Административное дело № 2а-459/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2018 года г. Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Яковлевой М.В.
при секретаре Коломлине М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Тамбову к Мещерякову Вячеславу Алексеевичу о взыскании пени по земельному налогу и пени по налогу на имущество физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС России по г.Тамбову обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мещерякову В.А. о взыскании транспортного налога за 2015 год в сумме 1483 руб., пени по земельному налогу в сумме 0,98 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 5,60 руб. В обоснование административных исковых требований указав, что Мещеряков В.А. является собственником транспортных средств, недвижимого имущества и земельных участков, согласно сведениям, представленным регистрирующими органами. Согласно ст. 52 НК РФ в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление №88056136 от 29.09.2016 об оплате транспортного налога за 2015 год на сумме 7257,33 руб. по сроку уплаты 01.12.2016. Согласно КРСБ 25.05.2017 ответчик частично оплатил транспортный налог за 2015 год в сумме 5081 руб., в связи с чем остаток задолженности составляет 1483 руб. В адрес налогоплательщика были направлены требования. По требованию №12182 от 15.10.2015 задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц составляет 5,60 руб., пени по земельному налогу в сумме 0,97 руб. По требованию №31447 от 04.03.2017 задолженность по пени по земельному налогу в сумме 0,01 руб. По требованию №5599 от 24.02.2017 задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 1483 руб. На основании вышеизложенного, административный истец просил взыскать задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 1483 руб., пени по земельному налогу в сумме 0,98 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 5,60 руб.
В процессе рассмотрения административного дела, административный истец уточнил административные исковые требования, указав, что отказывается от исковых требований в части взыскания транспортного налога за 2015 год. На основании вышеизложенного, ИФНС по г. Тамбову просит взыскать с административного ответчика пени по земельному налогу в сумме 0,98 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 5,60 руб.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г.Тамбову не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом. В административном исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Мещеряков В.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Согласно представленным административным истцом сведений Мещеряков В.А. является собственником транспортных средств, недвижимого имущества и земельных участков.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление №88056136 от 29.09.2016 об оплате транспортного налога за 2015 год на сумме 7257,33 руб. по сроку уплаты 01.12.2016.
Согласно карточки расчета с бюджетом 25.05.2017 ответчик частично оплатил транспортный налог за 2015 год в сумме 5 081 руб., в связи с чем остаток задолженности составляет 1483 руб.
Впоследствии административный истец отказался от административных требований об уплате оставшейся задолженности по транспортному налогу.
В адрес налогоплательщика были направлены требования. По требованию №12182 от 15.10.2015 задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц составляет 5,60 руб., пени по земельному налогу в сумме 0,97 руб. По требованию №31447 от 04.03.2017 задолженность по пени по земельному налогу в сумме 0,01 руб. По требованию №5599 от 24.02.2017 задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 1483 руб.
Факт направления указанных требований подтверждается представленными реестрами почтовой корреспонденции.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Административным истцом в обоснование административных исковых требований не представлены сведения о направлении административному ответчику уведомлений об уплате налога.
Кроме того, не представлено сведений об уплате, либо взысканию ИФНС России по г.Тамбову в судебном порядке задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, на которые и начислены пени.
Доказательствами иного в суд не представлено.
Обстоятельства, которые подлежат доказыванию по данной категории дел - факт неуплаты ответчиком налога, факт соблюдения порядка и уведомления налогоплательщика о начислении налога, о наличии задолженности по уплате налога и сроков его взыскания и размер налога, а также размер подлежащих взысканию пеней. В подтверждение размера взыскиваемых сумм налоговым органом должны предоставляться соответствующие расчеты, как по налогу, так и по пеням. В качестве доказательств должны быть представлены налоговое уведомление, налоговое требование и документы, подтверждающие факт направления налогоплательщику в установленный законом срок.
Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты сумм в полном объеме.
В силу названной нормы, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Данное положение Закона получило разъяснение и в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» где указано, что «При проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме».
Из вышеизложенного следует, что взыскание только пени, без суммы основного долга неправомерно и нарушает налоговое законодательство.
Содержание требования определено ст. 69 НК РФ, которой предусмотрено, что требование по уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взыскания налога, а так же ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог» (п. 4 ст.69 НК РФ).
В соответствии со ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующих Налоговому кодексу Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходит из того, что налоговым органом не предоставлены суду доказательства размера и обоснованности начисления пени, которые взыскиваются в связи с неуплатой задолженности по налогам, что влечет недоказанность заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г. Тамбову к Мещерякову Вячеславу Алексеевичу о взыскании пени по земельному налогу в сумме 0,98 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 5,60 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.
Решение суда изготовлено 08 февраля 2018 года.
Судья М.В. Яковлева