№ 33-36050/2024
Судья: Звягинцева Е.А. УИД N 50RS0035-01-2023-010551-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 октября 2024 года г.Красногорск Московской области
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шилиной Е.М.,
судей Баринова С.Н., Галановой С.Б.,
при ведении протокола секретарем Варковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-340/2024 по исковому заявлению Белошапко А. А. к Министерству социального развития Московской области, Окружному управлению социального развития № 16 Министерства социального развития Московской области о признании незаконным распоряжения, обязании включить в список,
по апелляционной жалобе Министерства социального развития Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 20 марта 2024 г.,
заслушав доклад судьи Шилиной Е.М.,
объяснения представителя Белошапко А.А. - Бартенева Д.Г.,
установила:
Белошапко А.А., <данные изъяты> рождения, обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, Окружному управлению социального развития № 16 Министерства социального развития Московской области в котором просил признать незаконным Распоряжение Окружного управления социального развития № 16 Министерства социального развития Московской области от <данные изъяты> г. N <данные изъяты> об отказе ему во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет в городском округе <данные изъяты>; и обязать ответчика включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городском округе <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указано, что Белошапко А.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельству о рождении в графе «мать» указана «Белошапко И. В.», в графе «отец» стоит прочерк. Местонахождение матери истцу не известно.
Решением Подольского городского суда Московской области от 20 марта 2024 г.исковые требования удовлетворены, признано незаконным Распоряжение Окружного управления социального развития № 16 Министерства социального развития Московской области от <данные изъяты> г. N <данные изъяты> об отказе Белошапко А.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет в городском округе <данные изъяты>; на Министерство социального развития Московской области возложена обязанность включить Белошапко А.А. в указанный список для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда в городском округе <данные изъяты>.
Ответчиком заместителем начальника Окружного управления социального развития № 16 Министерства социального развития Московской Хомяковым В.И. подана апелляционная жалоба на указанное решение суда первой инстанции на предмет его отмены, как незаконного и необоснованного, поскольку судом первой инстанции не учтен тот факт, что Белошапко А.А. не были представлены документы, подтверждающие утрату (отсутствие) попечение родителей (единственного родителя).
Представители ответчиков - Министерства социального развития Московской области, Окружного управления социального развития № 16 Министерства социального развития Московской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Истец Белошапко А.А. в суд апелляционной инстанции не явился, направил своего представителя – адвоката Бартенева Д.Г., который в заседании судебной коллегии относительно доводов апелляционной жалобы возражал.
Представитель третьего лица ГБСЦСО МО «Семейный центр «Коломенский» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Учитывая, надлежащее извещение ответчиков и третьего лица о времени и месте судебного заседания, отсутствия сведений о причинах неявки, с заявлением об отложении судебного заседания ответчики не обращались, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Следует отметить, что информация о дате и времени рассмотрения дела размещается в автоматическом режиме на официальной сайте Московского областного суда в сети "Интернет", в связи с чем, участвующие в деле лица имели возможность отслеживать данную информацию дистанционно.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Белошапко А.А. родился <данные изъяты> г., о чем <данные изъяты> г. составлена актовая запись о рождении N <данные изъяты>. В графе "отец" свидетельства о рождении серии <данные изъяты> указан прочерк, в графе "мать" значится Белошапко И. В..
Белошапко А.А. является инвалидом второй группы бессрочно, установленной с детства, что подтверждается справкой сер. <данные изъяты> от <данные изъяты>
Из сообщения ГБСУСО МО «Семейный центр «Коломенский» следует, что Белошапко А.А. поступил в учреждение в декабре <данные изъяты> г. из <данные изъяты>. На основании карточки регистрационного учета Белошапко А.А. был зарегистрирован по месту жительства по адресу ГБСУСО МО «Семейный центр «Коломенский»: <данные изъяты> в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> <данные изъяты> Белошапко А.А. выбыл в ГБСУСО МО «Колычевский психоневрологический интернат». Все личные документы Белошапко А.А., включая документы, подтверждающие его статус, о месте пребывания до помещения в учреждение, сведения о биологических родителях, сведения о месте выявления, о закрепленном за ним жилом помещении, сведения о регистрации Белошапко А.А., были переданы с ним в ГБСУСО МО «Колычевский психоневрологический интернат».
Из сообщения ГБСУСО МО «Колычевский психоневрологический интернат» следует, что Белошапко А.А. проживал в данном учреждении с <данные изъяты> по <данные изъяты>, затем был переведен в ГБСУСО МО «Климовский дом-интернат для престарелых и инвалидов», где проживает до настоящего времени. При переводе все документы были переданы согласно акта приема-передачи личного дела от <данные изъяты> в ГБСУСО МО «Климовский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
При этом, ГБСУСО МО «Семейный центр «Коломенский» подтвердил, что Белошапко А.А., <данные изъяты> г. рождения, находился в учреждении в период с <данные изъяты> г. по <данные изъяты>, и является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей.
Согласно материалам дела, Распоряжением Окружного управления социального развития № 16 Министерства социального развития Московской области от <данные изъяты> г. N <данные изъяты>787Белошапко А.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет в городском округе <данные изъяты> на том основании, что истцом не представлены документы, подтверждающие право на обеспечение жилым помещением.
Это связано с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.
Восполнение реализации вышеуказанных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Критерии отнесения граждан к детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 21.12.2996 N 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Пункт 7 указанных Правил устанавливает перечень документов, прилагаемых к заявлению о включении в список заявителем, в числе которых также указано на предоставление заявителем копии документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст.40 Конституции РФ, ст. 109.1Жилищного кодекса Российской Федерации,ФЗ от 21.12.1996 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст.8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу об удовлетворении иска, при это уд обоснованно исходил из представленных доказательств, которые с достоверностью подтверждают утрату (отсутствие) у истца попечения родителей (единственного родителя), учитывая, что с <данные изъяты> г. истец находился на полном государственном обеспечении в государственных учреждениях, подтвердившим статус Белошапко А.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, а также отсутствие у Белошапко А.А. в собственности и в социальном найме жилого помещения.
Кроме того, как следует из Обзора практики рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указано, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись: - ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся, не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом Российской Федерации от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает необходимым указать, что, несмотря на то обстоятельство, что Белошапко А.А., <данные изъяты> г. рождения,обратился с заявлением о включении в список только в 2023 г., он подлежит включению в список детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку имелось бездействие органов опеки и попечительства по своевременной постановке на учет в список лиц, имеющих льготы при предоставлении жилых помещений, учитывая нахождение истца с 7-летнего возраста на полном государственном обеспечении в государственных учреждениях.
Таким образом, правовых оснований для отказа у ответчика не имелось, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно признал незаконнымРаспоряжение Окружного управления социального развития № 16 Министерства социального развития Московской области от <данные изъяты> г. N <данные изъяты> об отказе Белошапко А.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет в городском округе <данные изъяты>, возложив на Министерство социального развития Московской области обязанность включить Белошапко А.А. в указанный список для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда в городском округе Подольск Московской области.
Иное толкование заявителем норм материального права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции.
При разрешении данного спора суд правильно установил фактические обстоятельства дела, с достаточной полнотой проверил доводы истца, приведенные в исковом заявлении в обоснование заявленных требований, дал надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам, по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и, исходя из установленных по делу обстоятельств, руководствуясь требованиями закона, регулирующего данные правоотношения, правильно разрешил возникший спор.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения в обжалуемой части, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Подольского городского суда Московской области от 20 марта 2024 г.- оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 октября 2024 г.
Председательствующий судья
Судьи