Решение по делу № 2а-3227/2021 от 01.07.2021

Дело № 2а-3227/2021

УИД: 59RS0004-01-2021-004580-78

            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2021 года                                 

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,

при секретаре Бикаевой Г.А.,

с участием представителя административного истца Кириллова А.В., по ордеру,

представителя административного ответчика Игнатовой Л.Т., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Хохловой Т.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному иску Сунцевой ФИО7 к Управлению по экологии и природопользованию администрации г. Перми о признании незаконным решения, возложении обязанности,

установил:

    Сунцева Ю.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению по экологии и природопользованию администрации г. Перми (далее также - Управление), просит признать незаконным решение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ , об отказе Сунцевой Ю.И. в предоставлении в аренду лесного земельного участка, возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, предоставив ей в аренду земельный участок площадью 3006 кв.м., с кадастровым номером , по адресу <Адрес>.

В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 500 кв.м., с кадастровым номером , по адресу <Адрес> нежилое здание. По границам (вокруг) земельного участка с кадастровым номером находится земельный участок общей площадью 3006 кв.м. с кадастровым номером , по адресу <Адрес>. Инициатором образования земельного участка с кадастровым номером <Адрес>, является административный истец. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в арендное пользование (по сути организации аукциона на право аренды) земельного участка площадью 3006 кв.м., с кадастровым номером , по адресу <Адрес>, с разрешенным использованием – для осуществления рекреационной деятельности (озеленение, отдых, уход за существующими насаждениями). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление отказало в предоставлении в аренду земельного участка, указав, что при анализе публичной кадастровой карты установлено, что на испрашиваемом лесном участке расположены объекты, данные о правообладателе которых, в Управлении по экологии и природопользованию администрации г. Перми отсутствуют. Решение Управления, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, считает незаконным, поскольку оно не содержит ни одного правового основания для отказа в удовлетворении требований истца.

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, дал пояснения аналогично изложенным в заявлении. Не отрицал, что на земельном лесном участке расположены строения – беседка, ограждение и лавочки, которые установлены истцом. Однако, из заявления административного истца следует, что она обратилась с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, тот факт, что заявление оформлено не в соответствии с утвержденной формой, не свидетельствует о том, что заявление следует рассматривать в порядке Закона № 59-ФЗ, полагает, что фактически заявление Управлением не рассмотрено.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с требованиями не согласилась, дала пояснения аналогично изложенным в письменных возражениях (л.д. 31-34).

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования не поддержала, по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 47-52).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доводы административного искового заявления, доводы отзывов административного ответчика и заинтересованного лица, суд приходит к следующему выводу.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа положений статей 218,?226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 3006 кв.м., по адресу <Адрес>, расположен на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования – под парк &quot; Акуловский&quot, правообладателем участка с ДД.ММ.ГГГГ является Муниципальное образование город Пермь (л.д. 6-18).

Согласно выкопировке публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером , площадью 3006 кв.м., по адресу <Адрес>, расположен на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения иных объектов (территорий) рекреационного назначения, по документу – под парк «Акуловский» (л.д. 43).

ДД.ММ.ГГГГ Сунцева Ю.И. обратилась в Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду лесного земельного участка общей площадью 3006 кв.м., с кадастровым номером , по адресу <Адрес>, указав, что он является смежным к основному земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу <Адрес>, находящемуся в собственности заявителя. Земельный участок испрашивается для осуществления рекреационной деятельности (озеленение, отдых, уход за существующими насаждениями) (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес заявителя Сунцевой Ю.И. направлено письмо , в котором указано – на Ваше письмо о предоставлении в аренду лесного участка с кадастровым номером для осуществления рекреационной деятельности сообщаем, что указанный участок входит в границы квартала 27 Нижне-Курьинскго участкового лесничества. При анализе публичной кадастровой карты установлено, что на испрашиваемом лесном участке расположены объекты, данные о правообладателе которых в управлении по экологии и природопользованию отсутствуют. До установления правообладателя объектов, законности их размещения в границах Пермского городского лесничества предоставление участка не представляется возможным (л.д. 20).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.

Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 218 "Об управлении по экологии и природопользованию администрации города Перми" утверждено Положение об управлении по экологии и природопользованию администрации города Перми.

Согласно п. 2.2 Положения основными задачами в деятельности Управления являются, в том числе: осуществление полномочий администрации города Перми (в части, установленной настоящим Положением) по управлению и распоряжению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством, обеспечение оформления прав на лесные участки в целях обеспечения собираемости платежей за использование таких участков, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Перми, охрана особо охраняемых природных территорий местного значения на территории города Перми и управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения на территории города Перми.

По информации МКУ «Пермское городское лесничество» земельный участок площадью 3008 кв.м., по адресу <Адрес>, находится в квартале 27 выделах 26,30 Нижне-Курьинского участкового лесничества Пермского городского лесничества.

МКУ «Пермское городское лесничество» неоднократно направляло в Управление информацию о самовольном захвате территории с кадастровым номером с сентября 2018 года, незаконном установлении забора и строений, благоустройстве территории (л.д. 53-70).

Сведений о принятии Управлением каких-либо мер реагирования в целях осуществления контроля за городскими лесами, суду не представлено.

В силу ст. 41 Лесного кодекса РФ, леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (ч. 4 ст. 41 ЛК РФ).

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (ч. 1,2 ст. 71 ЛК РФ).

В силу ч. 1 ст. 72 ЛК РФ, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 73.1 ЛК РФ).

Часть 3 ст. 73.1 ЛК РФ установливает, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 настоящего Кодекса; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса; нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

В силу п. 3.2. Положения, в целях исполнения функций по осуществлению полномочий администрации города Перми (в части, установленной настоящим Положением) по управлению и распоряжению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством, обеспечению оформления прав на лесные участки в целях обеспечения собираемости платежей за использование таких участков, организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Перми, охране особо охраняемых природных территорий местного значения на территории города Перми и управлению в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения на территории города Перми Управление: заключает договоры аренды лесных участков, безвозмездного пользования лесными участками, а также предоставляет лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование на основаниях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (п.п. 3.2.17); принимает решение о проведении либо об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в муниципальной собственности города Перми, и лесного участка, государственная собственность на который не разграничена (п.п. 3.2.27).

Предоставление муниципальной услуги - предоставление лесных участков в аренду без проведения торгов, осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления управлением по экологии и природопользованию администрации города Перми муниципальной услуги "Предоставление лесных участков в аренду без проведения торгов, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 28.12.2018 N 1088.

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача подписанного начальником Управления распоряжения о предоставлении лесных участков без проведения торгов (далее - распоряжение начальника Управления) и договора аренды лесного участка, подписанного начальником Управления (далее - договор), либо направление уведомления об отказе в оказании муниципальной услуги (п. 2.2 Регламента).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: в письменной форме или в форме электронного документа заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту (далее - Заявление).

Заявление, направленное по почте либо поданное путем личного обращения Заявителя в Управление по предварительной записи, должно соответствовать требованиям, установленным пунктами 2.8.1, 2.8.2, 2.8.3 настоящего Регламента.

Заявление, направленное в форме электронного документа с использованием Единого портала либо направленное в форме электронного документа на электронную почту, должно соответствовать требованиям, установленным пунктами 2.8.1, 2.8.2 настоящего Регламента (п. 2.6 Регламента).

В соответствии с п. 2.10 Регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

наличие в отношении лесного участка, на который претендует Заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а также случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации);

подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных пунктами 2.8.1, 2.8.2, 2.8.3 настоящего Регламента;

представление Заявителем недостоверных сведений;

запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке;

несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка Лесохозяйственному регламенту;

площадь лесного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в проектной документации лесного участка, в соответствии с которой такой участок образован, более чем на 10%.

Учитывая вышеизложенные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми, как орган наделенный полномочиями по распоряжению лесными участками, при рассмотрении заявления Сунцевой Ю.И. о предоставлении в аренду лесного земельного участка должен был либо принять решение о проведении либо об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды, либо распоряжение или уведомление в соответствии с п. 2.2 Административного регламента, чего при рассмотрении заявления (обращения) Сунцевой Ю.И. сделано не было, соответственно заявление административного истца по существу не рассмотрено.

Доводы административного ответчика о том, что заявление Сунцевой Ю.И. было классифицировано как обращение и на него дан ответ в порядке ФЗ «О рассмотрении обращений граждан» нельзя признать законными, поскольку порядок рассмотрения заявлений о предоставлении в аренду лесных участков, как без проведения торгов, так и в случае проведения аукциона, предусмотрен вышеизложенными нормами действующего законодательства, в связи с чем оснований для рассмотрения заявления в порядке Закона № 59-ФЗ у Управления не имелось.

Доводы административного ответчика о том, что заявление Сунцевой Ю.И. не соответствовало установленной форме, также отклоняются судом, поскольку в заявлении была сформулирована цель его подачи – оформление в аренду лесного земельного участка, в случае, если заявление не соответствует установленной форме, оно подлежит возврату на основании п. 2.10 Регламента, при этом, в оспариваемом ответе Управлением на это не указано.

Таким образом, фактически отказывая Сунцевой Ю.И. в предоставлении в аренду лесного участка, Управление в оспариваемом письме не указывает правовых оснований к отказу, предусмотренных действующим законодательством.

В связи с чем, решение Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ , об отказе в предоставлении в аренду лесного земельного участка, нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым возложить на Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Сунцевой ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду лесного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ, следует возложить на Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также административному истцу об исполнении настоящего решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным решение Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ , об отказе в предоставлении в аренду лесного земельного участка.

Возложить на Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Сунцевой ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду лесного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Управлению по экологии и природопользованию администрации г. Перми в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу об исполнении настоящего решения суда.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья подпись                     Т.А. Евдокимова

Копия верна. Судья

Мотивированное решение изготовлено 13.09.2021 года.

Подлинник документа находится в материалах

административного дела № 2а-3227/2021

в Ленинском районном суде г. Перми.

2а-3227/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сунцева Юлия Игоревна
Ответчики
Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми
Другие
МКУ «Пермское городское лесничество»
Кириллов Андрей Викторович
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Евдокимова Т.А.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
01.07.2021Регистрация административного искового заявления
02.07.2021Передача материалов судье
06.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
30.08.2021Судебное заседание
13.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее