Дело № 2-192/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пос. Глушково                         19 сентября 2018 года

    Глушковский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Сумщенко О.П.

при секретаре Радионовой Е.Н.,

с участием представителя истца - помощника прокурора

Глушковского района Курской области Борисова Н.А.,

представителя ответчика – администрации

Глушковского района Курской области по доверенности         ФИО4

представителя заинтересованного лица –

Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области по доверенности ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «поселок Глушково» Глушковского района Курской области, администрации МО «Глушковский район» Курской области, ООО «Экопол» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л :

Прокурор Глушковского района Курской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию МО «поселок Глушково» Глушковского района Курской области, администрацию Глушковского района Курской области и ООО «Экопол» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, указывая в обоснование своих требований, что прокуратурой Глушковского района во исполнение задания прокуратуры Курской области от 19.10.2017 № 7-15-2017 проведена проверка исполнения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в указанной сфере.

Так, в ходе проверки установлено, что в границах территории МО «Званновский сельсовет» Глушковского района Курской области, <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. По своему морфологическому составу свалка представляет собой горючие материалы: бывшую в употреблении упаковочную тару из-под продуктов питания и напитков, в том числе, стеклотара, использованные товары народного потребления, утратившие свои потребительские качества, бытовые отходы, которые образовались в процессе производства и потребления граждан. Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка согласно свидетельству о государственной регистрации права находится в постоянном (бессрочном) пользовании администрации п. Глушково, имеет кадастровый номер , и относится к категории земли промышленности - коммунальное обслуживание. Указанный земельный участок не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов и не имеет разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, является несанкционированной свалкой отходов и занимает приблизительно территорию около 2100 кв.м., не огорожен. В нарушение требований ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на указанной свалке допускается сброс отходов производства и потребления на почву, размещение отходов осуществляется на территории, прилегающей к городскому поселению. В ходе проверки установлено, что с 01.05.2018 на территории Глушковского района Курской области сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляет ООО «Экопол». Указанная деятельность осуществляется на основании лицензии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением Росприроднадзора по Курской области. Таким образом, меры по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, должны приниматься совместно администрацией п. Глушково Глушковского района Курской области, администрацией Глушковского района Курской области, а также ООО «Экопол». Неприятие администрацией МО «Званновский сельсовет» Глушковского района Курской области, администрацией Глушковского района Курской области и ООО «Экопол», мер по ликвидации несанкционированной свалки ТКО является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, противопожарную безопасность поселения, ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения пожара в результате воспламенения горючих отходов.

В уточненном иске прокурор Глушковского района Курской области от исковых требований к ООО «Экопол» отказался, просил обязать администрацию Званновского сельсовета Глушковского района Курской области, администрацию п.Глушково Глушковского района Курской области, администрацию Глушковского района Курской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером на расстоянии <адрес> <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора Борисов Н.А. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика - администрации МО «Глушковский район» Глушковского района Курской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора Глушковского района Курской области не признал, считая, что ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта РФ (Курская область) не возлагает на муниципальный район обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области ФИО2 полагает, что изложенные в исковом заявлении прокурором <адрес> доводы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика администрации МО «п.Глушково», представитель ответчика администрации МО «Званновский сельсовет» Глушковского района Курской области, представитель третьего лица ООО «Экопол» - в судебное заседание не явились. О рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Прокурор, на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ", вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы граждан, неопределенного круга лиц, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 42, ст. 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Главным природным ресурсом, основной составляющей окружающей природной среды является земля.

Согласно ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения    санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г. «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

Ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичные требования предусмотрены ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г. «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов: сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещаются сброс отходов производства и потребления в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно- оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В нарушение требований ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на указанной свалке допускается сброс отходов производства и потребления на почву, размещение отходов осуществляется на территории, прилегающей к городскому поселению.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений, муниципального района и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, закреплена обязанность руководителей организаций по обеспечению очистки объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Вместе с этим, в силу ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

    В соответствии с п.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156), собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Согласно п. 4.13 Международного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» ГОСТ 30772-2001, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Как уставлено в судебном заседании и следует из материалов проверки, проведенной прокурором Глушковского района Курской области по решению от 18.06.2018 года, что в границах территории муниципального образования «Званновский сельсовет» Глушковского района Курской области, на расстоянии <адрес> <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, представляющая собой по своему морфологическому составу горючие материалы: бывшую в употреблении упаковочную тару из-под продуктов питания и напитков, в том числе, стеклотара, использованные товары народного потребления, утратившие свои потребительские качества, бытовые отходы, которые образовались в процессе производства и потребления граждан, указанный земельный участок не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов и не имеет разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, является несанкционированной свалкой отходов и занимает приблизительно территорию около 2100 кв.м., не огорожен, что подтверждается актом проверки с фототаблицей от 21.06.2018 года, объяснением главы администрации Званновского сельсовета Глушковского района Курской области от 22.06.2018 г., справкой помощника прокурора о результатах проверки от 21.06.2018 года.

Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от 22.10.2015 г. собственником земельного участка, на котором расположена указанная несанкционированная свалка, является администрация Званновского сельсовета Глушковского района Курской области, указанный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании администрации п. Глушково Глушковского района Курской области на основании постановления от 16.06.2015 г., имеет кадастровый номер , и относится к категории земли промышленности - коммунальное обслуживание.

Согласно копии Устава, лицензии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением Росприроднадзора по <адрес> на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляет ООО «Экопол».

При этом, судом установлено, что договор по оказанию услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО с собственником земельного участка с кадастровым номером , на котором расположена несанкционированная свалка не заключен.

При установленных обстоятельствах, с учетом того, что неприятие ответчиками мер по ликвидации несанкционированной свалки ТКО является несоблюдением требований экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, противопожарную безопасность поселения, ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения пожара в результате воспламенения горючих отходов, суд приходит к выводу, о том, что уточненное исковое заявление прокурора <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░.

     ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:     ░░░░░░░░ ░.░.

2-192/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Глушковского района Курской области
Ответчики
Администрация МО " Поселок Глушково "
ООО " Экопол"
Администрация МО " Глушковский район"
Другие
администрация МО " Званновский сельсовет"
Комитет ЖКХ и ТЭК курской области
Суд
Глушковский районный суд Курской области
Судья
Вензенко Наталья Васильевна
Дело на сайте суда
glushkovsky.krs.sudrf.ru
11.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2018Передача материалов судье
12.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2018Подготовка дела (собеседование)
26.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2018Судебное заседание
13.08.2018Судебное заседание
28.08.2018Судебное заседание
06.09.2018Судебное заседание
10.09.2018Судебное заседание
19.09.2018Судебное заседание
21.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Подготовка дела (собеседование)
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее