Дело №2а-1397/2020

УИД 23RS0058-01-2020-002386-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2020                                                                                                     город Сочи

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе

<данные изъяты> судьи Крижановской О.А.,

при секретаре Гончаровой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барсука ФИО5 ФИО10 к Управлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании решения о приостановлении государственной регистрации прав незаконной

У С Т А Н О В И Л:

Барсук Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит, признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 17.03.2020 о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, садовое товарищество «<адрес>», участок №2, кадастровый номер №, общей площадью 500кв.м., предназначенный для садоводства и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Сочи) осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок на основании Заявления от 07.03.2020г. и представленных документов.

Административный иск мотивирован тем, что Барсук ФИО6 ФИО11 владеет и пользуется земельным участком по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, садовое товарищество «<адрес>» на основании распоряжения администрации Хостинского района от 28.10.1993 года №137-р, которым утвержден проект организации и застройки территории СТ «<адрес>», зарегистрирован Устав и списки садоводов.

Расположение садового участка на кадастровом плане территории согласовано архитектором Хостинского района 11.10.1993г.

03.09.1999 года главой администрации Хостинского района г. Сочи были утверждены списки владельцев земельных участков в СТ «<адрес>» на землях, выделенных на основании решения райисполкома от 15.11.1991 года №300, и в этом списке также указан Барсук ФИО7 ФИО12.

Административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по вопросу регистрации прав на данный земельный участок, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 07.03.2020.

17.03.2020г. Административным ответчиком было выдано уведомление о приостановлении государственной регистрации № №. Причиной приостановки послужил то, что на государственную регистрацию права собственности указанного выше земельного участка в качестве правоустанавливающего документа были представлены: Решение Исполнительного комитета Хостинского районного Совета народных депутатов г.Сочи №300 от 15.11.1991 г.; Решение исполнительного комитета Сочинского городского совета народных депутатов Краснодарского края о предоставлении земель для коллективного садоводства №632/1 от 18.12.1991 г.; Распоряжение №137-р от 28.10.1993 г., в которых нет информации идентифицирующей собственника заявленного к регистрации земельного участка. Выписка из списков садоводческого товарищества по состоянию на 1999 г. и Список владельцев земельных участков в с/т "<адрес>" не являются правоустанавливающими документами. Иных правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов не представлено.

Истец указывает, что данное решение о приостановлении государственной регистрации № от 07.03.2020 является незаконным. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (то есть до 30 октября 2001 года) в том числе для садоводства, осуществляется на основании статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ, предусматривающей упрощенный порядок государственной регистрации прав в отношении указанных в этой статье земельных участков. Согласно п.4 части 1 названной статьи государственная регистрация осуществляется, в том числе на основании иного документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на земельный участок.

Административный истец указывает, что он с 1990 г. на законных основаниях владеет и пользуется земельным участком, являясь членом СНТ "<адрес>", исправно оплачивает членские взносы, имеет членскую книжку садовода, а также внесен в списки членов указанного садоводческого товарищества с момента его создания. Представленные в регистрирующий орган документы на регистрацию права подтверждают право Барсук Н.В. на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, садовое товарищество «<адрес>», участок №2, кадастровый номер №, общей площадью 500кв.м. Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца, не имеется.

В судебное заседание административный истец не явился, обеспечил явку своего представителя, который поддержал доводы, указанные в административном исковом заявлении, и просит удовлетворить административный иск в полном объеме.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Сочи) в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, представлен отзыв на административное заявление в котором административный ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица СТ «<адрес>» <данные изъяты> садоводческого товарищества Голиков И.П. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о вручении судебной повестки.

Суд считает возможным в силу положений статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и заинтересованного лица.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, признает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом, сроки обращения в суд административным истцом соблюдены, поскольку получив оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации, датированное 17.03.2020, Барсук Н.В. 04 июня 2020 года обратился с административным иском в суд. Таким образом, срок обращения истца в суд с административным иском не нарушен.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются по общему правилу на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке (ст. 14 Закона).

Судом установлено, что административный истец 07.03.2020 обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, при этом в регистрирующий орган Барсук Н.В. предоставил следующие документы: Распоряжение администрации Хостинского района г. Сочи №137-р от 28.10.1993 г. об утверждении проекта организации и застройки территории СТ «<адрес>», о регистрации Устав и список садоводов, Выписку из списка членов СТ «<адрес>» по состоянию на декабрь 1999 год; Список владельцев земельный участков в СТ «<адрес>» на землях, выделенных на основании решения райсполкома от 15.11.1991г. №300; Протокол №1 от 09.09.2008г. общего собрания СТ «<адрес>».

17.03.2020 Административным ответчиком было выдано уведомление о приостановлении государственной регистрации № №.

Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации № № от 17.03.2020 основанием приостановления государственной регистрации послужил то, что представленные документы не являются правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельный участок.

При этом государственный регистратор, принимая указанное решение о приостановлении государственной регистрации, сослался на положения п.2 ст.14 Федерального Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" согласно которых основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Принимая оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок, государственный регистратор пришел к выводу, что представленные административным истцом в регистрирующий орган документы не подтверждают право административного истца на спорный земельный участок.

Вместе с тем, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (то есть до 30 октября 2001 года) в том числе для садоводства, осуществляется на основании статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ, предусматривающей упрощенный порядок государственной регистрации прав в отношении указанных в этой статье земельных участков.

Согласно части 1 названной статьи государственная регистрация осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на земельный участок.

Из анализа приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель, определяя особенности государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, установил не исчерпывающий перечень правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, любого из которых достаточно для осуществления регистрационных действий, в том числе и не поименованных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ.

В силу первого и второго абзацев пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть до 31 января 1998 года, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как следует из материалов административного дела, административный истец представил в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, иные документы, удостоверяющие право Барсук Н.В. на спорный земельный участок: Распоряжение администрации Хостинского района г. Сочи №137-р от 28.10.1993 г. об утверждении проекта организации и застройки территории СТ «<адрес>», о регистрации Устав и список садоводов, Список владельцев земельных участков в садовом товариществе «<адрес>», выделенных Сочинскому ЗСМ в районе с.В.Юрт на основании решения райисполкома от 15.11.1991 года, утвержденный главой администрации Хостинского района города Сочи 03.09.199 года по состоянию на декабрь 1999 год; Протокол №1 от 09.09.2008г. общего собрания СТ «<адрес>», согласно которого Барсук Н.В. является членом СТ «<адрес>» владельцем земельного участка №2 площадью 500 кв.м..

Федеральный закон N 218-ФЗ не раскрывает содержание иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 2 июля 2014 года, для передачи земельного участка члену СНТ в собственность бесплатно необходимо только, чтобы участок входил в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие Закона N 66-ФЗ, и чтобы заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.

В судебное заседание представителем административного истца представлено Заключение правления Садоводческого товарищества «<адрес>» от 06.07.2020 г., согласно которого за Барсук Н.В. закреплен земельный участок №2, площадью 500 кв.м., который расположен в границах СНТ «<адрес>». Описание границ, местоположение земельного участка    соответствует проекту организации и застройки территории объединения, а так же местоположению фактически используемого Барсук Н.В. земельного участка в составе товарищества. Земельный участок используется в соответствии с видом его разрешенного использования, обременений и особых отметок не имеет.

Также административным истцом представлен согласованный в установленном порядке, в том числе архитектором Хостинского района города Сочи план территории СТ «<адрес>», согласно которого спорный земельный участок №2, находится в пределах территории садоводческого товарищества.

Поскольку Барсук Н.В. представил иные надлежащие документы, удостоверяющие выделение ему в границах СНТ «<данные изъяты>» земельного участка N 2 площадью 500 кв.м, вывод государственного регистратора о необходимости предоставления административным истцом иного правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на заявленный к регистрации земельный участок, как основание для приостановлении регистрации права собственности на спорный земельный участок, противоречит положениям статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ, которая не предусматривает свидетельство о праве гражданина на земельный участок в качестве обязательного условия для регистрации права.

Иные представленные административным истцом в регистрирующий орган документы в их системном единстве подтверждают право Барсук Н.В. на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, садовое товарищество «<адрес>», участок №2, кадастровый номер №, общей площадью 500кв.м., следовательно, по настоящему делу подлежал применению пункт 4 статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ.

При установленных обстоятельствах суд считает, что решение регистрирующего органа является незаконным и необоснованным, поскольку согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан для регистрации права собственности должны не правоустанавливающие документы на земельный участок предоставлять, а доказательства своего членства в садоводческом товариществе и выделения ему в пользование земельного участка.

Основанием для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, иных органов или организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями и признания незаконными таких действий (бездействия) является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) требованиям нормативных правовых актов и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд считает, что по настоящему делу такая совокупность обстоятельств установлена.

При установленных обстоятельствах, суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180, ст.ст.226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░8 ░░░13 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17.03.2020 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>», ░░░░░░░ №2, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 500░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░9 ░░░14, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 07.03.2020░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. 30.07.2020.

░░░░░                                                                                       ░.░. ░░░░░░░░░░░░

░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░

░░░░░                                                 ░░░░░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1397/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Барсук Николай Владимирович
Ответчики
Управление Росреестра по г.Сочи
Другие
СТ "Труд-4"
Суд
Хостинский районный суд г. Сочи
Судья
Крижановская О.А.
Дело на сайте суда
sochi-xostinsky.krd.sudrf.ru
04.06.2020Регистрация административного искового заявления
04.06.2020Передача материалов судье
10.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Подготовка дела (собеседование)
29.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
03.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее