Дело №а-525/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2020 года г.Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Анякиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Эмировой З. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании отказа незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Эмирова З.А. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит: признать незаконным отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: г.Севастополь, в районе 7-го км <адрес>, обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Требования мотивированы тем, что приказом Главного управления Госземагенства в г.Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ №СВ/8536390700:33:001/00000125 Эмировой З.А. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка ориентировочной площадью 0,0900 га по адресу: г. Севастополь, в районе 7-го км <адрес>. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах ранее существовавшего земельного участка, находившегося в пользовании ЧАО «Севастопольский». Административный истец так же указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ЧАО «Севастопольский» добровольно отказался от пользования земельным участком. На основании указанного заявления Главным управлением Госземагенства в г. Севастополе был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому прекращено право постоянного пользования земельным участок ЧАО «Севастопольский», площадью 25,3374 га, предоставленного для ведения товарного сельскохозяйственного производства, (кадастровый №), расположенного г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ЧАО «Севастопольский», участок №, земельный участок был передан в состав земель запаса сельскохозяйственного назначения государственной собственности.
Административный истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе 7-го км <адрес>, площадью 900 кв.м., однако истцу было отказано по причине того, что при рассмотрении материалов, представленных для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, было выявлено полное пересечение испрашиваемого земельного участка с земельным участком, учтенным в ЕГРН под кадастровым номером 91:01:059001:395. Истец считает данное решение ответчика незаконным, поскольку такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги не соответствует действующему законодательству.
В судебном заседании представитель административного истца Рахмаков Е.В. исковые требования просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что административный ответчик и заинтересованное лицо извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
В соответствии с ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, в частности, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (ч.4 ст.11.10 ЗК РФ).
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.13 ст.11.10 ЗК РФ).
Пунктом 1.1. Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 883-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя" определено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 9052-РДЗ, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Порядком разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Севастополя административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций), утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 90, Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 883-ПП, утвержден административный регламент (далее по тексту Административный регламент) предоставления государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" данным органом.
Таким образом, между административным истцом и административным ответчиком возникли публичные правоотношения, поскольку при предоставлении государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, как орган властных полномочий действовал императивно по отношению к административному истцу.
Согласно п.2.2. Административного регламента, ответственным органом исполнительной власти за предоставление государственной услуги является Департамент. При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с МФЦ, Управлением государственной регистрации права и кадастра по г. Севастополю (далее - Севреестр), Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя.
В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом Главного управления Госземагенства в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ № СВ/8536390700:33:001/00000125 Эмировой З.А. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка ориентировочной площадью 0,0900 га по адресу: г.Севастополь, в районе 7-го км <адрес>.
Согласно проекту землеустройства по отведению земельного участка для ведения индивидуального садоводства по адресу: г. Севастополь, в районе 7-го км <адрес> гр. Эмировой З.А., испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, находившегося в пользовании ЧАО «Севастопольский».
ДД.ММ.ГГГГ ЧАО «Севастопольский» добровольно отказался от пользования земельным участком, о чем частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Кузьменко Н.П., было удостоверено заявление директора ЧАО «Севастопольский» о прекращении права постоянного пользования на земельный участок с кадастровым номером 8536300000:001:0176 целевое назначение которого «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», площадью 25.3374 га, который принадлежит ЧАО «Севастопольский» согласно государственному акту на право постоянного пользования землей серии 1-КМ № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Книге записей актов на право постоянного пользования землей за № и принять в земли запаса государственной собственности.
Как следует из приказа Главного управления Госземагенства в г.Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ №, право постоянного пользования земельным участок ЧАО «Севастопольский», площадью 25,3374 га, предоставленного для ведения товарного сельскохозяйственного производства, (кадастровый №), расположенного г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ЧАО «Севастопольский», участок №, было прекращено. Земельный участок был передан в состав земель запаса сельскохозяйственного назначения государственной собственности.
С целью завершения оформления права на земельный участок ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе 7-го км <адрес>, площадью 900 кв.м.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ исх-14644\19 Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в предоставлении государственной услуги отказано на основании пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ в связи с выявлением при рассмотрении материалов, представленных для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, полного пересечения испрашиваемого земельного участка с земельным участком, учтенным в ЕГРН под кадастровым номером 91:01:059001:395.
Статьей 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу п.1 ст.12 Закона города Севастополя №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пунктов 1, 8 статьи ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 2, 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 указанной статьи Земельного кодекса РФ установлен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В свою очередь статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В судебном заседании подтверждено и не оспаривалось сторонами, что испрашиваемый земельный участок, согласно данных публичной кадастровой карты Российской Федерации, полностью пересекается с земельным участком, учтенным в ЕГРН под кадастровым номером 91:01:059001:395.
Поскольку испрашиваемый истцом земельный участок площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, в районе 7-го км <адрес>, полностью пересекает границы земельного участка, учтенного в ЕГРН под кадастровым номером 91:01:059001:395, суд приходит к выводу о законности и обоснованности отказа административного ответчика в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Вместе с тем по данному делу административный истец Эмирова З.А. обратился с заявлением о защите своего нарушенного субъективного гражданского права собственности на земельный участок, ссылаясь на нормы Гражданского и Земельного Кодекса Российской Федерации.
Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действие (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, должна осуществляться способами, установленными гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
В соответствии с абз. 6 статьи 12 и статьей 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав. Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02 2009 года № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», судам следует иметь в виду правильное определение ими вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина, или организации, не согласных с решением, действием (бездействием) указанных органов и должностных лиц, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
Из приведенных выше положений закона, конституционно-правовых позиций Конституционного суда РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что предусмотренный главой 22 КАС РФ порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не подлежит применению в тех случаях, когда имеет место обращение в суд за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В ходе судебного разбирательства установлено соответствие оспариваемого решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя требованиям закона.
Отказ административного ответчика в удовлетворении заявления Эмировой З.А. вынесен в пределах его полномочий. Оспариваемое решение содержит законное основание отказа для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на нормы права.
Учитывая изложенное, исковые требования о признании незаконным отказа административного ответчика удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении исковых требований Эмировой З. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании отказа незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2020
Судья подпись В.В. Просолов