Решение по делу № 2а-915/2019 от 10.09.2019

Дело№2а-915/2019

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

23 октября 2019 г.

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Федорчук Е.В.,

при секретаре Карабаза Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №12 по Московской области к Г.А.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №12 по Московской области обратилась в суд с иском к Г.А.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере <сумма>, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 года в размере <сумма>, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере <сумма>.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на те обстоятельства, что Г.А.С. является плательщиком транспортного налога, и налога на имущество физических лиц, поскольку имеет в собственности транспортное средство и недвижимое имущество. Однако, Г.А.С. не исполняет надлежаще свои обязательства по уплате налогов, в связи с чем образовалась задолженность по транспортному налогу за 2016 г. в размере <сумма>, по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 гг. в размере <сумма>. В добровольном порядке задолженность погашена не была, в связи с чем, Г.А.С. было направлено требование об уплате задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество и начислены пени за неуплату налога на имущество в размере <сумма>. Требования не было исполнено в добровольном порядке, в связи с чем, истец был вынужден обратиться с настоящим административным иском в суд.

В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России №12 по Московской области К.К.А. исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные доводам иска. Просил суд восстановить пропущенный срок, установленный для обращения с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что определение об отмене судебного приказа истцом не было получено в день его вынесения, при этом, когда именно было получено указанное определение пояснить не смог, доказательств этому не представил. Также ссылался на то, что налоговым органом принимались надлежащие меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке и сроки; налоговым органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы налога. Не отрицал, что налоговое уведомление и требования направлялись не по адресу регистрации ответчика - <адрес>, а по адресу: <адрес>.

Административный ответчик Г.А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил. Представил письменные возражения относительно административного иска, согласно которым административный иск не признал, ссылался на то, что до настоящего времени Межрайонная ИФНС №12 России по Московской области налоговое уведомление с указанием размера налога, подлежащего уплате за 2015, 2016 годы, а также требование об уплате налогов в его адрес не направляло, то есть о размере налогов, подлежащих уплате за 2015 и 2016 годы, сроках их уплаты он должным образом уведомлен не был. Кроме того, ссылался на то, что согласно представленным истцом в качестве доказательств налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и требования от ДД.ММ.ГГГГ, данные документы были направлены по адресу: <адрес>. Указанный в данных документах адрес никакого отношения к ответчику не имеет, так как он зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Вышеуказанные документы ему не поступали, следовательно, обязанности по уплате налога, учитывая требования ст.ст. 52, 57, 69 НК РФ, у него не возникло. Кроме того, административный ответчик просил суд применить к настоящим требованиям последствия пропуска срока, установленного для обращения с настоящим иском в суд. В связи с чем, просил суд отказать в удовлетворении административного иска.

В силу части 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явка сторон не была признана обязательной, и поскольку каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив административный иск, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная обязанность установлена частью 1 статьи 3 Налогового Кодекса РФ.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При этом объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 14 Налогового кодекса РФ, транспортный налог относится к региональным налогам.

Согласно подпунктов 1 и 2 статьи 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу.

Для Московской области ставки транспортного налога предусмотрены статьей 1 Закона Московской области от 16.11.2002 года № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области».

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 363 НК РФ (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 г. № 334-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.

В соответствии пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (действующего до 01 января 2015 года), плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи (статья 2 Закона).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).

Статья 45 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Судом установлено, что Г.А.С. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.

По данным, представленным в Межрайонную ИФНС России №12 по Московской области органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также осуществляющими регистрацию транспортных средств, на имя Г.А.С. в период формирования задолженности были зарегистрированы следующее транспортное средство и недвижимое имущество:

- <данные изъяты>, автомобили легковые, 190 л.с., рег., дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ;

- квартира, кадастровый , собственность, общей площадью 65,3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – отсутствует.

Ответчику был начислен транспортный налог за 2014 г. в размере <сумма>, за 2016 г. в размере <сумма> и налог на имущество физических лиц за 2015 г. - в размере <сумма>, за 2016 г. – в размере <сумма> и выслано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>.

В связи с неуплатой в добровольном порядке указанных налогов ответчику было направлено по вышеуказанному адресу требование , в котором указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность по транспортному налогу в размере <сумма>, налогу на имущество физических лиц в размере <сумма> и пени за несвоевременную уплату транспортного налога - <сумма>, пени за несвоевременную уплату налога на имущество – <сумма>, и предоставлен срок для уплаты в добровольном порядке налогов и пени до ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку задолженность ответчиком погашена не была, истец обратился к мировому судье Судебного участка Дубненского судебного района Московской области с заявлением о вынесении в отношении Г.А.С. судебного приказа о взыскании с него задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.

ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного заявления мировым судьей Судебного участка Дубненского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ в отношении Г.А.С.

ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи Судебного участка Дубненского судебного района Московской области указанный судебный приказ был отменен, в связи с поступившими возражениями должника.

Как следует из материалов дела задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени ответчиком не оплачена и согласно сведениям карточки расчетом с бюджетом (КРСБ), в настоящее время (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом произведенного уточнения периода оплаты за 2014 год от ДД.ММ.ГГГГ в размере <сумма>) за налогоплательщиком числится задолженность по оплате транспортного налога, налога на имущество и пене в общем размере <сумма>.

В связи с чем, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Дубненский городской суд с иском к Г.А.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере <сумма>, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 года в размере <сумма>, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере <сумма>.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с ч.1, ч. 2, ч. 4 ич. 6 ст. 69НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Частью 1 ст. 70НК предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Конституционный суд РФ в Определении от 08.04.2010 N 468-О-О указал, что в соответствии состатьей 57Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.Пункт 4 статьи 57Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу и налогу на имущество, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данных налогов, имеющих особенности исчисления и уплаты физическими лицами.

В силуп.3 ст.85НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации физических лиц.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось стороной истца, ответчик Г.А.С. в период формирования задолженности по налогам и пени зарегистрирован по месту жительства постоянно по адресу: <адрес>, однако, налоговое уведомление и требование налоговым органом были направлены на имя Г.А.С. по адресу: <адрес>.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что поскольку до настоящего времени Межрайонная ИФНС №12 России по Московской области налоговое уведомление с указанием размера налога, подлежащего уплате за 2015, 2016 годы, а также требование об уплате налогов в его адрес не направляло, то есть о размере налогов, подлежащих уплате за 2015 и 2016 годы, сроках их уплаты он должным образом уведомлен не был, в связи с чем, обязанности по уплате налога, у ответчика не возникло.

При таких обстоятельствах, суд с учетом положений ст.ст. 52, 57, 69 НК РФ, считает надлежащим отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №12 по Московской области к Г.А.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени, поскольку при рассмотрении спора установлено, что отсутствуют достоверные сведения о направлении налоговым органом по месту жительства ответчика соответствующего налогового уведомления и требования об уплате указанных налогов.

Кроме того, разрешая ходатайство административного ответчика о применении последствий пропуска установленного для обращения с настоящим иском срока, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При этом абзацем 2 части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Как установлено судом, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.

Поскольку начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа, то, следовательно, исходя из приведенных норм закона, налоговый орган должен был обратиться в суд с административным иском к Г.А.С. о взыскании задолженности по налогам и пени не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, МИФНС России N 12 по Московской области обратилась в суд согласно отметке на административном исковом заявлении ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

При этом, суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем истцу должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

При установленных по делу обстоятельствах, суд, разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим иском, со ссылкой на то, что определение об отмене судебного приказа не было получено истцом в день его вынесения, приходит к выводу, что оно не подлежит удовлетворению, поскольку административным истцом не представлено доказательств указанных доводов, подтверждающих уважительность причин пропуска установленного законом срока на обращение в суд.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Анализируя доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что административный иск Межрайонной ИФНС России №12 по Московской области к Г.А.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №12 по Московской области к Г.А.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись

Решение суда изготовлено в окончательной форме 05 ноября 2019 года.

Судья: подпись

2а-915/2019

Категория:
Гражданские
Ответчики
Горшков Александр Сергеевич
Другие
Горшков А.С.
Межрайонная ИФНС России №12 по Московской области
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Дело на странице суда
dubna.mo.sudrf.ru
24.10.2019Регистрация административного искового заявления
24.10.2019Передача материалов судье
24.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
24.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2019Судебное заседание
24.10.2019Судебное заседание
20.11.2019Регистрация административного искового заявления
20.11.2019Передача материалов судье
20.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2019Судебное заседание
20.11.2019Судебное заседание
20.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2020Регистрация административного искового заявления
26.04.2020Передача материалов судье
26.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2020Судебное заседание
26.04.2020Судебное заседание
18.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее