Именем Российской Федерации
16 января 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Эминова О.Н.,
при секретаре Гаряджиевой Г.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мучаева Василия Болдыревича к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка на новый срок,
установил:
Мучаев В.Б. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что он является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами №, площадями по 1000 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается договорами аренды земельных участков от 13 декабря 2016 года №835/2016-д/а и 836/2016-д/а. Указанные земельные участки были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 2 000 кв.м., находящегося у бывшего арендатора Манджуловой Г.Б., сроком до 14 ноября 2019 года в соответствии с договором аренды от 15 февраля 2015 года № 1175/2014. На земельном участке Манджуловой Г.Б. было спроектировано строительство жилого дома, а также надворных сооружений. Проект строительства согласован с главным архитектором г. Элиста. Постановлением Администрации г. Элиста № 5845 от 02 декабря 2014 года утвержден градостроительный план земельного участка. В период срока аренды земельного участка распоряжением Министерства по земельным и имущ9ественным отношениям РК от 31 октября 2016 года № 2419-р земельный участок разделен на два земельных участка и поставлен на кадастровый учет с кадастровыми номерами № заключены договора аренды земельных участков от 13 декабря 2016 года №835/2016-д/а и 836/2016-д/а на тот же срок до 14 ноября 2019 года. Договором о передаче (уступке) прав и обязанностей от 13 февраля 2017 года и договором уступки права аренды от 23 октября 2017 года права аренды земельных участков переуступлены ему Мучаеву В.Б. Уведомлением Росреестра по РК от 20.04.2018г. приостановлена регистрация права собственности на сарай, поскольку на земельном участке не имеется основного строения, то есть дома. А возведенный им сарай является объектом вспомогательного использования, создания сарая зафиксирован в техническом плане, предоставленном в Росреестр. До окончания срока аренды земельных участков 16.08.2019 года он обратился с заявлениями в Министерство по земельным и имущественным отношениям РК о заключении (продлении) в аренды земельных участков. Письмами Министерства по земельным и имущественным отношениям РК от 07.11.2019 года № ОУ-10/8004, №ОУ-10/8006 ему отказано в продлении срока аренды земельных участков по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен в аренду без проведения торгов только после представления документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности общества на объект незавершенного строительства. Считает отказ Министерства по земельным и имущественным отношениям РК незаконным и необоснованным, поскольку в силу п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 21 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено его право при наличии у него объекта незавершенного строительства на заключение (продление) договора аренды земельного участка без проведения торгов однократно для завершения строительства при наличии предоставления такого земельного участка в аренду до 01 марта 2015 года и отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора. Считает, что Министерство по земельным и имущественным отношениям РК действовало вопреки действующему земельному законодательству, нарушило его право, поскольку предоставление земельных участков производилось до 01 марта 2015 года. Факт создания объекта недвижимости зафиксирован в техническом плане объекта недвижимого имущества, а также имеются проект дома, утвержденный градостроительный план земельного участка. Кроме того, считает, что ответчик нарушил сроки рассмотрения заявления, указанные в ст. 12 ФЗ о 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так как он обратился с заявлениями 16 августа 2019 года, а ответ получил только 07 ноября 2019 года. Просил признать незаконными решения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 07.11.2019г. №ОУ-10/8004, №ОУ-10/8006, об отказе в заключении договоров аренды земельных участков на новый срок, обязать Министерство по земельным и имущественным отношениям РК заключить договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель административного истца Цохлаева А.Б. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Административный истец Мучаев В.Б. не явился.
Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям РК Гахаев Д.В. иск не признал и просил в удовлетворении иска отказать. Также указал, что спорные земельные участки расположены в зоне зеленых насаждений, где запрещены какие-либо постройки, так как соответствующие изменения в Генеральный план города Элисты по зоне этих земельных участков не внесены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (РФ (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства установлена в Земельном кодексе Российской Федерации (ст. 39.18). Данная процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что 03 февраля 2015 года между Администрацией г. Элиста и Манджуловой Г.Б. заключен договор аренды земельного участка, находящегося на территории города Элисты Республики Калмыкия, № 1174/2014, согласно которому Арендодатель сдал, а Арендатор принял на условиях аренды сроком с 14 ноября 2014 года по 14 ноября 2019 года земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Элиста, с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), расположенный по адресу: <адрес>.
13 декабря 2016 года между Министерством по земельным и имущественным отношениям РК и Манджуловой Г.Б. заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность, на который не разграничена, расположенного на территории города Элисты Республики Калмыкия, № 835/2016-д/а, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, сроком с 13 декабря 2016 года по 14 ноября 2019 года.
13 декабря 2016 года между Министерством по земельным и имущественным отношениям РК и Манджуловой Г.Б. заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность, на который не разграничена, расположенного на территории города Элисты Республики Калмыкия, № 836/2016-д/а, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, сроком с 13 декабря 2016 года по 14 ноября 2019 года
На основании актов приема – передачи от 13 декабря 2016 года арендодатель Министерство по земельным и имущественным отношениям РК передал арендатору земельные участки с кадастровым номерами №, площадью по 1000 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, претензий у сторон не имеется.
Согласно договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от 13 февраля 2017 года, заключенному между Манджуловой Г.Б., именуемому в дальнейшем «Правообладатель» и Мучаевым В.Б., именуемому в дальнейшем «Правоприобретатель», в соответствии с Земельным кодексом РФ Правообладатель - Арендатор по договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории города Элисты Республики Калмыкия № 836/2016- д/а от 13.12.2016 г., передает, а Правоприобретатель принимает все права и обязанности по вышеуказанному договору аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью - 1000 кв. м., предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
23 октября 2017 года между Манджуловой Г.Б., именуемой в дальнейшем «Первая сторона» и Мучаевым В.Б., именуемый в дальнейшем «Вторая сторона», заключен договор уступки права аренды земельного участка, согласно которому «Первая сторона» уступает, а «Вторая сторона» принимает права и обязанности арендатора земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории города Элисты Республики Калмыкия № 835/2016- д/а от 13.12.2016 г., зарегистрированного в Управлении Росреестра по РК 30.12.2016 года в части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м. Разрешенное использование -для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель-земли населенных пунктов, кадастровый номер №.
Постановлением Администрации г. Элиста от 22 февраля 2018 года № 386 утвержден градостроительный план земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты, с кадастровым номер №, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
16 августа 2019 года Мучаев В.Б. обратился в Министерство по земельным и имущественным отношениям РК с заявлениями о перезаключении договора аренды земельного участка, находящегося на территории города Элисты РК, от 13 декабря 2016 года № 835/2016-д/а и № 836/2016-д/а, сроком на 20 лет.
Письмом Министерства по земельным и имущественным отношениям РК от 04 сентября 2019 года за исх. №ОУ-10/6605 Мучаеву В.Б. отказано в перезаключении договора аренды земельного участка от 13 декабря 2016 года № 835/2016-д/а с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства ввиду истечения срока аренды 14 ноября 2019 года. В связи с этим уведомляют об отказ от дальнейшего исполнения обязательств по Договору и просят в течение трех месяцев со дня истечения срока аренды, не позднее 14 февраля 2020 года передать земельный участок, государственная собственность на который не разграничена на территории г. Элисты, Министерству по акту приема-передачи.
Письмом Министерства по земельным и имущественным отношениям РК от 04 сентября 2019 года за исх. №ОУ-10/6605 Мучаеву В.Б. отказано в перезаключении договора аренды земельного участка от 13 декабря 2016 года № 836/2016-д/а с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства ввиду истечения срока аренды 14 ноября 2019 года. В связи с этим уведомляют об отказ от дальнейшего исполнения обязательств по Договору и просят в течение трех месяцев со дня истечения срока аренды, не позднее 14 февраля 2020 года передать земельный участок, государственная собственность на который не разграничена на территории г. Элисты, Министерству по акту приема-передачи.
Исследовав представленные в судебное заседание доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отказ Министерства в перезаключении договора аренды земельного участка от 13 декабря 2016 года № 835/2016-д/а и № 836/2016-д/а, по приведенным основаниям является законным.
В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно пункту 1 статьи 621 Гражданского кодекса в случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания его действия. При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
Пункт 3 статьи 22 Земельного кодекса также определяет, что по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 данного Кодекса.
В силу положений статей 209, 264, 421 и 621 Гражданского кодекса, статьи 22 Земельного кодекса намерение арендатора продлить арендные отношения, в том числе посредством заключения нового договора, не означает наличие у арендодателя обязанности предоставить земельный участок в аренду на новый срок.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в случаях, предусмотренных законом, в том числе статьей 30.1 Земельного кодекса (предоставление земельных участков для жилищного строительства), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Вместе с тем, договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды.
С 01 марта 2015 года случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса.
При отсутствии и совокупности вышеперечисленных условий, арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем, земельный участок, являющийся предметом такого договора, может быть предоставлен данному лицу при истечении срока действия договора аренды только на торгах (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пп. 3 п. 8 ст. 38.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок 20 лет в случае предоставления гражданину земельного участка для ИЖС или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.
В п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ закреплено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды земельного участка без проведения торгов.
В силу пунктов 10, 15, 32 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ исключения составляют случаи предоставления: земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи (п. 10), земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (п. 15); земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи (п. 32) и другие случаи, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что гражданин, являющийся арендатором земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином по основаниям, предусмотренным пунктом 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Действительно, пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды по истечении срока договора аренды земельного участка.
При этом, в силу положений статей 209, 264, 421, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок, такого безусловного основания, действующим законодательством не предусмотрено.
При разрешении заявленных требований суд учитывает следующее.
Решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 г. № 1 утверждены Правила землепользования и застройки города Элисты.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Согласно Генеральному плану города Элисты, утвержденному решением Элистинского городского Собрания РК от 01.07.2010г. №1, спорные земельные участки с кадастровым номерами №, с разрешенным видом использования: для ведения подсобного хозяйства, находятся в зоне зеленых насаждений.
Вместе с тем, административный истец не воспользовался имеющимся у него правом надлежащим образом изменить вид разрешенного использования земельных участков в целях его приведения в соответствие с фактическим видом использования. На момент рассмотрения настоящего спора вид разрешенного использования испрашиваемого Мучаевым В.Б. земельного участка не изменен.
С учетом вышеизложенных норм права и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Мучаева В.Б. о возложении на ответчика обязанности продлить договоры аренды земельного участка на новый срок.
Довод административного истца о том, что в настоящее время он является собственником нежилого здания - сарая, расположенного на спорных земельных участках, основанием для возникновения у административного истца права аренды этих участков, минуя торги, не является, так как сарай не является объектом капитального строительства, поскольку имеет вспомогательное назначение. Кроме того, на момент разрешения судом данного правового спора, договоры аренды земельного участка от 13 декабря 2016 года № 835/2016-д/а и № 836/2016-д/а прекратили свое действие, о чем истец осведомлен.
Ссылка истца на нарушение ответчиком срока рассмотрения заявления от 16 августа 2019 года судом отклоняется, так как данное обстоятельство правового значения для разрешения спора не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Мучаева Василия Болдыревича к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка на новый срок, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: О.Н. Эминов