Решение по делу № 33-17357/2024 от 08.05.2024

Судья: фио                             Дело <данные изъяты>

50RS0<данные изъяты>-37

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московская область                       03 июня 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

Председательствующего Глумовой Л.А.,

судей Потаповой С.В., Федуновой Ю.С.,

при помощнике судьи Андреевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску фио, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка фио к Администрации городского округа Жуковский о возложении обязанности предоставить жилое помещение, взыскании судебных расходов,

по апелляционной жалобе фио на решение Жуковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,

заслушав доклад судьи фио, объяснения явившихся лиц, в том числе с использованием видеоконференцсвязи,

    УСТАНОВИЛА:

Истец обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что фио и фио являются собственниками двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>. В собственности истца фио находится 13/16 доли в праве общей долевой собственности, в собственности фио 3/16 доли в праве общей долевой собственности.

Протоколом межведомственной комиссии по признанию жилого помещения муниципального жилищного фонда непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции <данные изъяты> от <данные изъяты> многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее истцам помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации городского округа Жуковский от <данные изъяты> <данные изъяты> многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение, включен в Государственную программу <данные изъяты> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <данные изъяты> на 2019-2025 годы» в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» с плановой датой окончания переселения IV <данные изъяты> года.

В рамках реализации названной Программы, ответчиком предложено для предоставления жилое помещение - однокомнатная квартира, находящаяся по адресу: <данные изъяты>, площадью 34,4 кв.м.

От предоставления данного жилого помещения истцы отказались, поскольку по своим техническим характеристикам оно состоит из меньшего количества жилых комнат, чем в жилом помещении, принадлежащем истцам (предложенное помещение состоит из одной жилой комнаты, в то время как принадлежащая истцам квартира состоит из двух комнат).

Министерством строительного комплекса <данные изъяты> <данные изъяты> в адрес Администрации <данные изъяты> направлены рекомендации, согласно которым при предоставлении квартиры взамен помещения в аварийном доме должны быть учтены потребительские свойства, определяемые в том числе количеством комнат.

Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истец имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

В рассматриваемом случае истцы избрали способ реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в виде предоставления другого жилого помещения в собственность. В этом случае жилое помещение предоставляется собственнику на условиях и в порядке, предусмотренных адресной программой по переселению из аварийного жилищного фонда.

Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

На основании изложенного, истец просит суд возложить на Администрацию городского округа <данные изъяты> обязанность предоставить в общую долевую собственность СвечниковойЗульфиеСахатовне (13/16 доли в праве общей долевой собственности), фио (3/16 доли в праве общей долевой собственности) благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32,8 кв.м., состоящее из 2 жилых комнат, в границах Жуковского городского округа <данные изъяты>; взыскать с Администрации Жуковского городского округа <данные изъяты> в пользу фио за счет средств казны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец фио и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчик: Представитель Администрации городского округа Жуковский в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истцов.

Представитель третьего лица Окружного управления социального развития <данные изъяты> Министерства социального развития <данные изъяты> в судебном заседании просила суд принять решение с учетом интересов несовершеннолетнего фио

Представитель третьего лица Министерства строительного комплекса <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен.

Решением Жуковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований фио, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка фио к Администрации городского округа Жуковский – отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В судебном заседании апелляционной инстанции фио, поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель фиофио явилась в Октябрьский районный суд <данные изъяты>., поддержал апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить.

Представитель Администрации городского округа Жуковский – фифиоо, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судом первой инстанции установлено, также из материалов дела следует, что фио является собственником 13/16 доли жилого помещения по адресу: <данные изъяты>. фио является собственником 3/16 доли в указанном жилом помещении, что подтверждается выпиской из ЕГРН в материалах дела.

Указанная квартира состоит из 2-х жилых комнат площадью 13,1 кв.м. и 6,3 кв.м., общая площадь квартиры составляет 32,8 кв.м. (л.д. 36-38)

Протоколом межведомственной комиссии по признанию жилого помещения муниципального жилищного фонда непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции <данные изъяты> от <данные изъяты> многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее истцам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации городского округа Жуковский от <данные изъяты> <данные изъяты> многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение истцов, включен в Государственную программу <данные изъяты> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <данные изъяты> на 2019-2025 годы» в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» с плановой датой окончания переселения IV <данные изъяты> года.

В рамках реализации названной Программы, истцам ответчиком было предложено для переселения жилое помещение - однокомнатная квартира, находящаяся по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 34,4 кв.м.

Истцы от указанного варианта переселения отказались, полагая, что орган местного самоуправления обязан предоставить им иной вариант квартиры в виде двухкомнатной квартиры площадью не менее 32,8 кв.м

От компенсации стоимости принадлежащей им квартиры в виде денежных средств истцы также отказались, что подтверждается копией заявления фио в Администрацию г.о. Жуковского от <данные изъяты> № С-828.

В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Постановлением Администрации городского округа Жуковский от 06.10.2022 №1753 утверждена муниципальная программа городского округа Жуковский «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» (далее- муниципальная программа).

Аварийный дом включен в муниципальную программу в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Источником финансирования муниципальной программы в части реализации переселения граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется за счет средств консолидированного бюджета <данные изъяты>, в пределах средств, предусмотренных Государственной программой <данные изъяты> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <данные изъяты> на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении Государственной программы <данные изъяты> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <данные изъяты> на 2019-2025 годы».

В соответствии с государственной программой <данные изъяты> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <данные изъяты> на 2019-2025 годы» в городском округе Жуковский 8 аварийных домов площадью 4178,90 кв.м. подлежат расселению. Способом расселения был выбран - приобретение жилья в строящемся многоквартирном доме.

Стартовым участком для расселения был выбран земельный участок по адресу: <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты>. Договор аренды с застройщиком ООО «СК Межрегионстрой» заключен в мае 2021 года сроком до 10.09.2028г., по которому арендатор обязуется передать 107 помещений, предусмотренных программой.

Квартира, принадлежащая истцам на праве собственности, входит в число квартир подлежащих переселению в этом этапе.

При принятии муниципальной программы городского округа Жуковский «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», Администрацией было принято решение в случае превышения запроектированной площади жилых помещений по отношению к расселяемой (дополнительные метры), производить их финансирование за счет средств бюджета муниципального образования.

Предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений установлена в размере 108 488 руб., в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, на первое полугодие 2022 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2023 года» для жилых помещений, по которым контракты на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многоквартирных домов, соглашения на выкуп жилых помещений или иные типы контрактов будут профинансированы после <данные изъяты>.

Таким образом, размер запланированных бюджетных средств на покупку предлагаемого истцам варианта составил 3 731 987,2 руб.

В целях реализации муниципальной программы по переселению из аварийного фонда был заключен муниципальный контракт <данные изъяты>-мк/2023 с ООО специализированный застройщик «СК Межрегионстрой» на приобретение квартиры в многоквартирном доме гражданам, переселяемым из аварийного многоквартирного жилого дома.

В соответствии с контрактом продавец передает в собственность покупателю квартиру, которая будет расположена в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, общей площадью не менее 34,38 кв.м. Цена Контракта составила 3 729 817,44 руб.

В целях определения выкупной стоимости жилого помещения, принадлежащего на праве собственности истцам, Администрацией заключен муниципальный контракт с ИП фио

По результатам проведения оценки ИП фио установлено, что выкупная стоимость помещения, признанного аварийным, по адресу: <данные изъяты>, 1 этаж, составляет 1 484 438 руб.

После отказа истцов от предложенного жилого помещения общей площадью 34,4 кв.м. Администрация обратилась к застройщику с вопросом о возможности изменения количества комнат в строящемся жилом помещении.

Письмом от <данные изъяты> <данные изъяты> ООО «СК Межрегионстрой» сообщило о невозможности изменения количества комнат ввиду нормативных требований к минимальным площадям жилых помещений, установленных распоряжением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>РВ-2880 «Об утверждении Концепции жилых домов для реализации на территории <данные изъяты> для применения при проектировании многоквартирных домов в целях переселения граждан из аварийного жилого фонда».

Данной концепцией установлены нормативные требования к минимальным площадям жилых помещений при формировании комплекта документации по разделам, для применения при планировании и проведении проектно-изыскательских работ современных рациональных и комфортных объектов жилого назначения для проживания и расселения аварийного жилого фонда.

Так, Концепцией установлено, что площадь двухкомнатных квартир в соответствии с нормативами не могут быть менее 41,5 кв.м., что значительно превышает требуемую в соответствии с <данные изъяты> и ведет к увеличению стоимости жилых помещений, приобретаемых Администрацией, и соответственно, к значительному увеличению расходов бюджетов <данные изъяты> и муниципального образования - городской округ Жуковский на реализацию программы переселения из аварийного фонда, что, в свою очередь, может привести к нарушению жилищных прав других лиц, участвующих в программе в связи с отсутствием денежных средств на реализацию программы.

Администрацией был направлен запрос в ООО «СК Межрегионстрой» о размере рыночной стоимости 1 кв.м. двухкомнатных квартир на объекте по адресу: <данные изъяты>. В соответствии с ответом застройщика от <данные изъяты> <данные изъяты>, рыночная стоимость 1 кв.м. двухкомнатных квартир на объекте составляет 181 064 руб., что значительно превышает стоимость, установленную законодательством РФ.

Также, Администрацией сделаны запросы в риэлтерские конторы <данные изъяты>, занимающиеся продажей жилых помещений. Согласно представленным по запросам сведениям, двухкомнатные квартиры общей площадью 32,8 кв.м., жилой площадью 19,4 кв.м. отсутствуют на рынке в г.о. Жуковский.

Руководствуясь ст. 32 ч. 1 ЖК РФ, ст. 32 ч. 8 ЖК РФ, ст. ст. 86, 89 ЖК РФ, ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, так как закон не предусматривает обязанности органа местного самоуправления предоставить истцам другое жилое помещение взамен изымаемого, законодательством предусмотрено, что обязанность органов власти лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения в соответствии со ст.32 ЖК РФ либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено иное жилое помещение, стоимость которого засчитывается в выкупную цену. Материалами дела установлено, что соглашение между сторонами не достигнуто.

Довод апелляционной жалобы о том, что истцу было предложено жилое помещение, а именно однокомнатная квартира площадью 34,4кв/м2, площадь квартиры истца не устроила, поскольку в связи с техническими характеристиками квартира состоит из меньшего количества жилых комнат, судебная коллегия отклоняет, так как истцу была предложена компенсация стоимости принадлежащей ей квартиры в виде денежных средств, от чего истец отказалась, судебная коллегия учитывает, что в соответствии со статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14). Соглашения иного характера между сторонами не достигнуто.

Доводы апелляционной жалобы, проверялись судом в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 67, 196, 198 ГПК РФ, однако были признаны несостоятельными как не подтвержденные достоверными и достаточными доказательствами.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Согласно ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Приведенным требованиям закона постановленное решение суда отвечает.

         Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права, все обстоятельства были предметом обсуждения в суде первой инстанции, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что выводы судебного решения мотивированы со ссылкой на исследованные в судебном заседании доказательства, нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения. Судом первой инстанции также правильно применены нормы материального права, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи, с чем решение суда является законным и обоснованным, а потому оснований для его отмены не имеется.

Доводы апелляционной жалобы,    сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, которые оценены судом первой инстанции по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, что предусмотрено положениями ст. 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки выводов суда судебная коллегия не находит.

Оснований для иной правовой оценки спорных правоотношений, указанных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит, поскольку таковая оценка основана на ошибочном применении норм материального права.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Жуковского городского суда Московской области от 5 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио – без удовлетворения.

             Председательствующий судья

             Судьи

33-17357/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Свечникова Зульфия Сахатовна
Информация скрыта
Ответчики
Администрация г.о. Жуковский
Другие
Окружное Управление социального развития №5 Министерства социального развития МО
Квитчук Наталья Валерьевна
Министерство строительного комплекса Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Глумова Лариса Александровна
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
20.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2024Передано в экспедицию
03.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее