210601020042100110);
земельный налог за 2019 год в размере 31 ( тридцать один) руб. 00 коп. (реквизиты для перечисления: счет 40101810900000010005 в Отделении - НБ Чувашской Республики; БИК - 049706001; ОКТМО - 97616424, получатель платежа - УФК по Чувашской Республике, ИНН 2123005309, КПП получателя - 212301001; код платежа - 18210606043101000110);
Взыскать с Романова Евгения Тимофеевича, 14 апреля 1962 года рождения, уроженца с.Большое Подберезье Кайбицкого района Татарской АССР, зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, г.Канаш, пр.Ленина, д.22, кв.69, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1337 ( одна тысяча триста тридцать семь) руб. 82 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова
Мотивированное решение составлено 27 мая 2021 года.