40RS0026-01-2020-002245-71
Гражданское дело № 2-1544/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2020 года город Обнинск Калужской области
Обнинский городской суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Куликовой Е.Н.,
при секретаре Никитенко Е.И.,
с участием представителя истца ООО «СТАВЛА» Серенковой Е.А. на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «СТАВЛА» к Сидорову А. В. о взыскании причиненного работником материального ущерба,
установил:
ООО «СТАВЛА» 14 сентября 2020 года обратилось в суд с иском к Сидорову А.В. о взыскании причиненного работником материального ущерба, сославшись в его обоснование на то, что ответчик состоял с работодателем в трудовых отношениях, работая с 14 июня 2018 года в должности кладовщика, местом работы было определено обособленное подразделение Белоусово, находящееся по адресу: <адрес>. В ту же дату с ответчиком был заключен договор о полной материальной ответственности. 20 июня 2019 года по акту приема – передачи ООО «СТАВЛА» вверило Сидорову А.В. товарно-материальные ценности. В результате проведенной истцом в период с 06 по 10 июля 2020 года инвентаризации, была обнаружена недостача материальных ценностей на сумму 1 665 668 рублей, образовавшаяся в результате халатного отношения ответчика к вверенным ему товарно-материальным ценностям. В добровольном порядке Сидоров А.В. отказался возместить недостачу. Указывая изложенное, ООО «СТАВЛА» просило суд взыскать с Сидорова А.В. причиненный им материальный ущерб в сумме 1 665 668 рублей.
Представитель истца иск поддержала по изложенным в нем доводам и основаниям, просила удовлетворить.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела по указанному в иске адресу, в суд не явился.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 233 Трудового кодекса РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. При этом каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
По общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ст. 241 Трудового кодекса РФ).
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, в том числе, в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
В соответствии с Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002г. N 85, работодатель вправе заключить договор о полной материальной ответственности с работником, выполняющим трудовые обязанности по должности кладовщик.
Судом установлено, что 01 декабря 2017 года между ООО «СТАВЛА» и Сидоровым А.В. заключен трудовой договор № (л.д. 9-11), на основании которого ответчик был принят на работу грузчиком, местом работы установлено подразделение Белоусово по адресу: <адрес>. 14 июня 2018 года стороны заключили дополнительное соглашение, в соответствии с которым Сидоров А.В. принял на себя выполнение трудовых обязанностей в должности кладовщика (л.д. 12). В этот же день стороны заключили договор № о полной индивидуальной материальной ответственности, согласно которому на работника была возложена полная материальная ответственность за недостачу вверенного ему работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. За недостачу вверенного работодателем работнику имущества, работник несет полную материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам в полном размере. (Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества – ст. 328 ТК РФ). Определение размера ущерба, причиненного работником работодателю, а также ущерба, возникшего у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и порядок их возмещения производится в соответствии с действующим законодательством. Работник не несет материальной ответственности, если ущерб не причинен по его вине (п.п. 3.1-3.3).
Работодателем работнику переданы материальные ценности, о чем составлен акт от 20 июня 2020 года (л.д. 15-38).
02 июля 2020 года ООО «СТАВЛА» издан приказ о проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей с 06 июля 2020 года по 10 июля 2020 года на учетном складе №, закрепленным за Сидоровым А.В. (л.д. 46), в связи с его увольнением, о чем последний был уведомлен (л.д. 47).
Согласно инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей по данным бухгалтерского учета на складе должны были находиться товарно-материальные ценности на сумму 5 727 928 рублей, фактически в наличии – на сумму 4 062 рубля 60 коп. (л.д. 48-52).
Сидоров А.В. с инвентаризационной описью ознакомился, но от подписи отказался, что подтверждается копией акта № от 20 июля 2020 года (л.д. 56).
Актом № о результатах инвентаризации от 17 июля 2020 года на складе, определенном, как рабочее место ответчика, установлена недостача товарно-материальных ценностей на сумму 1 665 668 рублей (л.д. 54-55).
В связи с установленной при проведении инвентаризации недостачей 19 августа 2020 года Сидоровым А.В. были даны объяснения, из которых следует, что выявленная недостача могла возникнуть в связи с движением товара во время инвентаризации, недостаточного количества времени для выполнения кладовщиком своих обязанностей (наведения порядка на складе, проведении циклической инвентаризации для проверки товарно-материальных ценностей на складе), не подтвержденные ответчиком излишки по итогам прошлогодней инвентаризации, указал, что работу с архивом необходимо продолжить (л.д. 71).
Приказом ООО «СТАВЛА» № от 06 августа 2020 года в связи с выявленной недостачей по результатам инвентаризации менеджеру по обработке заказов (склад) Гуреевой Е.Н. было поручено выявить текущее отклонение данных в документах учета движения товарно-материальных ценностей на складе с фактическими данными и установить совместно с Сидоровым А.Ю. возможные причины недостачи товарно-материальных ценностей, выявленных при проведении инвентаризации.
Ответчик в выявлении причин недостачи в соответствии с названным приказом участия не принимал, о чем менеджером Гуреевой Е.Н. представлена докладная записка от 21 августа 2020 года. На работу 27, 28 июля 2020 года, с 11 по 18 августа 2020 года и после 19 августа 2020 года Сидоров А.В. не вышел, что подтверждается копиями актов об отсутствии работника на рабочем месте (л.д. 59-66), табелями учета рабочего времени за август и сентябрь 2020 года.
Договором о полной индивидуальной материальной ответственности, заключенным ООО «СТАВЛА» с Сидоровым А.В., на ответчика возложена обязанность бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба, вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ему имущества, реализовывать меры по обеспечению сохранности вверенного ему имущества и повышению надежности и эффективности способов, методов и режима приема, учета и хранения вверенного имущества, осуществлять плановые мероприятия по проверке состояния вверенного имущества.
Установленный факт недостачи товарно-материальных ценностей ООО «СТАВЛА» в размере 1 665 668 рублей, а также самоустранение Сидорова А.В. от участия в установлении причин недостачи вверенных ему товарно-материальных ценностей, свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком перечисленных обязанностей. Доказательств обратного суду не представлено.
При таком положении суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и их удовлетворении.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
взыскать с Сидорова А. В. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «СТАВЛА» денежные средства в размере 1 665 668 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.Н. Куликова