Дело № 2-181/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2019 г. г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Руденко А.В.
при секретаре Кижаевой А.Ю.
с участием помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Цай С.Я.
представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Гущиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Кяхтинского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по проведению капитального и текущего ремонтов на котельной № военного городка № <адрес> Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Кяхтинского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России (далее – ФГБУ «ЦЖКУ») в обоснование указав, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В целях недопущения нарушений прав граждан на качественное получение коммунальных услуг, недопущения аварийных ситуаций, просит суд, с учетом уточнения исковых требований, возложить обязанность на Министерство обороны России с привлечением Департамента строительства Министерства обороны России, Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны России не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать включение в планы капитального и текущего ремонтов на 2019-2020 годы котельной № военного городка №, расположенного в <адрес> Республики Бурятия, а также утверждению названных планов с одновременным планированием и выделением лимитов бюджетных средств на указанные ремонты; на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возложить обязанность по проведению капитального и текущего ремонтов на котельной № военного городка №, расположенного в <адрес> Республики Бурятия.
В судебном заседании помощник военного прокурора Цай С.Я. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил суд удовлетворить их.
Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Гущина А.А. требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении представила письменные возражения, доводы которых поддержала в судебном заседании.
Представители третьих лиц Департамента строительства Министерства обороны России, Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны России, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представитель ФГКУ «Сибирское ТУИО» представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие с направлением копии судебного акта в свой адрес, от представителей иных третьих лиц заявления и ходатайства не поступили.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Таким образом, обращение прокурора с данным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, является правом прокурора, соответствует его полномочиям.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человекам и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительности власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обороне» должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также обязаны выполнять договорные обязательства, предусмотренные Государственным контрактом, заключенным на выполнение Государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», ФИО1 является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Также Министерство обороны Российской Федерации обладает полномочиями по организации ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, что предусмотрено пп. 52 п. 7 указанного Положения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Устав ФГБУ «ЦЖКУ» утвержден приказом директора Департамента имущественных отношений министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 13 Устава, основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства.
ДД.ММ.ГГГГ приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № в пункты 16, 21 и 25 Устава ФИО2 «ЦЖКУ» Минобороны России внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №, за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, в том числе котельная № военного городка №, расположенного в <адрес> Республики Бурятия.
В силу ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении» одним из принципов теплоснабжения, является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Частью 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что проверка готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности к выполнению графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Исходя из требований по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих организаций, изложенных в разделе III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103, одним из критериев оценки является обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергией, выражающихся в том числе в отсутствии фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; обеспечение качества теплоносителей.
В силу п. 3.2.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила), производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
Исходя из п. 2.7.1. Правил при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию.
В судебном заседании установлено, что согласно акту осмотра котельной № от ДД.ММ.ГГГГ №, составленного представителями ЖКС 6/5, в нарушение требований вышеуказанного законодательства здание котельной, а также ее оборудование к отопительному сезону 2017-2018 гг. в полном объеме не подготовлены, что создает угрозу возникновения частых аварийных ситуаций.
Данным объектам необходимо выполнение ремонта, определенного ведомостью дефектов № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной на основании вышеуказанного акта осмотра.
В котельной в рамках текущего ремонта необходимо выполнение следующих работ: устройство площадки для хранения твердого топлива путем заливки бетонного покрытия в 70 мм, площадью 20 кв.м.; побелка стен и потолка в топочном зале объемом 800 кв.м.; побелка и покраска стен комнаты отдыха и приема пищи; заливка отмостков фундамента в объеме 10 кв.м.; закладка окон здания котельной кирпичем; восстановление бетонной стяжки полов до 100 мм площадью 30 кв.м; ремонт обмуровки котлов №№ 1 и 2 марки Э5Д2 с частичной заменой кирпича, ее оштукатуривание и побелка, а также замена чугунных вентилей марки ДУ-32 в количестве 2 штук у каждого; замена насосов №№ 1 и 2 марки К160/30 и дымососа марки ДН-6,3 на аналогичные; ремонт внутреннего трубопровода, покраска и обслуживание запорной арматуры.
Также необходим капитальный ремонт в следующем объеме: замена котлов №№ 3,4,5 марки Э5Д2 на котлы марки КВр-0,4 в комплекте с дымососами и вентиляторами; замена котла № 6 марки Э5Д2 на аналогичный; замена металлической дымовой трубы диаметром 800 мм, высотой 22 м; замена трубопроводов диаметром 89 мм, длиной 35 м; установка систем газоочистки (типа Циклон), химической водоподготовки.
Нарушение принципов надежности теплоснабжения и обеспечения безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения могут привести к не соблюдению прав граждан и военнослужащих, работающих и находящихся в зоне обслуживания котельной.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Какие-либо обстоятельства, которые позволили бы подвергнуть сомнениям достоверность установленных в судебном заседании фактов, в ходе рассмотрения дела не установлены.
С учетом изложенного, исковые требования военного прокурора подлежат удовлетворению.
Вместе с тем заявленная редакция исковых требований к Министерству обороны России является избыточно детализированной (включить в планы ремонтов, утвердить указанные планы, выделить лимиты бюджетных средств). Так, бюджетные полномочия главных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, порядок формирования и исполнения бюджетов, принятия бюджетных обязательств определен главами 18, 19, 24 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебное решение может лишь содержать основание для возникновения бюджетных обязательств и суд не может указывать ответчикам, как участникам бюджетного процесса, последовательность действий по исполнению судебного акта, тем самым вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность органа государственной власти.
Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, учитывая также, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ, о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Кяхтинского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по проведению капитального и текущего ремонтов на котельной № военного городка №, расположенного в <адрес> Республики Бурятия, удовлетворить.
Возложить обязанность на Министерство обороны российской Федерации принять организационные меры по обеспечению текущего и капитального ремонтов котельной № военного городка №, расположенного в <адрес> Республики Бурятия.
Возложить обязанность на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России выполнить капитальный ремонт котельной № военного городка №, расположенного в <адрес> Республики Бурятия в следующем объеме:
замена котлов №№ 3,4,5 марки Э5Д2 на котлы марки КВр-0,4 в комплекте с дымососами и вентиляторами;
замена котла № 6 марки Э5Д2 на аналогичный;
замена металлической дымовой трубы диаметром 800 мм, высотой 22 м;
замена трубопроводов диаметром 89 мм, длиной 35 м;
установка систем газоочистки (типа Циклон), химической водоподготовки.
Возложить обязанность на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России выполнить текущий ремонт котельной № военного городка №, расположенного в <адрес> Республики Бурятия в следующем объеме:
устройство площадки для хранения твердого топлива путем заливки бетонного покрытия в 70 мм, площадью 20 кв.м.;
побелка стен и потолка в топочном зале объемом 800 кв.м.;
побелка и покраска стен комнаты отдыха и приема пищи; заливка отмостков фундамента в объеме 10 кв.м.;
закладка окон здания котельной кирпичем;
восстановление бетонной стяжки полов до 100 мм площадью 30 кв.м;
ремонт обмуровки котлов №№ 1 и 2 марки Э5Д2 с частичной заменой кирпича, ее оштукатуривание и побелка, а также замена чугунных вентилей марки ДУ-32 в количестве 2 штук у каждого;
замена насосов №№ 1 и 2 марки К160/30 и дымососа марки ДН-6,3 на аналогичные;
ремонт внутреннего трубопровода, покраска и обслуживание запорной арматуры.
Установить срок исполнения решения суда 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Хабаровском краевом суде через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Руденко
Решение в окончательной форме изготовлено судом 01 марта 2019 года.
Судья А.В. Руденко