Дело № (2-3514/2023)
УИД 26RS0017-01-2023-004823-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«08» февраля 2024 года город-курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,
при секретаре судебного заседания Филатовой Т.В.,
с участием помощника прокурора города Кисловодска Зайцевой П.Н.,
истца Лещинской И.Е. в интересах малолетней Лещинской К.Р.,
представителя ответчика Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска Камбиевой М.К., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании с ведением аудиопротоколирования в зале суда гражданское дело по иску прокурора города Кисловодска в интересах несовершеннолетнего к Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор города Кисловодска в интересах малолетней Лещинской Киры Романовны в лице законного представителя малолетнего Лещинской Ирины Евгеньевны обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о взыскании компенсации морального вреда в размере 20000,00 руб. в пользу малолетней Лещинской Киры Романовны.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор в исковом заявлении пояснил, что в прокуратуре города Кисловодска по обращению Лещинской И.Е. в интересах малолетней Лещинской К.Р., 25.03.2016 года рождения, проведена проверка исполнения должностными лицами администрации города-курорта Кисловодска и ее структурных подразделений требований законодательства об ответственном обращении с животными, по результатам который выявлены нарушения.
Гарантированные ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний.
Нормативное - правовое регулирование организации и проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляется в соответствии с Законом Ставропольского края от 6 октября 2015 г. № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее Закон №90-кз), Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 13.02.2020 №71-п.
Согласно ст. 1 Закона № 90-кз организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
В силу положений пп. 38 п. 2 ст. 45 Устава городского округа города- курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска от 27.03.2019 № 27-519, к полномочиям администрации города-курорта Кисловодска относится в том числе, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27.10.2021 № 23-621, Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска является отраслевым (функциональным) органом администрации города-курорта Кисловодска, иным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа в области жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства на территории городского округа города- курорта Кисловодска.
Согласно п. 3.1.11 Положения в целях реализации задач, указанных в разделе 2 указанного положения, УГХ организует выполнение работ по уборке и санитарной очистке городской территории, отлову безнадзорных животных и осуществляет контроль за выполнением таких работ.
Прокуратурой города по поступившему обращению Лещинской И.Е. в интересах малолетнего ребенка Лещинской К.Р., <данные изъяты>, установлено, что согласно информации от 21.09.2023, представленной ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница» в указанное учреждение за медицинской помощью обратилась малолетняя Лещинская К.Р. с жалобами на укушенную рану безнадзорной собакой. Произведена обработка раны малолетней Лещинской К.Р., в течение 90 дней проводится курс лечебно-профилактических прививок КОКАВ с целью недопущения заражения бешенством.
Согласно доводам обращения, а также материалам проверки данная рана получена в результате нападения безнадзорной собаки по адресу: г. Кисловодск, пер. <данные изъяты> чем малолетней причинен вред здоровью, что свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами возложенных на них обязанностей, и повлекло негативные последствия в виде причинения вреда здоровью. В результате данного происшествия малолетнему Лещинской К.Р. причинены физические и нравственные страдания, ребенок испытал психологическую травму, у него имеется чувство страха, испуг при виде собак, размер компенсации морального вреда истцом оценивается в 20000руб.
В судебном заседании помощник прокурора города Кисловодска Зайцева П.Н. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Лещинская И.Е. в судебном заседании исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска Камбиева М.К. просила отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснила, что в адрес администрации либо Управления городского хозяйства обращения по поводу безнадзорной собаки по указанному адресу не поступало, следовательно, никаких предписаний разобраться со сложившейся ситуацией у управления не имеется. Пояснила, что администрация города-курорта и управление действуют в рамках Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В целях исполнения Закона № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» Управление заключает муниципальные контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в городе-курорте Кисловодске. Представила суду заключенные в 2023 году три муниципальных контракта № 3е-п от 23.01.2023, № 5 от 21.03.2023, № 42 от 20.11.2023, с приложениями, пояснив, что в соответствии с условиями контракта по результатам выполненных работ составляются соответствующие акты выполненных работ. В материалы дела истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что укус ребенку был нанесен именно безнадзорной собакой, вина УГХ администрации г.Кисловодска не установлена.
Представитель третьего лица администрации города-курорта Кисловодска, представитель органа опеки и попечительства управления образования администрации города-курорта Кисловодска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в отсутствие либо отложении судебного заседания не ходатайствовали.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указанный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно положениям ст. 1 Закона № 52-ФЗ безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Гарантированные ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона №52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области обращения с животными регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Нормативно-правовое регулирование организации и проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляется в соответствии с Законом Ставропольского края от 06.10.2015 № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее - Закон № 90-кз), Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 13.02.2020 №71-п.
Согласно ст. 1 Закона № 90-кз организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
В силу положений пп. 38 п. 2 ст. 45 Устава городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска от 27.03.2019 № 27-519, к полномочиям администрации города-курорта Кисловодска относится в том числе, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27.10.2021 № 23-621, Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска является отраслевым (функциональным) органом администрации города-курорта Кисловодска, иным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа в области жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства на территории городского округа города- курорта Кисловодска.
Согласно п. 3.1.11 указанного Положения в целях реализации задач, указанных в разделе 2 указанного положения, УГХ организует выполнение работ по уборке и санитарной очистке городской территории, отлову безнадзорных животных и осуществляет контроль за выполнением таких работ.
Статья 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав называет компенсацию морального вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший наряд) с возмещением причиненного ему’ имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой города по поступившему обращению Лещинской И.Е. в интересах малолетней Лещинской К.Р., 25.03.2016 года рождения установлено, что согласно информации от 21.09.2023, представленной ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница» в указанное учреждение за медицинской помощью обратилась малолетняя Лещинская К.Р., с жалобами на укушенную рану безнадзорной собакой.
Согласно ответу главного врача ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница» Шевченко Д.В. от <данные изъяты> на требование прокурора г. Кисловодска № Исорг-<данные изъяты> от 18.09.2023 следует, что за период с апреля по сентябрь 2023 года обратившихся несовершеннолетних за медицинской помощью в связи с укусами безнадзорных собак 61 человек.
Как следует из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях <данные изъяты> Лещинской Киры Романовны <данные изъяты> года рождения, последняя обратилась в больницу <данные изъяты> с укушенной раной левой голени.
Согласно сведениям ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница» Травмпункт при первичном осмотре травматологом-ортопедом от 21.09.2023 Лещинская Кира Романовна обратилась с жалобами на боли в области н/3 левой голени, со слов в переулке Родниковском г. Кисловодска ее укусила неизвестная собака, с диагнозом: укушенная рана левой голени.
Как следует из справки врача-травматолога при повторном осмотре травматологом Лещинской К.Р. с диагнозом: укушенная рана левой голени, последней проведена профилактика бешенства КОКАВ, рекомендовано наблюдение и назначена дата следующей явки для осмотра.
В судебном заседании установлено, что данная рана получена малолетней Лещинской К.Р. в результате нападения безнадзорной собаки в районе пер. Родниковский, г. Кисловодска, чем малолетней Лещинской К.Р.. причинен вред здоровью, что свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами возложенных на них обязанностей, и повлекло негативные последствия в виде причинения вреда здоровью малолетней.
В судебном заседании также установлено, что Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска заключены муниципальные контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в городе-курорте Кисловодске. Так в 2023 году управлением было заключено три муниципальных контракта №3 е-п от <данные изъяты>, что подтверждается копиями муниципальных контрактов, актами о возврате животных без владельцев в приют для животных, протоколами отлова, актами отлова и транспортировки без владельцев в приют для животных.
Вместе с тем, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что принятые меры управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска по отлову животных без владельцев недостаточны. Деятельность по обращению с животными без владельцев должным образом не осуществляется, не обеспечивается оперативное реагирование на поступающие сигналы о скоплении животных без владельцев. В данном конкретном случае усматривается причинно-следственная связь между бездействием структурного подразделения органа местного самоуправления и нападением безнадзорной собаки на малолетнего ребенка.
С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, обстоятельств получения физических и нравственных страданий потерпевшей, характером и степенью наступивших последствий, личностных особенностей потерпевшей, являющегося малолетней, а также требований разумности и справедливости, суд считает исковое требование прокурора города Кисловодска в интересах малолетней Лещинской К.Р. в лице законного представителя Лещинской И.Е. о взыскании в качестве компенсации причиненного морального вреда 20000 рублей обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора города Кисловодска в интересах малолетней к Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить.
Взыскать с Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска в пользу малолетней - Лещинской Киры Романовны, 25.03.2016 года рождения, в лице ее законного представителя, матери - Лещинской Ирины Евгеньевны, <данные изъяты>, проживающей <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 20000,00 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Ставропольский краевой суд через Кисловодский городской суд.
Мотивированное решение составлено 14.02.2024.
Председательствующий судья Т.С. Ивашина