Дело № 2а-1171/2020
УИД 28RS0023-01-2020-001730-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 декабря 2020 года г.Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Тотмяниной М.В.,
при секретаре судебного заседания Плетюховой О.А.,
с участием административного истца Кузнецовой Н.Н.
представителя административного истца Казаровой Р.А.
представителя административного ответчика Управления образования Администрации города Тынды Ермошиной С.В.,
представителя административного ответчика Администрации города Тынды Силаевой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Натальи Николаевны к Администрации города Тынды, Управлению образования Администрации города Тынды о признании приказов незаконными, признании незаконными бездействия ответчика,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова Н.Н. обратилась в суд, с указанным административным исковым заявлением мотивируя тем, что ей в ходе подготовки к судебному разбирательству по ее исковому заявлению о восстановлении на работе, стали известны некоторые факты о несоответствии нормативно – правовых актов и учредительных документов Администрации города Тынды действующему законодательству. Ранее не обратила внимание из-за большой загруженности повседневными делами директора школы. Устав школы № № г. Тынды утвержден приказом начальника Управления образования Администрации города Тынды № 280 от 16.06.2015 г.
Изменения в устав муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № <адрес> утверждены приказом начальника Управления образования Администрации <адрес> Нероновой О.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Но учредителем МОБУ СОШ № <адрес> и собственником имущества является муниципальное образование <адрес> (п. 1.3 в изменениях в устав МОБУ СОШ № <адрес> от 2019 года, п. 6.2 Устава МОБУ СОШ № от 2015 года, устав <адрес> – ст. 62 п. 4, п. 7 ст. 110 п. 7).
Следовательно, только учредитель вправе утверждать учредительные документы муниципального бюджетного учреждения, которым является МОБУ СОШ № <адрес>.
Поэтому нарушен порядок и законность при утверждении устава учреждения устав МОБУ СОШ № <адрес> может быть утвержден только распорядительным нормативно- правовым актом учредителя – мэром <адрес>.
Просит признать приказы Управления образования Администрации <адрес> № от 16.06.2015 года и № от 13.03.2019 года неправомерными и несоответствующими действующему законодательству и подлежащим отмене.
Обязать Администрацию города Тынды привести в соответствие с действующим законодательством нормативно – правовые акты учредителя муниципальных учреждений в части порядка утверждения уставов учреждений города Тынды.
Впоследствии административный истец изменила предмет административного иска и просила признать, что административный ответчик Управление образования Администрации города Тынды не является учредителем муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № г. Тынды Амурской области.
Признать незаконным бездействие административного ответчика Управления образования Администрации города Тынды по не приведению приказа Управления образования Администрации города Тынды от 16.06.2015 года № 280 (в редакции приказа от 13.03.2019 года № 152) в соответствие с разделом 3 Положения об управлении образования Администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22.11.2011 года № 379.
Признать приказ Управления образования Администрации города Тынды от 16.06.2015 г. № 280 (в редакции приказа от 13.03.2019 г. № 152) незаконным.
Административный истец Кузнецова Н.Н. в судебном заседании поддержала свои уточненные исковые требования, просила удовлетворить в полном объеме и суду пояснила, что Управление образования не имеет права утверждает устав школы, а также не имеет права увольнять директора школы, назначать на должность директора школы. В 2015 году она готовила устав школы, по указаниям юрисконсульта Управления образования, значения данному уставу не придавала, поскольку доверяла сотрудникам управления образования и в силу своей занятости. О незаконности приказов об утверждении устава и об утверждении изменений в устав, узнала при рассмотрении гражданского дела по ее иску об увольнении с работы. Поэтому считает, что ею не пропущен срок для предъявления искового заявления по незаконности приказов.
В судебном заседании представитель административного истца Казарова Р.А. просила удовлетворить исковые требования и суду пояснила, что учредителями школы № является администрация, а не Управление образования. Считает, что управление образования не наделены полномочиями увольнять истицу. Администрация должна передать им данные полномочия на основании нормативно-правового акта.
Представитель административного ответчика Ермошина С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Считает, что пропущен срок давности обращения в суд. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель административного ответчика Силаева Ю.Е. не признала исковые требования и суду пояснила, что истец не указала, каким пунктом раздела 3 Положения об управлении образовании не соответствует приказ управления от 16.06.2015 года № 280. Также, исковое заявление не соответствует ст. 220 КАС РФ, непонятно какие ее права нарушаются оспариваемыми решением. Административный истец, знала об оспариваемых приказах в 2015 и 219 годах, но обратилась за истечением срока давности.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, и дав им оценку в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из отзыва на административное исковое заявление следует, что Управление образования Администрации города Тынды действует на основании Положения об Управлении образования Администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22.11.2011 №379 (в редакции решения Тындинской городской Думы от 13.12.2018 №52-Р-ТГД-УП) и является (отраслевым функциональным) органом Администрации города Тынды, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории города Тынды в сфере обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в области образования, управление и координацию деятельности в указанной сфере подведомственных учреждений (п. 1.1. Положения).
В соответствии с п. 7 ст. 110 Устава города Тынды функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет Администрация города Тынды, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Тынды.
Согласно п. 1.16 Положения об Управлении образования Администрации города Тынды, МОБУ СОШ № г. Тынды подведомственно и подотчетно Управлению образования.
Раздел 3 Положения об Управлении образования Администрации города Тынды содержит перечень полномочий, которыми наделено Управление образования как учреждение, выполняющее функции и полномочия учредителя образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 1.3. Устава МОБУ СОШ № г. Тынды функции и полномочия Учредителя школы осуществляет Администрация города Тынды в лице Управления образования Администрации города Тынды.
Согласно п. 6.2. Устава МОБУ СОШ № утверждение Устава МОБУ СОШ №, изменений и дополнений к нему, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Администрации города Тынды, относится к компетенции Учредителя.
Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений, утвержден постановлением Мэра города Тынды от 01.10.2010 №2454 (с изменениями и дополнениями).
Разделом 6 вышеназванного нормативного правового акта регламентирован порядок утверждения устава муниципального учреждения и внесение в него изменений.
В соответствии с п. 32 Порядка Устав учреждения, а также вносимые в него изменения и (или) дополнения утверждаются правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Пункты 33.1 и 33 2 Порядка устанавливают последовательность действий по согласованию проекта устава или изменений и (или) дополнений к нему, а также обязанность органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в течение 3 дней со дня согласования проекта устава или изменений и (или) дополнений к нему издать правовой акт об утверждении устава или изменений и (или) дополнений к нему.
Постановление Мэра города Тынды от 01.10.2010 №2454 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений» не обжаловалось, и не было признано недействующим.
На основании изложенного, Управление образования считает, что приказы №280 от 16.06.2015 г и №152 от 13.03.2019 изданы Управлением образования законно, без нарушения действующего законодательства.
Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что устав Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» г. Тынды Амурской области утвержден приказом начальника Управления образования Администрации города Тынды № от 16 июня 2015 года. Изменения в устав Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>, утверждены приказом начальника Управления образования Администрации города Тынды № 152 от 13.08.2019 года.
Согласно порядку создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений, утвержденному постановлением мэра города Тынды от 1 октября 2010 года № 2454, функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного, автономного или казенного учреждения осуществляет администрация г. Тынды непосредственно или в лице своего отраслевого (функционального) органа, наделенного правами юридического лица, в ведении которого находится или будет находиться создаваемое учреждение /п. 2.1/.
Разделом 3 Положения об Управлении образования Администрации города Тынды содержит перечень полномочий, которым наделено Управление образования как учреждение, выполняющее функции и полномочия учредителя образовательных учреждений.
На основании пункта 32 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений от 1 октября 2010 № 2454 проект устава учреждения, изменения и (или) дополнения в устав учреждения разрабатываются учреждением, устав или изменения и (или) дополнения в устав которого соответственно утверждаются или вносятся. Устав учреждения, а также вносимые в него изменения и (или) дополнения утверждаются правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения.
Согласно Положению об Управлении образования Администрации города Тынды, Управление образования администрации города Тынды является отраслевым (функциональным) органом администрации города Тынды (далее - Администрация города), уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории города Тынды в сфере обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в области образования, управление и координацию деятельности в указанной сфере подведомственных учреждений /п. 1.1/.
Управлению подведомственны и подотчетны муниципальные учреждения города Тынды, в том числе муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа N № города Тынды Амурской области /п. 1.16/.
Пунктом 1.3 устава МОБУ «СОШ №» от 16.06.2015 года установлено, что учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование город Тында. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация города Тынды в лице Управления образования Администрации города Тынды.
13 марта 2019 года были внесены изменения в абзац 3 пункта 1.3 устава МОБУ «СОШ №» - в абзац учредителем учреждения является муниципальное образование город Тында. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация города Тынды в лице Управления образования Администрации города Тынды.
Оценив доказательства, суд приходит к выводу, что Управление образования Администрации города Тынды не является учредителем МОБУ «СОШ №», а является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, поэтому исковые требования о признании Управления образования <адрес> не являющимся учредителем МОБУ «СОШ №», и о признании приказов № 280 от 16.06.2015 года и № 152 от 13.03.2019 года неправомерными и несоответствующими действующему законодательству, не подлежат удовлетворению, поскольку изданы правомочным органом.
Раздел 3 Положения об Управлении образования Администрации города Тынды содержит перечень полномочий для достижения целей и выполнения поставленных задач.
Доказательств, пояснений о несоответствии приказов Управления образования № 280 от 16.06.2015 года и № 152 от 13.03.2019 года разделу 3 Положения об Управлении образования Администрации города Тынды, суду не представлено.
Рассматривая возникший спор, суд, не установил не соответствие закону оспариваемых приказов, а также нарушений прав административного истца и приходит к выводу о том, что основания для вынесения оспариваемых приказов имелись, они приняты в соответствии с требованиями закона.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении исковых требований, в полном объеме.
Представителями административного ответчика подано ходатайство об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока обращения с административным исковым заявлением.
В судебном заседании установлено, что истица являлась директором муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа N № города Тынды Амурской области. В 2015 году она подготовила проект устава, который был утвержден Управлением образования Администрации города Тынды 16 июня 2015 года, в 2019 году подготовила изменения в устав, который был утвержден 13 марта 2019 года, что не оспаривается сторонами.
Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если этим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что административный истец узнал об оспариваемых приказах 16 июня 2015 года и 13 марта 2019 года соответственно, а административное исковое заявление подано 22 сентября 2020 года, т.е. за пределами срока подачи заявления.
Ходатайств о восстановлении срока подачи административного искового заявления, и уважительность пропуска срока подачи заявления, суду не представлено.
Доводы административного истца о том, что у нее была большая загрузка на работе и то, что она готовила устав и изменения в устав по указаниям управления образования, суд принять не может.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, в том числе по основаниям пропуска трехмесячного срока, поскольку административным истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок для оспаривания решения административного ответчика, вынесенного 16 июня 2015 года и 13 марта 2019 года соответственно, обстоятельств, при которых допускается восстановление пропущенного срока, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Натальи Николаевны к Администрации города Тынды, Управлению образования Администрации города Тынды о признании приказов незаконными, признании незаконными бездействия ответчика, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись М.В. Тотмянина
Решение в окончательной форме принято 22 декабря 2020 года.
Копия верна Судья Тындинского районного суда
М.В. Тотмянина