Решение по делу № 33-2632/2022 от 18.02.2022

УИД 59RS0007-01-2021-000290-82

Судья Князева О.Г.

Дело № 33-2632/2022 (2-2647/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Лобанова В.В., Лапухиной Е.А.,

при секретаре Косогоровой К.Б.

рассмотрела 16 марта 2022 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе МВД России, ГУ МВД РФ по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г.Перми от 05 августа 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования Шайхиева Василия Галимзяновича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по ****, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании права на получение единовременной социальной выплаты, изменив дату постановки на учет; изменении уникального номера - удовлетворить.

Возложить на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю обязанность внести изменения в дату постановки Шайхиева Василия Галимзяновича с членами семьи на учет на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с 13.02.2015 на 23.12.2014 путем внесения изменений уникального номера с №** на №**.

Дополнительным решением Свердловского районного суда г.Перми от 17 декабря 2021 года постановлено:

Исковые требования Шайхиева Василия Галимзяновича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты, изменив дату постановки на учет; изменении уникального номера удовлетворить.

Признать за Шайхиевым Василием Галимзяновичем право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с даты подачи им заявления 23.12.2014.

Возложить на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю обязанность внести изменения в дату постановки Шайхиева Василия Галимзяновича с членами семьи на учет на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с 13.02.2015 на 23.12.2014 путем внесения изменений уникального номера с №** на №**.

Исковые требования Шайхиева Василия Галимзяновича к Министерству внутренних дел Российской Федерации – оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Лапухиной Е. А., пояснения представителя ответчиков Рогожниковой Е.Ю., возражения представителя истца Чепкасовой Ю.Н., судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Истец Шайхиев В.Г. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты с момента очередности принятия на учет, изменив дату постановки на учет; об изменении уникального номера.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел с 30.09.1994 по 08.09.2015. В настоящее время является пенсионером по линии МВД РФ. 27.04.1995 с семьей он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако, в последующем с данного учета снят. 13.02.2015 он вновь с семьей принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с присвоением уникального номера **. При этом датой фактического его волеизъявления является 23.12.2014. Считает, что действиями ответчика по исключению его из списка лиц, состоящих на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с 27.04.12995, а также постановке на учет для получения единовременной выплаты 13.02.2015 без учета момента осуществления данного волеизъявления 23.12.2014, нарушены его права.

На основании изложенного, с учетом представленного в порядке ст. 39 ГПК РФ уточненного иска, истец просил возложить обязанность на ГУ МВД России по Пермскому краю признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности принятия на учет с 23.12.2014; внести изменения в дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 13.02.2015 на 23.12.2014 и изменения с уникального номера № ** на №**.

Определением суда в качестве соответчика по делу привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Судом постановлено приведенное выше решение и дополнительное решение.

В апелляционной жалобе ответчики ГУ МВД России по Пермскому краю, МВД России просят отменить решение суда от 05.08.2021, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неверное применение и толкование норм материального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель истца Чепкасова Ю.Н., с доводами жалобы не согласилась, представитель ответчиков Рогожникова Е.Ю., на доводах жалобы настаивала.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным начать рассмотрение дела при данной явке.

Проверив материалов дела, заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шайхиев В.Г. проходил службу в органах внутренних дел с 30.09.1994 по 08.09.2015 и имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 247-ФЗ, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.

Имея необходимый стаж с целью реализации указанных выше положений Закона, 23.12.2014 истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его составом семьи из 4 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, представив необходимые документы, указанные в п. 5 Правил.

Решением ЦЖБК ГУ МВД России по Пермскому краю от 13.02.2015 (Выписка из протокола № 1 заседания ЦЖБК ГУ МВД России по Пермскому краю от 06.02.2015), утвержденным распоряжением ГУ МВД России по Пермскому краю от 13.02.2015, Шайхиев В.Г. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с семьей составом из 4 человек.

Дата принятия на учет в распоряжении и протоколе не указана.

Шайхиев В.Г. обратился в ГУ МВД России по Пермскому краю с жалобой (обращением) от 30.11.2019, а также дополнением к жалобе (обращению) от 31.07.2020 о получении сведений о наличии решения о снятии с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в установленном законом порядке.

Письмом от 03.09.2020 Врио начальника тыла ГУ МВД России по Пермскому краю Шайхиеву В.Г. сообщено о том, что 13.02.2015 он принят на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (уникальный номер **) как сотрудник органов внутренних дел, в настоящее время состоит на данном учете как пенсионер МВД России. Также предоставлена информация о том, что предоставление единовременной социальной выплаты сотрудникам (пенсионерам) в 2020 году проводится в пределах выделенных МВД России бюджетных ассигнований и в порядке единой очереди принятия на учет в МВД России. Указано, что в настоящее время обеспечиваются единовременной социальной выплатой в соответствии с ФЗ от 19.07.2011 № 247-ФЗ очередники с датой постановки на учет по 16 ноября 2012 года включительно.

Обращаясь с настоящим иском, Шайхиев В.Г. ссылался на то, что действиями ответчика по постановке его в очередь для получения единовременной выплаты 13.02.2015 без учета момента подачи им заявления 23.12.2014, нарушены его права и законные интересы.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел, Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", Порядком формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержденных Приказом МВД РФ № 207 от 30.03.2012, и исходил из того, что реализация права на получение единовременной социальной выплаты носит заявительный характер, правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органов внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имеет дата приема заявления сотрудника на получение единовременной социальной выплаты и приложенных к нему документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии, в связи с чем он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления. Поскольку с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты истец обращался к ответчику 23.12.2014, суд пришел к выводу, что ответчик обязан принять истца на учет именно с указанной даты.

Учитывая, что постановка истца на учет с 13.02.2015 нарушает права истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты, суд удовлетворил требования истца в части, признал право истца на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи им заявления 23.12.2014, а также возложил на ГУ МВД России по Пермскому краю обязанность внести изменения в уникальный номер с №** на №**. При этом суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований, заявленных к МВД России, отказав истцу в этой части иска.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).

Согласно пункта 15 Правил (в ранее действующей редакции) решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.

Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Таким образом, при определении порядка очередности получения выплаты учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.

В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 предписано указывать дату принятия сотрудника на учет, соответствующую дате правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.

Анализ норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет. При этом определения даты постановки на учет законодательство не содержит, а из положений Правил следует, что в качестве даты принятия на учет указывается дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти.

Согласно пункту 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.

Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД РФ от 30 марта 2012 года N 207 (далее - Порядок), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.

Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 - код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).

Принимая решение суда об удовлетворении требований истца в части, первой инстанции пришел к выводу о том, что принятие истца с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты с 13.02.2015, как и указание данной даты при присвоении уникального номера, создает угрозу нарушения права истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью по стажу работы и дате приема заявления – 23.12.2014.

При этом вышеуказанные правовые нормы, исходя из их толкования относительно порядка постановки на учет для получения единовременной выплаты и присвоения уникального номера в базе данных, судом первой инстанции учтены не были.

В целях проверки доводов жалобы и соблюдения ответчиком очередности постановки на учет и присвоения уникального номера в отношении истца судебной коллегией были приняты новые доказательства и обозревались подлинные журналы учета и протокол жилищно-бытовой комиссии от 13.02.2013.

Из протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю от 06.02.2013, утвержденного распоряжением от 13.02.2013 следует, что на заседании комиссии были рассмотрены заявления сотрудников, подавших заявления о постановке на учет в декабре 2014 года, среди них рассмотрено заявление Шайхиева В.Г., подавшего заявление 23.12.2014.

Из анализа журнала учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты следует, что сведения о сотрудниках, принятых на учет, внесены в хронологическом порядке с рассмотрением их заявлений в протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии от 13.02.2015, в соответствующих графах занесены сведения как о дате подачи заявлений в декабре 2014, так и дате принятия на учет, в графе «дата принятия на учет» в том числе указаны сведения о дате подачи заявления и дате утверждения решения жилищно-бытовой комиссии 13.02.2015. Так, среди лиц, поставленных на учет, значится Шайхиев В.Г. под номером 1771, в графе « дата подачи заявления» указано – 23.12.2014, в графе «дата принятия на учет» значится – «23.12.2014 решение 13.02.2015». Перед истцом за порядковым номером 1770 в журнал внесены сведения о лице, который имеет стаж службы, большей продолжительности, чем истец, с датой подачи заявления 18.12.2014 и принятия решения о постановке на учет 13.02.2015. Среди лиц, которые подали заявления в одну с истцом дату 23.12.2014, именно истец ранее значится с порядковым номером. Соответственно, под порядковыми номерами, находящимися после истца, включены сведения о лицах, которые в том числе подали заявления ранее истца (то есть до 23.12.2014), но решения по ним утверждено 13.02.2015.

При этом согласно представленных скриншотов страниц базы данных МВД России, следует, что при внесении сведений для присвоения уникального мера используются такие разделы как - «основные данные», предусматривающий графу – дата подачи заявления, раздел « принятие на учет», предусматривающий графы – номер распоряжения о принятии на учет, дата распоряжения о постановке на учет. В отношении истца при формировании указанной базы внесены сведения в графу – дата подачи заявления – 23.12.2014, в графу номер распоряжения о принятии на учет - 1/57, дата распоряжения о постановке на учет - 13.02.2015. Исходя из указанных данных присвоен уникальный номер - **.

Также ответчиком представлены сведения о внесенных в базу данных относительно лиц, по которым принято решение от 13.02.2015 и указанных в журнале учета. Из анализа представленных данных следует, что в отношении указанных лиц в соответствующие графы внесены сведения о дате подачи заявлений и дате постановки на учет (дате распоряжения), которая у всех указанных лиц значится как 13.02.2015, в присвоенных уникальных номерах содержатся цифровые значения с 7 по 12 – 1302105.

Кроме того, согласно представленной справки ГУ МВД России по Пермскому краю, в 2021 произведена выплата сотрудникам (в том числе пенсионерам МВД России), которые приняты на учет для предоставления единовременной социальной выплаты по 22 декабря 2012 года включительно. Сотрудникам (пенсионерам МВД России), принятым на соответствующий учет после 22.12.2012 по настоящее время, в 2022 единовременная выплата для приобретения или строительства жилого помещения не предоставлялась.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит, что требования пункта 20 Правил о внесении в книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты в порядке очередности с учетом стажа службы и даты подачи заявления, в отношении истца не нарушены. Соответствующие сведения при формировании уникального номера в базу данных внесены в соответствии с положениями Приказа МВД РФ № 207 от 30.03.2012 с учетом предусмотренных граф и их назначения, имеющихся данных в отношении истца как о дате подачи им заявления, так и о дате распоряжения об утверждении решения жилищно-бытовой комиссии. При этом решение жилищно-бытовой комиссии принято и утверждено в предусмотренные п.15 Правил сроки. Более того, до настоящего времени единовременная социальная выплата лицам, подавшим заявления в 2014, не предоставлялась, тем самым возможность получения иными сотрудниками, вставшими на учет позже истца, единовременной выплаты ранее него, не подтверждена.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для вывода о нарушении со стороны ответчиков прав истца на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты подачи им заявления, как и необходимости внесения изменений в присвоенный уникальный номер при формировании базы данных, не имеется.

В этой связи решение суда и дополнительное решение суда в части удовлетворения требований Шайхиева В.Г. к ГУ МВД России по Пермскому краю не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене (п.п.2,4 п.1 ст.330 ГПК РФ) с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Шайхиева В.Г. к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления 23.12.2014, внесении изменения в дату постановки на учет путем изменении уникального номера. В остальной части решение суда об отказе в удовлетворении требований истца к МВД РФ подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г.Перми от 05 августа 2021 года и дополнительное решение Свердловского районного суда г.Перми от 17 декабря 2021 года в части удовлетворения требований Шайхиева Василия Галимзяновича отменить.

Принять в данной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Шайхиева Василия Галимзяновича к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления 23.12.2014, внесении изменения в дату постановки на учет путем изменении уникального номера – отказать.

В остальной части решение суда и дополнительное решение суда – оставить без изменения.

Председательствующий - подпись

Судьи подписи

УИД 59RS0007-01-2021-000290-82

Судья Князева О.Г.

Дело № 33-2632/2022 (2-2647/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Лобанова В.В., Лапухиной Е.А.,

при секретаре Косогоровой К.Б.

рассмотрела 16 марта 2022 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе МВД России, ГУ МВД РФ по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г.Перми от 05 августа 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования Шайхиева Василия Галимзяновича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по ****, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании права на получение единовременной социальной выплаты, изменив дату постановки на учет; изменении уникального номера - удовлетворить.

Возложить на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю обязанность внести изменения в дату постановки Шайхиева Василия Галимзяновича с членами семьи на учет на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с 13.02.2015 на 23.12.2014 путем внесения изменений уникального номера с №** на №**.

Дополнительным решением Свердловского районного суда г.Перми от 17 декабря 2021 года постановлено:

Исковые требования Шайхиева Василия Галимзяновича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты, изменив дату постановки на учет; изменении уникального номера удовлетворить.

Признать за Шайхиевым Василием Галимзяновичем право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с даты подачи им заявления 23.12.2014.

Возложить на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю обязанность внести изменения в дату постановки Шайхиева Василия Галимзяновича с членами семьи на учет на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с 13.02.2015 на 23.12.2014 путем внесения изменений уникального номера с №** на №**.

Исковые требования Шайхиева Василия Галимзяновича к Министерству внутренних дел Российской Федерации – оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Лапухиной Е. А., пояснения представителя ответчиков Рогожниковой Е.Ю., возражения представителя истца Чепкасовой Ю.Н., судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Истец Шайхиев В.Г. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты с момента очередности принятия на учет, изменив дату постановки на учет; об изменении уникального номера.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел с 30.09.1994 по 08.09.2015. В настоящее время является пенсионером по линии МВД РФ. 27.04.1995 с семьей он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако, в последующем с данного учета снят. 13.02.2015 он вновь с семьей принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с присвоением уникального номера **. При этом датой фактического его волеизъявления является 23.12.2014. Считает, что действиями ответчика по исключению его из списка лиц, состоящих на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с 27.04.12995, а также постановке на учет для получения единовременной выплаты 13.02.2015 без учета момента осуществления данного волеизъявления 23.12.2014, нарушены его права.

На основании изложенного, с учетом представленного в порядке ст. 39 ГПК РФ уточненного иска, истец просил возложить обязанность на ГУ МВД России по Пермскому краю признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности принятия на учет с 23.12.2014; внести изменения в дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 13.02.2015 на 23.12.2014 и изменения с уникального номера № ** на №**.

Определением суда в качестве соответчика по делу привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Судом постановлено приведенное выше решение и дополнительное решение.

В апелляционной жалобе ответчики ГУ МВД России по Пермскому краю, МВД России просят отменить решение суда от 05.08.2021, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неверное применение и толкование норм материального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель истца Чепкасова Ю.Н., с доводами жалобы не согласилась, представитель ответчиков Рогожникова Е.Ю., на доводах жалобы настаивала.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным начать рассмотрение дела при данной явке.

Проверив материалов дела, заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шайхиев В.Г. проходил службу в органах внутренних дел с 30.09.1994 по 08.09.2015 и имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 247-ФЗ, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.

Имея необходимый стаж с целью реализации указанных выше положений Закона, 23.12.2014 истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его составом семьи из 4 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, представив необходимые документы, указанные в п. 5 Правил.

Решением ЦЖБК ГУ МВД России по Пермскому краю от 13.02.2015 (Выписка из протокола № 1 заседания ЦЖБК ГУ МВД России по Пермскому краю от 06.02.2015), утвержденным распоряжением ГУ МВД России по Пермскому краю от 13.02.2015, Шайхиев В.Г. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с семьей составом из 4 человек.

Дата принятия на учет в распоряжении и протоколе не указана.

Шайхиев В.Г. обратился в ГУ МВД России по Пермскому краю с жалобой (обращением) от 30.11.2019, а также дополнением к жалобе (обращению) от 31.07.2020 о получении сведений о наличии решения о снятии с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в установленном законом порядке.

Письмом от 03.09.2020 Врио начальника тыла ГУ МВД России по Пермскому краю Шайхиеву В.Г. сообщено о том, что 13.02.2015 он принят на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (уникальный номер **) как сотрудник органов внутренних дел, в настоящее время состоит на данном учете как пенсионер МВД России. Также предоставлена информация о том, что предоставление единовременной социальной выплаты сотрудникам (пенсионерам) в 2020 году проводится в пределах выделенных МВД России бюджетных ассигнований и в порядке единой очереди принятия на учет в МВД России. Указано, что в настоящее время обеспечиваются единовременной социальной выплатой в соответствии с ФЗ от 19.07.2011 № 247-ФЗ очередники с датой постановки на учет по 16 ноября 2012 года включительно.

Обращаясь с настоящим иском, Шайхиев В.Г. ссылался на то, что действиями ответчика по постановке его в очередь для получения единовременной выплаты 13.02.2015 без учета момента подачи им заявления 23.12.2014, нарушены его права и законные интересы.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел, Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", Порядком формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержденных Приказом МВД РФ № 207 от 30.03.2012, и исходил из того, что реализация права на получение единовременной социальной выплаты носит заявительный характер, правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органов внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имеет дата приема заявления сотрудника на получение единовременной социальной выплаты и приложенных к нему документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии, в связи с чем он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления. Поскольку с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты истец обращался к ответчику 23.12.2014, суд пришел к выводу, что ответчик обязан принять истца на учет именно с указанной даты.

Учитывая, что постановка истца на учет с 13.02.2015 нарушает права истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты, суд удовлетворил требования истца в части, признал право истца на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи им заявления 23.12.2014, а также возложил на ГУ МВД России по Пермскому краю обязанность внести изменения в уникальный номер с №** на №**. При этом суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований, заявленных к МВД России, отказав истцу в этой части иска.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).

Согласно пункта 15 Правил (в ранее действующей редакции) решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.

Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Таким образом, при определении порядка очередности получения выплаты учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.

В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 предписано указывать дату принятия сотрудника на учет, соответствующую дате правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.

Анализ норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет. При этом определения даты постановки на учет законодательство не содержит, а из положений Правил следует, что в качестве даты принятия на учет указывается дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти.

Согласно пункту 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.

Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД РФ от 30 марта 2012 года N 207 (далее - Порядок), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.

Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 - код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).

Принимая решение суда об удовлетворении требований истца в части, первой инстанции пришел к выводу о том, что принятие истца с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты с 13.02.2015, как и указание данной даты при присвоении уникального номера, создает угрозу нарушения права истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью по стажу работы и дате приема заявления – 23.12.2014.

При этом вышеуказанные правовые нормы, исходя из их толкования относительно порядка постановки на учет для получения единовременной выплаты и присвоения уникального номера в базе данных, судом первой инстанции учтены не были.

В целях проверки доводов жалобы и соблюдения ответчиком очередности постановки на учет и присвоения уникального номера в отношении истца судебной коллегией были приняты новые доказательства и обозревались подлинные журналы учета и протокол жилищно-бытовой комиссии от 13.02.2013.

Из протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю от 06.02.2013, утвержденного распоряжением от 13.02.2013 следует, что на заседании комиссии были рассмотрены заявления сотрудников, подавших заявления о постановке на учет в декабре 2014 года, среди них рассмотрено заявление Шайхиева В.Г., подавшего заявление 23.12.2014.

Из анализа журнала учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты следует, что сведения о сотрудниках, принятых на учет, внесены в хронологическом порядке с рассмотрением их заявлений в протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии от 13.02.2015, в соответствующих графах занесены сведения как о дате подачи заявлений в декабре 2014, так и дате принятия на учет, в графе «дата принятия на учет» в том числе указаны сведения о дате подачи заявления и дате утверждения решения жилищно-бытовой комиссии 13.02.2015. Так, среди лиц, поставленных на учет, значится Шайхиев В.Г. под номером 1771, в графе « дата подачи заявления» указано – 23.12.2014, в графе «дата принятия на учет» значится – «23.12.2014 решение 13.02.2015». Перед истцом за порядковым номером 1770 в журнал внесены сведения о лице, который имеет стаж службы, большей продолжительности, чем истец, с датой подачи заявления 18.12.2014 и принятия решения о постановке на учет 13.02.2015. Среди лиц, которые подали заявления в одну с истцом дату 23.12.2014, именно истец ранее значится с порядковым номером. Соответственно, под порядковыми номерами, находящимися после истца, включены сведения о лицах, которые в том числе подали заявления ранее истца (то есть до 23.12.2014), но решения по ним утверждено 13.02.2015.

При этом согласно представленных скриншотов страниц базы данных МВД России, следует, что при внесении сведений для присвоения уникального мера используются такие разделы как - «основные данные», предусматривающий графу – дата подачи заявления, раздел « принятие на учет», предусматривающий графы – номер распоряжения о принятии на учет, дата распоряжения о постановке на учет. В отношении истца при формировании указанной базы внесены сведения в графу – дата подачи заявления – 23.12.2014, в графу номер распоряжения о принятии на учет - 1/57, дата распоряжения о постановке на учет - 13.02.2015. Исходя из указанных данных присвоен уникальный номер - **.

Также ответчиком представлены сведения о внесенных в базу данных относительно лиц, по которым принято решение от 13.02.2015 и указанных в журнале учета. Из анализа представленных данных следует, что в отношении указанных лиц в соответствующие графы внесены сведения о дате подачи заявлений и дате постановки на учет (дате распоряжения), которая у всех указанных лиц значится как 13.02.2015, в присвоенных уникальных номерах содержатся цифровые значения с 7 по 12 – 1302105.

Кроме того, согласно представленной справки ГУ МВД России по Пермскому краю, в 2021 произведена выплата сотрудникам (в том числе пенсионерам МВД России), которые приняты на учет для предоставления единовременной социальной выплаты по 22 декабря 2012 года включительно. Сотрудникам (пенсионерам МВД России), принятым на соответствующий учет после 22.12.2012 по настоящее время, в 2022 единовременная выплата для приобретения или строительства жилого помещения не предоставлялась.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит, что требования пункта 20 Правил о внесении в книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты в порядке очередности с учетом стажа службы и даты подачи заявления, в отношении истца не нарушены. Соответствующие сведения при формировании уникального номера в базу данных внесены в соответствии с положениями Приказа МВД РФ № 207 от 30.03.2012 с учетом предусмотренных граф и их назначения, имеющихся данных в отношении истца как о дате подачи им заявления, так и о дате распоряжения об утверждении решения жилищно-бытовой комиссии. При этом решение жилищно-бытовой комиссии принято и утверждено в предусмотренные п.15 Правил сроки. Более того, до настоящего времени единовременная социальная выплата лицам, подавшим заявления в 2014, не предоставлялась, тем самым возможность получения иными сотрудниками, вставшими на учет позже истца, единовременной выплаты ранее него, не подтверждена.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для вывода о нарушении со стороны ответчиков прав истца на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты подачи им заявления, как и необходимости внесения изменений в присвоенный уникальный номер при формировании базы данных, не имеется.

В этой связи решение суда и дополнительное решение суда в части удовлетворения требований Шайхиева В.Г. к ГУ МВД России по Пермскому краю не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене (п.п.2,4 п.1 ст.330 ГПК РФ) с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Шайхиева В.Г. к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления 23.12.2014, внесении изменения в дату постановки на учет путем изменении уникального номера. В остальной части решение суда об отказе в удовлетворении требований истца к МВД РФ подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г.Перми от 05 августа 2021 года и дополнительное решение Свердловского районного суда г.Перми от 17 декабря 2021 года в части удовлетворения требований Шайхиева Василия Галимзяновича отменить.

Принять в данной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Шайхиева Василия Галимзяновича к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления 23.12.2014, внесении изменения в дату постановки на учет путем изменении уникального номера – отказать.

В остальной части решение суда и дополнительное решение суда – оставить без изменения.

Председательствующий - подпись

Судьи подписи

33-2632/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шайхиев Василий Галимзянович
Ответчики
ГУ МВД РФ по ПЕрмскому краю
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Другие
Чепкасова Юлия Наилевна
Рогожникова Екатерина Юрьевна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Лапухина Евгения Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
21.02.2022Передача дела судье
14.03.2022Судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
22.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2022Передано в экспедицию
16.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее