дело № 2-571/2019
УИД 56RS0015-01-2019-000674-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кувандык 19 августа 2019 года
Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Полтевой В.А.,
при секретаре Юдиной Т.С.,
с участием истца Сошниковой Л.А. и ее представителя по устному ходатайству Самойловой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сошниковой Л.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Оренбургской области, администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании права собственности на занимаемое жилое посещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Сошникова Л.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Оренбургской области, администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, в обоснование требований ссылаясь на то, что на основании решения Кувандыкского городского Совета народных депутатов Оренбургской области от 11 марта 1987 года № 69 ей выдан ордер № 4080 от 27 апреля 1987 года на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанная квартира трехкомнатная, общей площадью 51,6 кв.м., кадастровый №, расположена на первом этаже жилого дома с кадастровым номером №, в пределах которого расположено указанное жилое помещение. Ввиду ошибки, допущенной при инвентаризации в 1997 году, жилое помещение № в указанном доме учтено в ЕГРН за №. Они совместно с членами своей семьи постоянно проживают и зарегистрированы в данной квартире, оплачивают коммунальные платежи. Согласно ответу администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 27 февраля 2019 года вышеуказанная квартира в реестре муниципальной собственности (казне) не числится. Из ответа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области следует, что данная квартира не проходила процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области. Впоследствии ей пояснили, что Орское отделение Южно-Уральской железной дороги, являющееся балансодержателем недвижимого имущества, не оформило передачу жилого фонда в муниципальную собственность в соответствии с требованиями законодательства. Ранее она в приватизации не участвовала, указанное жилое помещение в настоящее время фактически занимает на условиях социального найма. Просит суд признать за ней право собственности на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В судебном заседании истец Сошникова Л.А. и ее представитель Самойлова Н.Л. заявленные исковые требования поддержали по изложенным в иске доводам и основаниям и уточнили, просили также указать, что данное решение суда будет являться основанием для государственного кадастрового учета объекта недвижимости – квартиры с кадастровым номером № и регистрации права частной собственности истца на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Истец также пояснила, что в 2000-х гг. данный жилой дом был передан в МУП «ЖКХ» г. Кувандыка, и именно туда жители всех четырех квартир вносили все платежи – за пользование квартирой, за оплату коммунальных услуг. После 2008 года дом стал ничейным, никто за ним не следит, косметический ремонт они с жильцами проводят своими силами. Она неоднократно обращалась в администрацию МО, но там ей отвечали, что квартира не является собственностью администрации, и в приватизации отказали. Из ответов других ведомств также поступили сведения о том, что квартира не является государственной собственностью либо собственностью субъекта. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Оренбургской области и администрация муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, поскольку указанное имущество в соответствии с законом должно было быть передано в собственность муниципального образования.
Определением суда от 16 июля 2019 года, вынесенным протокольно, к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Кислова В.В.
Определением суда от 01 августа 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Третье лицо Кислова В.В. в судебном заседании 01 августа 2019 года против удовлетворения заявленных исковых требований с учетом их уточнения не возражала.
Представители ответчиков Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Оренбургской области, администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, представитель третьего лица ОАО «РЖД» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Из письменных возражений на иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Оренбургской области следует, что последнее полагает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку, в силу положений Приложения 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, относится к муниципальной собственности. В связи с указанным, отсутствие спорной квартиры в реестре муниципальной собственности не свидетельствует о том, что данное жилое помещение не является объектом муниципальной собственности.
В письменном отзыве на иск администрация муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области указала на необходимость оставления иска Сошниковой Л.А. без рассмотрения по существу ввиду несоблюдения ею обязательного досудебного порядка рассмотрения спора и непредставления сведений об отказе в приватизации спорного жилого помещения. Также ссылались на то, что не являются надлежащим ответчиком по указанному спору, поскольку жилой дом, расположенный по <адрес>, согласно Свидетельству от 09 октября 2000 года № 004210 и перечню объектов недвижимости вошел в перечень имущества, находящегося в федеральной собственности, и был передан в пользование МУП «ЖКХ» г. Кувандыка.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в письменном отзыве на иск указал, что жилой дом, расположенный по <адрес> до 1997 года относился к ведомственному железнодорожному жилищному фонду, принадлежал на праве собственности государству (Российской Федерации) и находился в хозяйственном ведении ФГУП «ЮУЖД МПС РФ». Согласно договору № 9 от 31 августа 1997 года ФГУП «ЮУЖД МПС РФ» передало в муниципальную собственность г. Кувандыка жилой фонд, в том числе и спорное жилое помещение, то есть, спорная квартира перешла из государственной собственности в муниципальную. По какой причине муниципалитет не зарегистрировал право собственности на указанный объект, неизвестно.
ОАО «РЖД» было создано 01 октября 2003 года на основании Постановления Правительства РФ № 585 от 18 сентября 2003 года путем включения имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал общества. Способ образования ОАО «РЖД» - создание юридического лица путем учреждения вновь. В перечень имущества, внесенного в уставный капитал ОАО «РЖД», не вошли объекты, непосредственно не связанные с организацией движения поездов, маневровой работой и т.п., то есть, жилой фонд, объекты коммунально-бытового назначения не были включены в уставный капитал. С учетом изложенного, ОАО «РЖД» не имеет никаких правопритязаний на спорную квартиру и оставляет разрешение спора на усмотрение суда.
Третьи лица Сошников О.Ю. и Сошников Е.Ю. в судебное заседание также не явились, в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие и удовлетворении заявленных Сошниковой Л.А. требований.
Руководствуясь положениями ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статьей 2 Закона о приватизации жилищного фонда определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения (второй абзац ст. 4 указанного Закона).
Таким образом, по смыслу данных норм приватизации подлежат жилые помещения, предоставленные по договору социального найма.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст.57, ст. 63 Жилищного кодекса РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 6 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 8 Закона о приватизации жилищного фонда решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением исполкома Кувандыкского городского Совета народных депутатов Оренбургской области № 204 от 29 мая 1985 года рассмотрено ходатайство администрации ПЧ-22 и утвержден акт выбора земельного участка под строительство 4-квартирного жилого дома по <адрес>
Решением исполкома Кувандыкского городского Совета народных депутатов Оренбургской области № 381 от 17 декабря 1986 года утвержден акт госкомиссии по приемке в эксплуатацию 4-квартирного жилого дома по <адрес> на 191 км. с оценкой «хорошо». Администрации 22 дистанции пути разрешено заселение дома в установленном порядке.
Согласно выписке из протокола заседания профкома 22 дистанции пути от 10 апреля 1986 года, рассмотрев заявления обратившихся о выделении квартир в доме по <адрес> профком постановил: выделить квартиры: № – Сошниковой Л.А. – 3-комнатную, 41,6 кв.м., состав семьи 5 человек; № – ФИО5 – 2-комнатную, 35,8 кв.м.. состав семьи 2 человека; № – ФИО6 – 2-комнатную, 35,4 кв.м., состав семьи 3 человека; № – ФИО7 – 3-комнатную, 44,9 кв.м., состав семьи 5 человек.
Решением Кувандыкского городского Совета народных депутатов Оренбургской области № 69 от 11 марта 1987 года Сошниковой Л.А. и членам ее семьи (состав семьи 5 человек) предоставлена квартира жилой площадью 41,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>А, <адрес>.
27 апреля 1987 года Сошниковой Л.А. выдан ордер № на указанное жилое помещение. В качестве членов семьи в ордере указаны супруг ФИО20 и дети Сошников О.Ю., ФИО21 и Сошников Е.Ю.
Из поквартирной карточки на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, следует, что в указанной квартире жилой площадью 41,6 кв.м. проживают и зарегистрированы с 06 декабря 1996 года наниматель Сошникова Л.А., супруг ФИО8 (умер в ДД.ММ.ГГГГ сыновья ФИО9 (умер в ДД.ММ.ГГГГ ФИО14, ФИО13 Основание вселения – ордер № от 27 апреля 1987 года.
Из инвентарного дела на жилой дом, расположенный по <адрес>, следует, что указанный жилой дом поставлен на учет 19 декабря 1997 года, правообладатель – ПЧ-22. На основании распоряжения от 1463-р от 27 декабря 2000 года собственником жилого дома является Российская Федерация. Жилой дом является четырехквартирным: <адрес> (жилая площадь 40,0 кв.м.) занята ФИО18, <адрес> (жилая площадь 37,1 кв.м.) - не указано, <адрес> (жилая площадь 35,0 кв.м.) – ФИО22, <адрес> (жилая площадь 38,4 кв.м.) – Сушниковыми (так в техническом паспорте).
Из выписки ЕГРН от 31 мая 2019 года следует, что <адрес> кадастровым номером № имеет общую площадь 52,4 кв.м., расположена на 1 этаже жилого дома с кадастровым номером №. Сведения, необходимые для заполнения раздела « «Сведения о зарегистрированных правах», отсутствуют. План расположения указанной квартиры соответствует плану расположения из инвентарного дела от 19 декабря 1997 года, в котором <адрес> значится за Сошниковыми.
Согласно паспорту истца, она зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 06 декабря 1996 года. Третьи лица Сошников О.Ю. и Сошников Е.Ю. зарегистрированы по указанному адресу с 28 июля 2008 года и с 17 февраля 2001 года соответственно.
Согласно свидетельству о смерти №, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о смерти № №, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из реестра муниципальной собственности (казны) муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области № 32 от 27 февраля 2019 года следует, что объект недвижимости – жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности (казны) муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области не значится.
Из ответа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 14 марта 2019 года в адрес Сошниковой Л.А. следует, что объект недвижимости – жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не проходил процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области.
Согласно сведениям филиала ФГУП «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области от 10 июня 2019 года, сведения о регистрации права собственности на недвижимое имущество за Сошниковой Л.А. в ЕГРН отсутствуют.
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области, наделенным полномочиями территориального органа Министерства государственного имущества Российской Федерации, № 1032-р от 09 октября 2000 года постановлено выдать Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» г. Кувандыка свидетельство № 004210 о внесении федерального имущества, переданного МУП «ЖКХ», в реестр федерального имущества. Также указано, что при изменении формы собственности объекта учета или прекращении статуса юридического лица, его ликвидации МУП «ЖКХ» г. Кувандыка необходимо вернуть свидетельство с копией основания возврата в КУГИ.
Согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества, реестровый номер 05600651, от 09 октября 2000 года, выданному Комитетом по управлению государственным имуществом Оренбургской области, наделенным полномочиями территориального органа Министерства государственного имущества Российской Федерации, Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» г. Кувандыка передано в пользование имущество согласно реестру.
Из выписки из государственной базы данных реестра федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области – Перечня объектов недвижимости федеральной собственности, переданных в пользование МУП «ЖКХ» г. Кувандыка от 13 сентября 2000 года, следует, что в указанный реестр включен жилой дом по <адрес> (номер по порядку 14).
Согласно выписке ЕГРЮЛ от 19 августа 2019 года, МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» г. Кувандыка прекратило деятельность 15 июля 2008 года в связи с ликвидацией.
В материалы дела истцом также представлены сведения об обращении в администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области с заявлением о приватизации спорной квартиры и об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг по указанному адресу.
В судебном заседании были допрошены свидетели.
Свидетель ФИО10 суду пояснил, что с 1995 года проживает в <адрес>, с указанного времени знает Сошниковых как соседей, которые живут там давно. Ему известно, что данная квартира предоставлена им от железной дороги. Приватизирована ли квартира, ему неизвестно.
Свидетель ФИО11 суду пояснил, что Сошникова Л.А. его родная сестра. В 80-х гг. она работала на железной дороге, которая в 1986 году построила дом по <адрес>, и ее семье от предприятия дали указанную квартиру, в которой все это время Сошникова Л.А. проживает. Приватизирована ли квартира, он пояснить не может.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Из приведенных выше положений норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что приватизация государственного предприятия, независимо от того, когда она была произведена, не влияет на жилищные права граждан, вселенных в установленном законом порядке в помещения государственного жилищного фонда до приватизации государственного предприятия.
Таким образом, в результате передачи жилого дома по <адрес>, в котором находится спорная квартира, в федеральную собственность указанная квартира поступила как составная часть данного дома.
Судом также установлено, что при инвентаризации жилого дома в 1997 году, постановке спорной квартиры на учет и внесении сведений о ней в ЕГРН была допущена техническая ошибка, а именно, неверно указан ее номер – 4 вместо правильного номера 1, что следует из представленных в материалы дела сведений, согласно которым, истцу Сошниковой Л.А. была предоставлена <адрес>.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и исходит из того, что в материалы дела не представлено доказательств о том, что спорное жилое помещение является ведомственным, либо было в установленном законом порядке отнесено к специализированному жилищному фонду, либо находится в аварийном состоянии либо в общежитии; напротив, из материалов дела следует, что спорная квартира служебным жилым помещением и собственностью ОАО «РЖД», с которым истец на момент вселения состояла в трудовых отношениях, не является.
Основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) в соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшими на момент предоставления спорного жилого помещения Сошниковой Л.А., являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.
Представленными в материалы дела выпиской из протокола заседания профкома ПЧ-22 от 10 апреля 1986 года и решения исполкома Кувандыкского городского Совета народных депутатов Оренбургской области от 11 марта 1987 года подтверждается, что спорная <адрес> предоставлена Сошниковой Л.А. на условиях договора социального найма.
Сошникова Л.А. ранее право на приватизацию не использовала.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно абзацу 20 пункта 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018 года) (далее - Закон № 122-ФЗ) решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432 (в ред. от 21.12.2018 года) осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство).
Пунктом 5.3 названного Положения установлено, что Росимущество в том числе осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно п. 4.1.1. Положения «О Территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области» (утв. Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 278) территориальный орган самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
В пункте 4.2.5. указанного Положения определено, что территориальное управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Поскольку материалами дела установлено, что жилой дом по <адрес>, в котором находится спорная квартира, 09 октября 2000 года внесен в реестр федерального имущества, следовательно, Территориальное управление является уполномоченным представителем собственника имущества, и именно оно вправе принимать решения о распоряжении спорным жилым помещением, то есть, является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Представленный в материалы дела представителем ОАО «РЖД» договор № 9 от 31 августа 1997 года обстоятельств передачи спорного жилого помещения в собственность администрации г. Кувандыка из федеральной собственности не подтверждает, поскольку в данном договоре отсутствует указание на конкретное имущество, переданное в муниципальную собственность. В договоре содержатся лишь сведения о передаче жилого фонда в объеме 41095 кв.м. Акт приемки-передачи жилых домов ст. Кувандык 1997 года, без точной даты, указанного обстоятельства также не подтверждает, поскольку данные о передаваемом имуществе и адресе его нахождения не конкретизированы, описание объектов недвижимости отсутствует, указано лишь на то, что переданы жилые дома в количестве 54 штук, общей площадью 39160,9 кв.м.
Представленное в материалы дела Территориальным управлением распоряжение ТУ Росимущества по Оренбургской области № 808-р от 24 июля 2008 года «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Медногорск Оренбургской области» о передаче в муниципальную собственность четырехквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, также не подтверждает доводов данного ответчика о том, что спорная квартира не является федеральной собственностью и не свидетельствует о необоснованности требований истца к указанному ответчику, поскольку по данному распоряжению в собственность иному муниципальному образованию передано иное жилое помещение.
При этом, судом отклоняются как несостоятельные доводы Территориального управления о том, что информацией о передаче указанного имущества в федеральную собственность до направления Свидетельства и выписки из реестра федерального имущества в адрес ответчика последний не располагал. Суд полагает, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что собственником спорной квартиры является администрация Муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области.
Основания и порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность установлены в части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, исходя из которой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1) и Приложения № 3 к указанному постановлению определено, что жилищный и нежилой фонд подлежат передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к указанному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно абзацу 2 пункта 1 Приложения № 3 к Постановлению № 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Таким образом, право собственности на жилищный фонд, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения возникает у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность принять объект в муниципальную собственность возникает у муниципального образования в силу закона и на основании соответствующих решений федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с Приказом № 11 от 04 декабря 2013 года «О распределении обязанностей» на заместителя руководителя Территориального управления возложено руководство деятельностью в соответствии с Положением о Территориальном управлении ФАУГИ в Оренбургской области, в том числе, по вопросам передачи недвижимого имущества с федеральной формой собственности, из федеральной собственности в собственность субъекта РФ и муниципальную собственность.
Между тем, с учетом того, что спорное жилое помещение в 2000 году было отнесено к федеральному имуществу и внесено в соответствующий реестр, решения федерального органа исполнительной власти о передаче указанного имущества в собственность муниципального образования в материалы дела не представлено, доводы Территориального управления об обратном несостоятельны.
Отсутствие у Территориального управления сведений о нахождении спорной квартиры в федеральной собственности не является основанием для отказа в удовлетворении требований к нему истца, которому не может быть отказано в приватизации занимаемого им жилого помещения на предусмотренных Законом о приватизации условиях, если истец обратился с таким требованием. Отсутствие данной информации не исключает принадлежность спорной квартиры к собственности РФ по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, регулирующим данный вид правоотношений.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, в исковых требованиях Сошниковой Л.А. к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области надлежит отказать как к ненадлежащим ответчикам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сошниковой Л.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Оренбургской области удовлетворить.
Признать за Сошниковой Л.А. право собственности в порядке приватизации на трехкомнатную квартиру с кадастровым номером № общей площадью 51,6 кв.м., расположенную на первой этаже одноэтажного жилого дома с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Сошниковой Л.А. к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области отказать.
Решение суда является основанием для государственного кадастрового учета (учета изменений сведений ЕГРН) и государственной регистрации права собственности за Сошниковой Л.А. на трехкомнатную квартиру с кадастровым номером №, общей площадью 51,6 кв.м., расположенную на первой этаже одноэтажного жилого дома с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: В.А. Полтева
В окончательной форме решение принято 26 августа 2019 года.
Председательствующий: В.А. Полтева