Решение по делу № 2а-833/2019 от 20.02.2019

Дело № 2а-833/2019 2а-833/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2019                                    г. Саки

       Сакский районный суд Республики Крым в составе

                                    председательствующего судьи      Мазаловой М.И.,

при секретаре                            Джанджугазян А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФИО7 сельского поселения Сакского района Республики Крым, главе администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым ФИО6, о признании незаконными и отмене постановления,

УСТАНОВИЛ:

В Сакский районный суд Республики Крым обратилась ФИО2 с административными исковыми требованиями. Просит, с учетом уточнения:

- признать незаконным и отменить постановление ФИО7 сельского поселения Сакского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1397 кв. метров для индивидуального жилищного строительства, расположенного в северо-восточной части населенного пункта на территории муниципального образования Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым в селе <адрес>, кадастровый .

- ФИО5 ответчиков устранить в полном объеме допущенное нарушение                       прав истца на получение в аренду вышеуказанного земельного участка.

    В обосновании заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрацией Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым истцу утверждена схема расположения земельного участка площадью 1397 кв. метров, расположенного в северо-восточной части населенного пункта на территории муниципального образования Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым в селе <адрес>. Предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка для размещения жилого дома, установлены категория земель и вид разрешенного использования. На истца возложено обязательство изготовить за личные средства межевой план земельного участка и поставить указанный земельный участок на кадастровый учет. Истец выполнил все возложенные на него мероприятия.

    Истец получил ответ Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. -к, о том, что в заключение договора аренды отказано по тем основаниям, что постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление от 02.03.2016г. об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

    Будучи не согласным с постановлением от 03.03.2017г., истец обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным иском к Главе Администрации Уютненского сельского поселения и непосредственно к самой Администрации о признании указанного постановления незаконным и его отмене.

    Решением Сакского районного суда Республики Крым от 08.08.2018г., обжалуемое постановление отменено, решение суда Республики Крым исполнено ответчиком путем вынесения соответствующего постановления от 19.10.2018г. об отмене постановления от 03.03.2017г.

    ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым с заявлением о заключении договора аренды.

    Постановлением администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 30.11.2018г. , истцу было отказано в заключение договора аренды. Истец считает обжалуемое постановление незаконным, нарушающим его права и законные интересы, препятствующим реализации его права на получение земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. В обжалуемом постановлении указано, что основанием отказа послужил п.7 ст.39.18 Земельного Кодекса РФ, однако данная норма, регулирующая иные правоотношения, а именно, связанные с предоставлением земельных участков на основании аукционов, в данном случае не применима, поскольку уже имеется действующее постановление Администрации от 02.03.2016г. о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.

В судебное заседание административной истец не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО14 требования поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить. Дополнил, что постановление не мотивировано. Он самостоятельно из текста постановления определил, что причина отказа: проведение аукциона. В документе нет четкого указания на части либо пункты статьи 39.18 Земельного кодекса РФ. Ответчик не применил при отказе норму права, закрепленную в ч.6 ст.39.18 Земельного кодекса РФ.

Административный ответчик - Администрация Уютненскогоо сельского поселения Сакского района Республики Крым явку уполномоченного представителя в судебное заедание не обеспечила, о дате и времени рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного разбирательства в адрес суда не поступало.

Административный ответчик - глава администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым ФИО15. в судебное заедание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного разбирательства в адрес суда не направил.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, учитывая мнение представителя административного истца, руководствуясь положениями ст.226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 9 ст. 225 КАС РФ определено, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.п. 11,12 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), суд может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Сакский районный суд Республики Крым с исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым , вынесенного 30.11.2018г.

Таким образом, судом не установлен факт пропуска административным истцом срока для обращения с данным административным иском в суд.

Из положений ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Исходя из приведенных выше правовых норм, требование истца может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность оспариваемых актов, действий (бездействий) органов и должностных лиц и нарушение прав и свобод гражданина.

Оценивая законность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.

     Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым истцу была утверждена схема расположения земельного участка площадью 1397 кв.м. в <адрес> на кадастровом плане территории муниципального образования. Этим же постановлением предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка для размещения жилого дома, установлены категория земель и вид разрешенного использования. На истца возложено обязательство изготовить за личные средства межевой план земельного участка и поставить указанный земельный участок на кадастровый учет.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1397 кв.м., расположенный в северо-восточной части населенного пункта на территории муниципального образования Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым в селе <адрес>, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

    Постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, по тем основаниям, что информация о предоставлении земельного участка не была опубликована на сайте уполномоченного органа в информационной телекоммуникационной сети «Интернет».

    Не согласившись с постановлением № 68 от 03.03.2017, истец обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным иском к Главе Администрации Уютненского сельского поселения и непосредственно к самой Администрации о признании указанного постановления незаконным и его отмене.

    Решением Сакского районного суда Республики Крым от 08.08.2018г., по делу , административный иск удовлетворен, обжалуемое постановление отменено, решение вступило в законную силу 11.09.2018г.

    Администрацией Уютненского сельского поселения во исполнение решения суда вынесено постановления № 482 от 19.10.2018г. об отмене постановления № 68 от 03.03.2017 и публикации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте извещение « Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений( приусадебный участок).

30.11.2018 Администрация Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым вынесла постановление № 549, которым истцу было отказано в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и вступивший в силу с 01.03.2015 г. (ст.35), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье -извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (пункт 1).

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю (часть 5).

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (часть 7).

Судом установлено, что отказывая истцу в предоставлении земельного участка, ответчик сослался на п.7 ст.39.18 Земельного кодекса РФ, не указав статью закона, которая содержит пункт 7 и не мотивировал свой отказ.

В пояснениях представитель истца предположил, что ответчик сослался на ч.7 ст.39.18 Земельного кодекса РФ.

Однако данная норма права регулирует иные правоотношения, связанные с предоставлением земельного участка на основании аукциона, но судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановление №5 от 02.03.2016 является действующим, данным постановлением согласована землеустроительная документация на спорный земельный участок и предварительно согласовано предоставление земельного участка в аренду для размещения жилого дома.

Таким образом, подлежит применению положения пункта 15 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которого договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Отказ администрации в предоставлении истцу земельного участка не мотивирован, также ответчиком не предоставлены доказательства законности и обоснованности применения положений ст.39.18 Земельного кодекса РФ при наличии решения администрации о предварительном согласовании предоставлении истцу земельного участка в аренду, а также соблюдении соответствующей процедуры, которая направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Таким образом, отказывая истцу в предоставлении в аренду земельного участка по п.7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, ответчик неверно истолковал действующее земельное законодательство.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Оценивая представленные суду доказательства в системной взаимосвязи с перечисленными выше нормами действующего законодательства, судом установлено, что обжалуемое постановление вынесено с нарушением земельного законодательства, права, свобод и законных интересов административного истца, а, следовательно, подлежат признанию судом незаконными.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым признать незаконным постановление Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 30.11.2018г..

Требование истца об отмене постановления, суд считает излишне заявленным, т.к. признание судом незаконным обжалуемого постановления является достаточным и означает, что оно перестает действовать, что дополнительно не требует его отмены, исходя из системного толкования положений КАС РФ.

Согласно подпункту 9 части 2 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязан устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь принципом разделения властей и отсутствием права у суда подменять функции уполномоченных органов, суд, восстанавливая права истца, возлагает на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца о заключении договора аренды спорного земельного участка.

Суд освобождает главу администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым ФИО16. от обязанностей по иску, т.к. согласно ч.2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава Администрации ФИО17. является должностным лицо местного самоуправления.

        Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В связи с удовлетворением административного иска, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика – Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым судебные расходы в размере 300 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, ст.227 Кодекса об административном судопроизводстве, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 30.11.2018г. « Об отказе ФИО2 в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в селе <адрес>».

Обязать Администрацию Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 о заключении договора аренды земельного участка площадью 1397 кв. метров для индивидуального жилищного строительства, расположенного в северо-восточной части населенного пункта на территории муниципального образования <адрес>, кадастровый , сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда ФИО2 и суду.

Освободить ФИО3 сельского поселения Сакского района Республики Крым ФИО6 от обязанностей по иску.

Взыскать с ФИО7 сельского поселения Сакского района Республики Крым в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                                  Мазалова М.И.

2а-833/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Котелевич В.Г.
Ответчики
Администрация Уютненского сельского поселения
Председатель Уютненского сельского совета - глава администрации Уютненского сельского поселения Русецкий Олег Леонидович
Другие
Кленяев В.В.
Суд
Сакский районный суд Республики Крым
Судья
Мазалова М.И.
Дело на странице суда
saki.krm.sudrf.ru
20.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
20.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
01.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2019[Адм.] Судебное заседание
18.03.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее