Дело № 2а-82/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 февраля 2018 года с. Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Ондар Ч.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Н.А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на размещение на официальном сайте информации об исполнении местного бюджета, численности служащих органа местного самоуправления, работников учреждений,
с участием заместителя прокурора <адрес> Республики Тыва Т.Л.А.,
у с т а н о в и л :
прокурор <адрес> Н.А.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации сельского поселения <адрес>, указывая на то, что по результатам проведенной проверки исполнения органами местного самоуправления требований Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» выявлены нарушения. В частности в нарушение требований ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 4, 10, 13, 14 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Администрацией <адрес> ненадлежащим образом исполняется обязанность пол размещению на официальном сайте администрации <адрес> <данные изъяты> информации о своей деятельности, в том числе информации о своей деятельности, об исполнении местного бюджета, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 2016 год и истекший период 2017 года. По результатам данной проверки в адрес председателя администрации муниципального образования 09 июня 2017 года внесено представление. Однако, до настоящего времени в прокуратуру района информация об устранении указанных нарушений не поступала. В связи с чем прокуратурой района проведена контрольная проверка на предмет фактического устранения выявленных нарушений. По результатам проверки установлено, что администрацией <адрес> создан новый официальный сайт с доменным именем <данные изъяты>. В ходе мониторинга установлено, что на данном сайте имеется отдельный раздел «Муниципалитеты» с подразделом «<адрес>». Однако, в ходе проверки установлено, что подраздел «<адрес>» пустой, не содержит никакой информации о деятельности сельского поселения «<адрес>», в том числе информации об исполнении местного бюджета, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 2016 год и истекший период 2017 год. Вследствие не принятия мер администрацией муниципального образования, направленных на размещение вышеуказанной информации на официальном сайте администрации <адрес> <данные изъяты> нарушаются права неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <адрес> по непринятию мер, направленных на размещение на официальном сайте администрации муниципального района <адрес> <данные изъяты> информации об исполнении местного бюджета, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 2016 год и истекший период 2017 года; возложить обязанность на администрацию сельского поселения <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда разместить на официальном сайте муниципального района <адрес> с доменным именем <данные изъяты> информации об исполнении местного бюджета, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 2016 год и истекший период 2017 года.
В судебном заседании заместитель прокурора административное исковое заявление поддержала по основаниям, указанным в нем.
Представители Администрации сельского поселения <адрес> и Администрации муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Исходя из содержания данной правовой нормы, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц либо реальная угроза их нарушения.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" одним из основных принципов муниципальной службы является доступность информации о деятельности муниципальных служащих.
Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса РФ один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией).
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. В силу ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет"; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.При этом статьей 10 вышеуказанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.Также статьей 13 указанного закона предусмотрено, что в сети «Интернет» органом местного самоуправления размещается информация, в том числе сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств; информация о кадровом обеспечении. Согласно представлению, вынесенному заместителем прокурора <адрес> О.А.В. 09 июня 2017 года в адрес администрации сельского поселения <адрес>, по результатам проведенной проверки установлено, что на официальном сайте <адрес> <данные изъяты> отсутствует обязательная информация о деятельности администрации сельского поселения <адрес>, в частности информация о структуре администрации, хурала представителей, контактные данные, сведения о полномочиях, задачах и функциях структурных подразделений органов, а также перечень правовых актов, определяющих эти полномочия, задачах и функциях; сведения о руководителях органов местного самоуправления; перечнях информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся введении органов местного самоуправления, подведомственных организаций; муниципальных правовых актов, изданных органами местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов; информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; административных регламентах, стандартах муниципальных услуг; сведения об использовании органами местного самоуправления, подведомственными организациями, выделяемых бюджетных средств, бюджете муниципального образования на 2017 год и плановые периоды 2018-2019 годов, отчеты об исполнении бюджета, информация о кадровом обеспечении. Администрацией муниципального образования не принят акт, регулирующий вопросы размещения на сайте соответствующей информации, сроках ее обновления, вследствие чего при мониторинге сайтов установлена недостаточность, труднодоступность, неактуальность размещенной информации. Указанное стало возможно вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей со стороны должностных лиц администрации, отсутствия организованности работы и контроля, что влечет нарушение прав граждан на получение полной, достоверной, актуальной информации о деятельности администрации и хурала представителей муниципального образования. Требует рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению вышеуказанных нарушений, их причин и условий, им способствующих. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц. Согласно акту, составленному помощником прокурора района И.Б.Ш. 25 декабря 2017 года, в ходе мониторинга официального сайта <адрес> <данные изъяты> установлено, что на данном сайте имеется отдельный раздел «Муниципалитеты», который содержит подразделы для всех сельских поселений муниципального района. Однако, в данных подразделах какая-либо информация отсутствует. Согласно пояснению системного администратора администрации <адрес> Б.Э.А., к нему какая-либо информация для размещения на официальный сайт из администраций сельских поселений не поступала. Согласно ответу на запрос прокурора района от имени председателя администрации <адрес> С.А.О. от 25 декабря 2017 года, официальный сайт администрации <адрес> под доменом <данные изъяты> изменен на домен <данные изъяты> с 13 ноября 2017 года. Распоряжением председателя администрации муниципального района <адрес> С.А.О. от 13 ноября 2017 года, официальный сайт <данные изъяты> признан недействительным с 13 ноября 2017 года и с этой даты введен в действие официальный сайт под доменом <данные изъяты>. На органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, в частности информации об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств; о кадровом обеспечении.Вместе с тем, представленными материалами прокурора установлено, что на «Интернет» сайте администрации <адрес> под доменом <данные изъяты> отсутствует информация об исполнении местного бюджета, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 2016 год и истекший период 2017 года.Также следует отметить, что представитель административного ответчика не отрицал наличие указанных нарушений закона и обязался устранить. Таким образом, судом установлено, что администрация сельского поселения «<адрес>», не исполняя возложенные законом на нее обязанности, не обеспечила доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления, в частности информации об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств; о кадровом обеспечении. Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком не выполняется возложенная законном обязанность по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, то требования прокурора обоснованы, полагая, что ненадлежащее исполнение ответчиком указанных обязанностей влечет ущемление прав и интересов неопределенного круга лиц на публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах, суд признает бездействие администрации муниципального образования незаконным и возлагает обязанность разместить на официальном сайте информацию об исполнении местного бюджета, численности служащих органа местного самоуправления, работников учреждений.
Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, имеющих право на публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Для реального исполнения решения суда суд считает необходимым установить срок исполнения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, считая данный срок разумным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление прокурора <адрес> Н.А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на размещение на официальном сайте информации об исполнении местного бюджета, численности служащих органа местного самоуправления, работников учреждений – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер для размещения на официальном сайте информации об исполнении местного бюджета, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 2016 год и истекший период 2017 года.
Возложить на Администрацию сельского поселения <адрес> обязанность принять меры по размещению информации:
- об исполнении местного бюджета;
- о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 2016 год и истекший период 2017 года.
Сообщить об исполнении решения суду им прокурору <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2018 года (с учетом выходных дней 17 и 18 февраля 2018 года).
Судья С.Ш. Манчыылай