Уникальный идентификатор дела
№ 92MS0005-01-2020-001776-07
Дело № 12-103/2021
РЕШЕНИЕ
25 января 2021 года город Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Л.Л. Котешко, рассмотрев жалобу Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе, на постановление мирового судьи судебного участка №5 Гагаринского судебного района города Севастополя от 30 ноября 2020 года по делу № 5-614/5/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Диа строй» Дарды Александра Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района города Севастополя от 30 ноября 2020 года по делу № 5-614/5/2020 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Диа строй» Дарды А.А. в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с указанным постановлением, начальник Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи и направить дело на новое рассмотрение. Согласно доводам жалобы мировым судьей сделаны ошибочные выводы об истечении срока привлечения к административной ответственности.
Участники процесса в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы производства по делу об административном правонарушении, следует прийти к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в частности, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела судьей, и обстоятельства, исключающие производство по делу, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и оформлены иные материалы дела, а также достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно протоколу № 383-С об административном правонарушении, составленном 09 ноября 2020 года, в ходе сверки сведений о застрахованных лицах за 2018 год по форме СЗВ-СТАЖ и по форме СЗВ-М за отчетные периоды с января по декабрь 2018 года, представленных страхователем ООО «Диа Строй», выявлен факт недостоверности в представлении указанных сведений, а именно отображение сведений о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М и не отображение данных по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, в связи с чем УПФР в г. Севастополе (межрайонное) было направлено уведомление в адрес ООО «Диа Строй» об устранении ошибок и несоответствий между представленными страхователем сведениями с граничным сроком представления уточненных сведений СЗВ-СТАЖ за 2018 год до 18 декабря 2019 года, которое не исполнено. Должностным лицом, составившим протокол, деяние Дарды А.А., как должностного лица ООО «Диа Строй» - директора квалифицировано по ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без конкретизации деяния, за которое данной статьей установлена административная ответственность.
Статьей 15.33.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
В данном случае объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, включает в себя несколько самостоятельных деяний (действий, бездействия) по факту нарушений требований законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части представления сведений (документов), необходимых для ведения такого учета.
При этом, в случае совершения виновным лицом одного из указанных в ст. 15.33.2 КоАП РФ деяний (действий, бездействия) административная ответственность наступает независимо от совершения этим же лицом в последующем по этому же факту иных деяний, предусмотренных данной статьей, то есть лицо может быть привлечено к административной ответственности за противоправное деяние (действия, бездействие) по настоящей статье только единожды несмотря на совершение по этому же факту после такого привлечения иных предусмотренных данной статьей деяний (действий, бездействия).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной правовым актом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Исходя из обстоятельств совершения вмененного административного правонарушения, указанных в протоколе об административном правонарушении, следует, что в данном случае страхователем отображены сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М и не отображение данных по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Как следует из материалов, страхователем ООО «Диа Строй» 21 февраля 2019 года были представлены не в полном объеме сведения (документы) о каждом работающем в обществе застрахованном лице, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (форма СЗВ-СТАЖ), за 2018 год.
В данном случае, поскольку недостоверность информации установлена в данных формы СЗВ-СТАЖ, срок подачи которой согласно ч. 2 ст.11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, с учетом поданных страхователем 21 февраля 2019 года данных, в которых установлено их неполное предоставление, днем совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП РФ в виде предоставления недостоверных сведений, будет являться 21 февраля 2019 года.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно ст. 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу п.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании п. 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года № 766н, страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Таким образом, законодатель предусмотрел административную ответственность по ст. 15.33.2 КоАП РФ только в случае нарушения сроков либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности за нарушение страхового законодательства составляет один год.
Учитывая изложенное, годичный срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу об административном правонарушении начал исчисляться с 21 февраля 2019 года и соответственно истек 20 февраля 2020 года.
В свою очередь материалы дела об административном правонарушении в адрес мирового судьи поступили 12 ноября 2020 года, то есть после истечения установленного срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса, в том числе пунктом 6 указанной статьи.
Из содержания пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что в постановлении о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В тоже время должностным лицом административного органа указывается на начало истечения срока привлечения к административной ответственности с 18 декабря 2019 года, даты, установленной по уведомлению Управления об устранении нарушений с 18 декабря 2019 года, и истекает 18 декабря 2020 года, что не охватывается объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что при производстве по делу фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая, отвечающая правилам ст. 26.11 КоАП РФ, а также учитывая, что нарушений норм процессуального права не допущено, законных оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе, на постановление мирового судьи судебного участка №5 Гагаринского судебного района города Севастополя от 30 ноября 2020 года по делу № 5-614/5/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Диа строй» Дарды Александра Александровича - оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района города Севастополя от 30 ноября 2020 года по делу № 5-614/5/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Диа строй» Дарды Александра Александровича - оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий –