Дело № 2-1837/2017
Заочное решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
06 декабря 2017 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Змеевской В.С.,
при секретаре Ткач А.Р.,
с участием представителя истца Барановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Шолоховой Николь Олеговне, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,
установил:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением, в котором просил: признать недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, выданное на имя ответчика; признать отсутствующим право собственности на указанный земельный участок; истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя; исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка.
Рсковые требования обоснованы тем, что РЅР° основании распоряжения Севастопольской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ государственной администрации РѕС‚ 7 апреля 2010 РіРѕРґР° в„– 1250-СЂ «Об утверждении проекта землеустройства РїРѕ отводу земельных участков общей площадью 18,1348 РіР° СЃ установлением границ РІ натуре (РЅР° местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно–строительный кооператив «Дружба-8В» Рё передаче РІ собственность членов кооператива земельных участков, расположенных РІ районе урочища Аязьма», ответчику РІ собственность был передан вышеуказанный земельный участок Рё внесены сведения РІ государственный кадастр недвижимости как Рѕ ранее учтенных объектах недвижимости. Между тем, согласно материалам проверки, предоставленным Прокуратурой Балаклавского района РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя, Севастопольской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ государственной администрацией РЅРµ издавалось распоряжение РѕС‚ 7 апреля 2010 РіРѕРґР° в„– 1250-СЂ «Об утверждении проекта землеустройства РїРѕ отводу земельных участков общей площадью 18,1348 РіР° СЃ установлением границ РІ натуре (РЅР° местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно – строительный кооператив «Дружба-8В» Рё передаче РІ собственность членов кооператива земельных участков, расположенных РІ районе урочища Аязьма», заявления членов указанного кооператива Рѕ выделении РёРј земельных участков РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ бесплатной приватизации РЅРµ поступали Рё соответствующие распоряжения РІ отношении членов данного кооператива Севастопольской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрацией РЅРµ издавались.
Кроме того, истец указывает, что земельный участок, переданный в собственность ответчика и на момент его выделения в собственность ответчика и в настоящее время расположен в границе земель лесного фонда, в отношении которых установлен специальный режим использования. Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик и представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались в установленном процессуальным законом порядке, о причинах неявки суд не уведомили.
Руководствуясь положениями статей 113, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие возражений представителя истца, суд рассмотрел дело по правилам заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 07.04.2010 Распоряжением СГГА № 1250-р «О предоставлении разрешения Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного в районе урочища Аязьма для строительства дачного комплекса» предоставлено разрешение Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного в районе урочища Аязьма для строительства дачного комплекса.
В тот же день, 07.04.2010 Распоряжением СГГА № 1250-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 18, 1348 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма» утвержден проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 18, 1348 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8», расположенных в городе Севастополе в районе урочища Аязьма для передачи в собственность граждан, переданы в частную собственность граждан Украины – членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8» земельные участки в порядке их бесплатной приватизации общей площадью 18, 1348 га для дачного строительства с отнесением их к категории земель рекреационного назначения.
На основании указанного Распоряжения в собственность ответчика передан спорный земельный участок общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для дачного строительства.
РџРѕ смыслу статьи 9 Федерального конституционного закона РѕС‚ 21.03.2014 в„– 6ФКЗ «О принятии РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ Федерацию Республики Крым Рё образовании РІ составе Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации новых субъектов Республики Крым Рё РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя» Рє спорным правоотношениям, возникшим РґРѕ 18.03.2014, подлежат применению РЅРѕСЂРјС‹ материального права Украины, действующие РЅР° момент возникновения данных правоотношений (определение Р’РЎ Р Р¤ РѕС‚ 05.12.2014 в„– 308-РРЎ-141405).
Таким образом, при рассмотрении дела судом подлежат применению нормы украинского законодательства, поскольку на момент предоставления спорного земельного участка ответчику в собственность на территории г. Севастополя действовало законодательство государства Украина.
Согласно ст. 38 Земельного кодекса Украины № 2768-III от 25.10.2001 (далее – ЗК Украины) к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.
В соответствии со ст. 39 ЗК Украины (в редакции, действующей на момент принятия распоряжения) использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм, региональных и местных правил застройки.
Статьей 9 ЗК Украины установлено, что к полномочиям Киевской и Севастопольской городских советов в области земельных отношений на их территории относится: распоряжение землями территориальной общины города; передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом; предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 12 раздела X ЗК Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Земли государственной и коммунальной собственности на территории административно-территориальной единицы города Севастополь, на момент принятия Распоряжения, согласно Закону Украины "О разграничении земель государственной и коммунальной собственности" от 05.02.2004 г. за № 1457-IV, не были разграничены.
То есть, распоряжение землями в городе Севастополе относилось к полномочиям органа местного самоуправления - Севастопольского городского совета.
Учитывая вышеуказанное, поскольку спорный земельный участок, как установлено судом, находится в пределах населенного пункта - город Севастополь, то в соответствии с пунктом 12 раздела X "Переходные положения" Земельного кодекса Украины, полномочия по распоряжению данным земельным участком осуществляет Севастопольский городской Совет.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что СГГА не имела законных полномочий распоряжаться земельным участком в городе Севастополе площадью 18, 1348 га в том числе, путем принятия распоряжений главы администрации о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков и о передаче их в собственность граждан для дачного строительства с отнесением их к категории земель рекреационного назначения.
Кроме того, при рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что указанное выше распоряжение не издавалось и не регистрировалось, исходя из следующего.
Так, согласно ответа ГКУ «Архив города Севастополя» на запрос суда, распоряжение СГГА № 1250-р от 07.04.2010 года «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 18, 1348 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма» отсутствует в архивном фонде Севастопольской городской государственной администрации.
Согласно архивной копии перечня распоряжений Севастопольской городской государственной администрации с 01-р по № 2580-р за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, распоряжение № 1250-р от 07.04.2010 года «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 18, 1348 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма» не издавалось.
С реквизитами № 1250-р от «07» апреля 2010 года зарегистрировано Распоряжение СГГА «О предоставлении разрешения Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного в районе урочища Аязьма для строительства дачного комплекса». Документов, послуживших основанием для принятия данного распоряжения и иных документов, не имеется.
При этом, в архивном фонде Главного управления земельных ресурсов в городе Севастополе за 2010 год имеется документ «Распоряжение № 1250-р от 07.04.2010 года «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 18, 1348 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма». Документов, послуживших основанием для принятия данного распоряжения и иных документов, не имеется.
Между тем, юридически значимым обстоятельством в данном случае является наличие данного распоряжения в архиве органа, его издавшего, что в данном случае не установлено.
Таким образом, данные обстоятельства также указывают на незаконное выбытие спорного земельного участка из владения собственника помимо его воли.
Кроме того, спорный земельный участок предоставлен в собственность ответчика в нарушение норм действовавшего на тот момент земельного законодательства, исходя из следующего.
Частью 2 ст. 19 Конституции Украины установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Согласно ч. 1 ст. 116 ЗК Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона. При этом, согласно части второй этой статьи приобретения права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.
Частью 6 ст. 118 ЗК Украины определено, что граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и выводы конкурсной комиссии (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).
В соответствии с ч. 7 ст. 118 ЗК Украины, проект землеустройства по отводу земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, обусловленные соглашением сторон.
Основания и порядок безвозмездной передачи земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности предусмотренные ч.3 и 4 ст. 116 и статьями 118 и 121 ЗК Украины касаются исключительно граждан.
Материалы дела не содержат надлежащих доказательств обращения ответчика с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, а также принятия в отношении последнего решения уполномоченным органом – Севастопольским городским Советом, о предоставлении его в собственность.
На основании изложенного, материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок выбыл из собственности владельца помимо его воли, в нарушение норм действовавшего на тот момент законодательства.
Следует также отметить, что при предоставлении спорного земельного участка были грубо нарушены нормы, действовавшего на тот момент, земельного и лесного законодательства, регулировавшего порядок передачи в собственность земельных участков отнесенных к категории земель лесного фонда, исходя из следующего.
Статьей 14 Конституции Украины установлено, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в том числе земли лесного фонда (ст. 19 ЗК Украины).
Р’ соответствии СЃ частями 1, 2 Рё 4 СЃС‚. 20 Р—Рљ Украины отнесение земель Рє той или РёРЅРѕР№ категории осуществляется РЅР° основании решений органов государственной власти Рё органов местного самоуправления РІ соответствии СЃ РёС… полномочиями. Рзменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения Рѕ передаче этих земель РІ собственность или предоставление РІ пользование, изъятие (выкуп) земель Рё утверждают проекты землеустройства или принимают решение Рѕ создании объектов природоохранного Рё историко-культурного назначения. Рзменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится СЃ учетом заключений органов исполнительной власти РїРѕ вопросам охраны окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды Рё лесного хозяйства. Нарушение РїРѕСЂСЏРґРєР° установления Рё изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти Рё органов местного самоуправления Рѕ предоставлении (передаче) земельных участков гражданам Рё юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа РІ государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения Рє ответственности РІ соответствии СЃ законом граждан Рё юридических лиц, виновных РІ нарушении РїРѕСЂСЏРґРєР° установления Рё изменения целевого назначения земель (статья 21 Р—Рљ Украины).
В соответствии с пунктом 1 ст. 55 ЗК Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом (пункт 2 статьи 57 ЗК Украины).
В соответствии со статьями 56, 57 ЗК Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения. То есть, порядок использования земель лесного фонда определяется законом.
С учетом вышеизложенного, земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, ЗК Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.
Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, что по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенному воспроизводству лесов.
Рспользованию лесохозяйственных земель РїРѕ РёС… целевому назначению законодательство отдает приоритет: составной частью охраны земель является защита лесных земель Рё кустарников РѕС‚ необоснованного РёС… изъятия для РґСЂСѓРіРёС… РЅСѓР¶Рґ (РїСѓРЅРєС‚ «б» части первой статьи 164 Р—Рљ Украины).
Таким образом, одной из основных особенностей правового режима земель лесного фонда является неразрывная связь их использования с лесопользованием.
В соответствии со статьей 7 ЛК Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.
Согласно статье 8 ЛК Украины, в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
В силу статьи 13 ЗК Украины именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.
В соответствии со ст. 84 ЗК Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом (пункт «г» части четвертой статьи 84 ЗК Украины).
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).
Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства (статья 57 Земельного кодекса Украины, часть 1 статьи 17 ЛК Украины).
Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (статья 27 ЛК Украины).
Аналогичное положение содержится и в статье 20 ЗК Украины. То есть, законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим и физическим лицам.
В данном случае, ОК «ДСК «Дружба-8» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства.
Земельный участок общей площадью 18,1348 га не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, и не мог быть передан в пользование ОК «ДСК «Дружба-8» в порядке статьи 56 ЗК Украины.
Решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка общей площадью 18, 1348 га из пользования Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» не принималось.
РР· вышеизложенного следует, что СГГА РїСЂРё принятии решения Рѕ передаче земельного участка общей площадью 18,1348 РіР° РІ пользование РћРљ «ДСК «Дружба-8В» были РіСЂСѓР±Рѕ нарушены РЅРѕСЂРјС‹ земельного Рё лесного законодательства Украины. Более того, СГГА РЅРµ имела права распоряжаться указанным земельным участком Рё передавать его РєРѕРјСѓ-либо РІ пользование.
Вместе с тем, при выделении спорных земельных участков Государственное предприятие "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" согласие на изъятие, изменение целевого назначения земельного участка не давало.
Следует отметить, что обстоятельства отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда (нахождение спорного земельного участка в границах Чернореченского участкового лесничества Севастопольского лесничества) подтверждается имеющимися в материалах дела документами, а именно: актом определения границ земельного участка в натуре от 29.03.2006, архивной справкой от 07.09.2009 №692/з, градостроительным заключением от 30.09.2009 №553/4-1, государственным лесным кадастром 2011 года, кадастровым паспортом на земельный участок от 30.12.2015 №91/12/15-160149, Лесохозяйственным регламентом Севастопольского лесничества 2015, материалами лесоустройства, Проектом организации и развития лесного хозяйства 2000г., решениями исполнительного городского Совета депутатов трудящихся от 16..12.1966 «Об утверждении отчета о распределении земель по угодиям и землепользователям города Севастополя по состоянию на 01.11.1966 года, от 24.10.1984 года № 17/729 «Об утверждении годового земельного отчета о распределении земель по угодиям и землепользователям по состоянию на 01 ноября 1984 года», заключением специалиста ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии», согласно которому комплекс земельных участков по ул. Композиторская общей площадью 58,8 га расположен в кварталах 37,38 и частично в квартале 54 Севастопольского лесничества, то есть входит в состав Чернореченского участкового лесничества.
31 марта 2014 года Правительством Севастополя издано Распоряжение № 237-РП, с учётом изменений, внесенных распоряжением № 603-РП от 21 июля 2015 года «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», в соответствии с пунктом 1 распоряжения указано, что кадастровые работы следует производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года».
16 ноября 2015 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя издано распоряжение № 763-РДЗ, которым утверждена схема расположения земельного участка Чернореченского участкового лесничества. То есть в основу определения границ земельного участка Чернореченского участкового лесничества легли материалы лесоустройства 2001 года.
В судебном заседании обозревались материалы лесоустройства 1999 года, утвержденные в 2001 году, и материалы лесоустройства 2011 года, планово-картографические материалы как 1999 года, так и 2011 года, которые подтверждают расположение спорных участков в пределах земель Чернореченского лесничества.
Согласно пункту 5 Переходных положений ЛК Украины до получения в установленном государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
Таким образом, на момент передачи СГГА спорного земельного участка в собственность ответчика он входил в состав земель лесохозяйственного назначения (лесного фонда).
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины 10.04.2008 №610-р(далее – Распоряжение КМУ №610-р) с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков (дальше - участки) Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключения участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения. В абзаце 3 указанного правового акта установлено, что отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства
При выделении земельного участка ответчику в собственность Государственное предприятие «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего согласия на изъятие земельного участка не давало, в связи с чем, были нарушены положения Земельного кодекса Украины, Лесного кодекса Украины и распоряжения КМУ №610-р.
Таким образом, в результате оценки доказательств по делу, судом установлено, что СГГА при вынесении распоряжения превышены полномочия относительно передачи земельных участков, в том числе, спорного, в собственность ответчику, нарушен порядок предоставления земельных участков в собственность гражданам, предусмотренный действующим в спорный период времени законодательством, а также грубо нарушены нормы земельного и лесного законодательства Украины.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
На основании изложенного, исковые требования об истребовании спорного земельного участка в государственную собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения ответчика подлежат удовлетворению, поскольку он выбыл из собственности помимо воли собственника, в интересах которого выступает Правительство Севастополя, в лице уполномоченного органа – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Рсковые требования Рѕ признании недействительным свидетельства Рѕ праве собственности ответчика РЅР° земельный участок, признании отсутствующим права собственности РЅР° спорный земельный участок Рё исключении сведений Рѕ границах земельного участка РёР· государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение СЃСѓРґР° РѕР± истребовании Сѓ ответчика СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка фактически влечет наступление соответствующих правовых последствий РІ силу Закона.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
Оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 103, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя удовлетворить частично.
Рстребовать РІ государственную собственность субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя РёР· незаконного владения Шолоховой Николь Олеговны земельный участок, общей площадью 1000 РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Шолоховой Николь Олеговны в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.С. Змеевская
Решение в окончательной форме принято 11 декабря 2017 года.