Дело № 2а-484/2021
УИД 29RS0005-01-2021-000475-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 мая 2021 г. г.Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,
при секретаре Бойко И.Е.,
с участием старшего помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Романовой О.В.,
представителя административного истца ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области» Богомолова А.Н.,
административного ответчика Кононенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда города Архангельска с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об установлении административного надзора в отношении Кононенко А. С.,
у с т а н о в и л:
федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области») обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, попросив установить Кононенко А.С. административный надзор на срок погашения судимости и установить ему на этот же период административные ограничения в виде: обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным графиком; запрещения пребывания в общественных местах (ночных клубах, барах, кафе и иных развлекательных заведениях), реализующих спиртные напитки; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения являющегося местом жительства либо пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что срок отбывания наказания в местах лишения свободы у Кононенко А.С. оканчивается 30 октября 2021 г., он имеет неснятую и непогашенную судимость за преступления небольшой и средней тяжести, совершенные при рецидиве преступлений в период нахождения под административным надзором. Указанное обстоятельство в силу закона является основанием для установления административного надзора.
Представитель административного истца ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области» Богомолов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Административный ответчик Кононенко А.С. в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления не возражал, при этом не согласился с установлением в отношении него административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения являющегося местом жительства либо пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, а также с количеством обязательных явок на регистрацию, попросив их уменьшить.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, а также заключение старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
На основании ч.3 ст.3 поименованного Закона в отношении указанного в ч.1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.4 этого же Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом согласно ч.2 ст.4 вышепоименованного Закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В силу п.2 ч.1 ст.5 указанного Закона административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пункт 1 ч.3 ст.5 Закона определяет, что срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в ч.2 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В судебном заседании установлено, что Кононенко А.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ранее судим:
- приговором Северодвинского городского суда Архангельской области от 10 октября 2016 г. по ч.2 ст.158, п. «а» ч.2 ст.158, ч.1 ст.112 УК РФ, с применением ч.2 ст.69 УК РФ, на 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д.23-33, 34-36);
- приговором Северодвинского городского суда Архангельской области от 13 декабря 2016 г. по п. «г» ч.2 ст.158 УК РФ, с применением ч.5 ст.69 УК РФ, на 3 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 6 декабря 2019 г. освобожден по отбытии срока наказания (л.д.37-38).
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 23 сентября 2019 г. в отношении Кононенко А.С. установлен административный надзор на срок три года и на этот же период установлены административные ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 до 06.00 часов следующего дня; запрещения пребывания мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции (л.д.7-8).
Далее Кононенко А.С. осужден 1 сентября 2020 г. приговором Плесецкого районного суда Архангельской области по ч.1 ст.161, ч.1 ст.139 УК РФ, с применением ч.2 ст.69, п. «в» ч.1 ст.71 УК РФ, на 1 год 5 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока наказания со дня вступления приговора в законную силу (12 сентября 2020 г.), с зачетом в срок наказания времени содержания под стражей с 31 мая 2020 г. до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима. Преступление совершено им 30 мая 2020 г. будучи в состоянии алкогольного опьянения (л.д.9-15).
В настоящее время Кононенко А.С. отбывает наказание в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области», срок отбывания наказания оканчивается 30 октября 2021 г. (в выходной день), днём его освобождения в силу положений ч.2 ст.173 УИК РФ будет являться предвыходной день - 29 октября 2021 г.
Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу, что в отношении Кононенко А.С. следует установить административный надзор.
Так, Кононенко А.С., являясь совершеннолетним, в октябре 2021 г. освобождающийся из мест лишения свободы, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором (по решению Плесецкого районного суда Архангельской области от 23 сентября 2019 г.) преступления небольшой и средней тяжести при рецидиве преступлений (по приговору Плесецкого районного суда Архангельской области от 1 сентября 2020 г.), за которое он осуждён к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, вследствие чего подпадает под действие п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Как разъяснено в п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определённой категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учётом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Также в п.26 вышеуказанного постановления отмечено, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется, исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
По настоящему делу установлено, что судимость по приговору Плесецкого районного суда Архангельской области от 1 сентября 2020 г. (принимая во внимание, что срок погашения судимости за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, предусмотренный п.«в» ч.3 ст.86 УК РФ, составляет 3 года, учитывая, что срок отбывания наказания у Кононенко А.С. оканчивается 29 октября 2021 г.), погасится 28 октября 2024 г.
В связи с изложенным, в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», административный надзор административному ответчику следует установить на срок погашения его судимости за совершение преступлений по приговору Плесецкого районного суда Архангельской области от 1 сентября 2020 г., то есть по 28 октября 2024 г. включительно.
Определяя виды административных ограничений, подлежащих установлению Кононенко А.С., суд исходит из следующего.
Суд находит обоснованной позицию исправительного учреждения, предложившего установить административному ответчику административные ограничения в виде обязательной ежемесячной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, а также запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня.
Принимая во внимание поведение Кононенко А.С. в период отбывания наказания (поощрений не имеет, имеет три взыскания, характеризуется удовлетворительно л.д.5,6), характер и обстоятельства преступлений, за которые он имеет судимость (по приговору от 1 сентября 2020 г. преступления совершены в состоянии алкогольного опьянения, по приговору от 13 декабря 2016 г. - в ночное время и в состоянии алкогольного опьянения), суд считает, что ему следует установить административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, и запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня.
Указанные ограничения будут в достаточной степени отвечать задачам административного надзора.
При этом суд не усматривает оснований для установления иных обязательных административных ограничений (с учетом сведений о регистрации административного ответчика по месту жительства в <адрес>) (л.д.16, 17).
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Кононенко А.С. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст.5 Закона).
На основании изложенного, для предупреждения совершения Кононенко А.С. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, руководствуясь ст.ст.273, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» удовлетворить.
Установить Кононенко А. С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу ******, административный надзор на срок три года - по 28 октября 2024 г. включительно.
На период административного надзора установить Кононенко А. С. административные ограничения в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком;
- запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Кононенко А. С., в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Кононенко А. С. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 рабочих дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы и представления через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Т.Ю. Бузина