г. Звенигово 06 августа 2020 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре судебного заседания Романовской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» к Исаеву А. В., Исаеву Р. А., Исаеву З. А., Исаевой Н. Б. о возмещении материального ущерба,
установил:
ПАО СК «Росгосстрах» в лице филиала в <адрес> Эл обратилось в суд с требованием о взыскании с Исаева А.В., Исаевой Н.Б., несовершеннолетних Исаева Р.А., Исаева З.А. в лице своих законных представителей, в порядке суброгации суммы 85477,00 рублей. В обоснование иска указано, что на основании договора добровольного страхования строений, квартир, домашнего и другого имущества, гражданской ответственности собственников (владельцев) имущества, полис № между ПАО СК «Росгосстрах» и Григорьевой С.В. было застраховано имущество, поврежденное <дата> в результате проникновения воды из помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Страховщик данное событие признал страховым случаем, в связи с чем, Григорьевой С.В. выплачено страховое возмещение в размере 85477,00 рублей. Согласно акту о заливе, составленному представителями обслуживающей компании, указанное событие произошло по причине тушения возгорания в квартире по указанному адресу, сособственниками которой являются Исаев А.В., Исаева Н.Б., Исаев Р.А., Исаев З.А. На основании статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации к ПАО СК «Росгосстрах» перешло право требования к указанным лицам в размере выплаченного страхового возмещения, а потому предъявлен настоящий иск.
В судебном заседании представитель ответчика Исаева А.В. Пахатинский А.А. (доверенность № от <дата>) иск не признал. Исаев А.В. и Исаева Н.Б. состоят в браке, Р. и З. их дети. Исаев А.В. сам является потерпевшим, ему также причинен ущерб, в пожаре погиб его отец Исаев В.И. Допуская, что пожар мог возникнуть от неосторожного обращения с огнем, объяснялось, что ответчики в квартире не проживали, там проживал отец Исаева А.В., который злоупотреблял алкоголем, курил в квартире. Отсутствие ответчиков, в связи с проживанием <адрес>, было регулярным, на протяжении нескольких лет. В это время отец Исаев В.И. жил один. В настоящее время квартира продана и И. не принадлежит.
Истец, ответчики, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, гражданское дело рассмотрено без их участия по правилам статей 113,167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, представленные в дело письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие причинения вреда другому лицу.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.
Статья 1082 ГК РФ предусматривает, что при удовлетворении требования о возмещении вреда лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно статье 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 965 ГК РФ если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация).
Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки (пункт 2 статьи 965 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 2 указанной нормы права лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Данные положения закона, таким образом, устанавливают презумпцию вины причинителя вреда. Обязанность по предоставлению доказательств отсутствия вины в причинении вреда законом возложена на ответчика.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
По смыслу приведенных выше норм статьи 210 ГК РФ и статьи 30 ЖК РФ, ответственность по содержанию жилого помещения в надлежащем состоянии и соблюдению прав и законных интересов соседей лежит на собственнике данного помещения.
Пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года №25, установлено, что пользование жилым помещением должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря1994 года № 69-ФЗ.
Согласно положениям статьи 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном законодательством, а также граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством, а также граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (статья 38 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
Как установлено судом, следует из материалов дела № Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Звениговского муниципального района, <дата> в <адрес>, расположенной на пятом этаже многоквартирного <адрес> произошел пожар.
В результате пожара, кроме прочего, пострадала внутренняя отделка и имущество, принадлежащее Григорьевой С.В., что подтверждается актом осмотра жилого помещения от <дата>, составленный комиссией ООО «Центр Люкс», являющейся обслуживающей организацией дома.
Данное имущество было застраховано Григорьевой С.В. в ПАО СК «Росгосстрах» по договору добровольного страхования имущества.
По материалам выплатного дела истца страховщика, представленным истцом, стоимость ремонта поврежденного объекта страхования составила на общую сумму 85477,00 рублей, данная сумма истцом ПАО СК «Росгосстрах» была выплачена Григорьевой С.В., что подтверждается, платежным поручением № от <дата>. Ответчиками размер ущерба не оспаривался. Доказательств иного размера ущерба в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика не представлено.
Проанализировав представленные в дела стороной истца доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять этим сведениям не имеется.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на <дата> соответчики не являются сособственниками <адрес> по <адрес> в <адрес>. Отчуждение квартиры произведено по договору купли-продажи от <дата>.
Как следует из объяснения Исаева А.В., данного <дата> инспектору ОНД и ПР в квартире, принадлежащей ответчикам, проживал отец Исаев В.И., <дата> года рождения, один. Был курящим человеком, в основном курил на балконе, на кухне, в туалете. Он часто употреблял спиртные напитки, в последний раз навещал отца в <дата> года, последний раз разговаривал по телефону <дата>, отец был в состоянии опьянения, употреблял спиртное последние две недели. <дата> сообщили о пожаре в квартире и о том, что отец погиб.
Из представленного в материалы дела постановления № от <дата>, уполномоченного на то должностного лица усматривается, что непосредственной причиной пожара могло послужить «возникновение пожара в результате воздействия источника зажигания малой мощности, в виде тлеющего табачного изделия, на горючие вещества и материалы в районе очага пожара». Объяснениями соседей по дому Жарехиной М.М., Сидорова С.В., сотрудника МЧС Ермакова С.П., а также протоколом осмотра места происшествия установлено, что район очага пожара находится в северо-западной части дивана, расположенного в помещении зала. Вдоль ближней стены расположено кресло, на котором обнаружен труп В.И. Исаева. Постановление не обжаловано, не отменено в установленном порядке. Таким образом, суд полагает установленным и доказанным тот факт, что в результате тушения пожара в квартире соответчиков произошел залив нижерасположенной квартиры, принадлежащей Григорьевой С.В.
Соответчики, зная о том, что в принадлежащей им квартире проживает один И. Исаев В.И. употреблявший спиртное и допускавший курение внутри жилого помещения, в связи с тем, что в силу положений статей 210 ГК РФ, 30 ЖК РФ, несут риск ответственности за надлежащее состояние жилого помещения, в котором произошел пожар.
Виновные действия ответчиков состоят в том, что они не приняли надлежащих мер по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности при проживании Исаева В.И.
В силу вышеуказанных обстоятельств имеет место причинно-следственная связь между противоправным поведением ответчиков, повлекшим возникновение пожара, и наступившими в результате пожара вредными последствиями.
В отсутствие иного тому доказательственного подтверждения, с учетом положений статей 56,67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что ответчики, являясь сособственниками загоревшегося имущества, в силу приведенных выше положений закона, обязаны к осуществлению заботы о принадлежащем им имуществе, заключающейся в поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасности.
Соответчики в статусе сособственников жилого помещения в силу статьи 1064 ГК РФ несут деликтную ответственность перед третьими лицами за возгорание принадлежащего имущества.
Понятие дееспособности гражданина дано в статье 21 ГК РФ, согласно которой способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
По мнению суда, несовершеннолетние ответчики Исаев Р.А., Исаев З.А., являясь титульными сособственниками доли в праве собственности на квартиру, несут солидарную ответственность в лице их законных представителей (родителей) - сособственников жилого помещения по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам.
При таких обстоятельствах суд с учетом вышеприведенных правовых норм, полагает установленным право истца страховщика ПАО СК «Росгосстрах» в лице филиала в РМЭ на возмещение убытков в порядке суброгации в силу положений статей 929, 965, 1064, 1082 ГК РФ.
Ответственность по возмещению истцу ущерба возлагается на ответчиков, которые как собственники жилого помещения были обязаны следить за проживающим в квартире родственником, поддерживать квартиру в состоянии, исключающем причинение вреда иным лицам.
Судебные расходы истца по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в суд по правилам статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию соответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Взыскать с Исаева А. В., Исаевой Н. Б. Исаева Р. А., Исаева З. А. в лице их законных представителей, солидарно, в порядке суброгации, в пользу Публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» 85477,00 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины 2764,31 рублей, всего взыскать 88 241 (восемьдесят восемь тысяч двести сорок один) рубль 31 копейку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий Е.П.Александрова
Дата принятия решения в окончательной форме: <дата>.