Решение по делу № 33-20015/2023 от 23.11.2023

СудьяЛебедев Д.Н.                                                            Дело № 33-20015/2023

№ 2-2632/2023

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород                                                 19 декабря 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

    председательствующего                                                     Кутыревой Е.Б.

    судей                                                     Корниловой О.В., Маркиной О.Е.

    при секретаре                                                                     ФИО7

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

    по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области

    на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 07 июля 2023 года

    по иску ФИО1 к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области об обязании произвести вырубку аварийных деревьев

    заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Корниловой О.В., объяснения представителя Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области ФИО8, ФИО1, председателя СНТ «Ясная Поляна» ФИО9 судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

            ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области об обязании произвести вырубку аварийных деревьев.

В обоснование заявленных требований указал, что он, будучи председателем в [дата] году в СНТ «Ясная поляна», находящимся по адресу: [адрес], в [дата] года, выявил ряд аварийных деревьев, представляющих угрозу жизни и деятельности членов СНТ «Ясная поляна», а также их домам, системам энергообеспечения и водоснабжения СНТ. В связи с этим было направлено обращение в Богородское лесничество. Богородским лесничеством была назначена комиссия для проверки данных фактов. Была произведена выбраковка деревьев, представляющих опасность в количестве тринадцати деревьев (берез). Они были помечены и пронумерованы специальной краской. На основании проведенной проверки был составлен акт лесопатологического обследования [номер] от [дата]. лесных насаждений в Богородском районном лесничестве, утвержденный руководителем Богородского районного лесничества ФИО10. Работы должны были быть проведены в 2021 году на основании утвержденной сметы на 2021 год. Данные работы до сегодняшнего времени проведены не были. В Министерстве лесного хозяйства Нижегородской области данный факт объяснили тем, что есть постановление Министерства лесного хозяйства РФ о запрете вырубки аварийных деревьев вблизи СНТ «Ясная поляна», т.к. оно не является населенным пунктом и предложили решить вопрос в судебном порядке.

На основании изложенного, просит суд обязать Министерство лесного хозяйства нижегородской области произвести вырубку аварийных деревьев.

Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 07 июля 2023 года постановлено: исковые требования ФИО1 к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области об обязании произвести вырубку аварийных деревьев, удовлетворить.

Обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (ИНН [номер]) в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести вырубку аварийных деревьев, указанных в Акте лесопатологического обследования [номер] от [дата] лесных насаждений в Богородском районном лесничестве Нижегородской области.

В апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Законность и обоснованность решения суда проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ. С учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, изучив новые доказательства принятые для установления фактических обстоятельств по делу и проверки доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Постановленное по делу судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).

Защита лесов в силу пункта 2 части 1 статьи 60.2 ЛК РФ включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Часть 1 статьи 60.3 ЛК РФ к мерам санитарной безопасности в лесах относит: 1) лесозащитное районирование; 2) государственный лесопатологический мониторинг; 3) проведение лесопатологических обследований; 4) предупреждение распространения вредных организмов; 5) иные меры санитарной безопасности в лесах.

Согласно части 1 статьи 60.7 ЛК РФ предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение: 1) профилактических мероприятий по защите лесов; 2) санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений; 3) других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий.

Истец в соответствии со статьей 56 ГПК РФ должен доказать факт нарушения его права; наличие причинной связи между бездействиями ответчика и его нарушением.

В соответствии с ч.3 ст. 23.1. Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.

Согласно п.18 утвержденных в соответствии с частью 5 статьи 60.7 ЛК РФ Правилам осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденным приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 912 (далее Правила),

18. Результаты проверки сообщений об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений, подтверждающие наличие погибших и поврежденных лесных насаждений, а также сообщения, не проверенные в 30-дневный срок со дня их получения, должны быть использованы органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 настоящих Правил, в качестве источников информации для планирования работ при осуществлении государственного лесопатологического мониторинга.

Согласно п. 4 Правил 4. Осуществление государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается:

а) в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, и земель лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления, - Федеральным агентством лесного хозяйства;

г) в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, предназначенных для лесовосстановления, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно.

Как следует из п.5 Правил, 5. Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются:

а) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, - лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов;

б) в лесах, за исключением указанных в подпункте "а" настоящего пункта лесных участков:

в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, предназначенных для лесовосстановления, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, и земель лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, и земель лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления, осуществление полномочий по защите которых изъяты у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 13 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральным агентством лесного хозяйства;

в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, предназначенных для лесовосстановления, - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, и земель обороны и безопасности, предназначенных для лесовосстановления, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.

Согласно п. 26 Правил, к санитарно-оздоровительным мероприятиям отнесены рубка погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки воздействия неблагоприятных факторов) лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (уборка как поваленных, так и стоящих деревьев, древесина которых оставляется на перегнивание на лесосеке) (пункт 26).

Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, улучшения качества лесов, а также повышения их продуктивности.

В силу части 1, 4 статья 60.1, статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).

Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2).

Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).

Согласно части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области лесных отношений, в том числе владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление определенных полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (пункт 6 части 1).

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 указанной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3).

Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (часть 1 статьи 60.2 ЛК РФ).

Согласно статье 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:

1) лесозащитное районирование;

2) государственный лесопатологический мониторинг;

3) проведение лесопатологических обследований;

4) предупреждение распространения вредных организмов;

5) иные меры санитарной безопасности в лесах.

Меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.

По результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 3, 4 статьи 60.6 ЛК РФ).

Пунктом 1 Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.11.2020 г. N 91, (далее - Порядок) установлено, что при проведении лесопатологических обследований (далее - ЛПО) осуществляется комплекс мероприятий, включающий оценку санитарного состояния насаждений с нарушенной и утраченной устойчивостью и (или) обследование насаждений, поврежденных (пораженных) вредителями (болезнями) леса, проводимый визуальным (рекогносцировочным) и инструментальным (детальным) способами.

ЛПО проводятся в целях получения информации о текущем санитарном, лесопатологическом состоянии лесных насаждений и назначения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов (п. 8 Порядка).

Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 г. N 2047, предусмотрено, что к иным мерам санитарной безопасности в лесах относится, в том числе рубка аварийных деревьев - рубка деревьев с наличием структурных изъянов, в том числе гнилей, обрыва корней, опасного наклона, способных привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба государственному, муниципальному имуществу, а также имуществу и здоровью граждан.

Санитарно-оздоровительные мероприятия (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам лесопатологического обследования, проводятся в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее двух лет с даты проведения лесопатологического обследования (пункт 15 Правил).

Аналогичные мероприятия предусмотрены также в целях предупреждения распространения вредных организмов в лесах, что следует из Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных Приказом Минприроды России от 09.11.2020 г. N 912.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании Акта лесопатологического обследования [номер] от [дата] лесных насаждений в Богородском районном лесничестве Нижегородской области, выявлен ряд аварийных деревьев.

Как следует из указанного акта, мероприятия, необходимые для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений: своевременная вывозка заготовленной древесины, очистка лесосек осуществляется в соответствии с требованиями, приведёнными в п.30 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением правительства РФ от 20.05.2017 №607. Руководствуясь пунктом 45 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 470 от 12.09.2016 г., в целях недопущения вреда жизни и здоровью граждан или ущерба имуществу граждан и юридических лиц, рекомендуется провести рубку аварийных деревьев (л.д.5-8).

Согласно акту, имеет место опасный наклон деревьев на садовые участки, что свидетельствует о возможном причинении вреда жизни и здоровью граждан в связи с нахождением аварийных деревьев по границе с СНТ «Ясная Поляна».

Лесопатологическое обследование лесных насаждений проведено [дата] и утверждено руководителем Богородского районного лесничества. Сроки проведения мероприятий по аварийной рубке деревьев определены 2020-2021 год.

       До настоящего времени аварийная рубка деревьев не произведена, аварийные деревья имеют критичный наклон ствола который может привести к падению деревьев и причинить вред жизни и здоровью людей, их имуществу.

       Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по проведению мероприятий по осуществлению на землях лесного фонда охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, однако допускает бездействие по несвоевременному проведению рубки аварийных деревьев, что нарушает интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающею среду, экологическую безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах, суд правомерно пришел к выводу о том, что поскольку санитарно - оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях, определенные по результатам лесопатологического обследования, не были проведены ни в сроки, рекомендованные актом обследования, ни в течение двух лет с даты проведения лесопатологического обследования, требования об обязании провести данную рубку являются законными, обоснованными и отвечают принципам лесного законодательства.

Данные выводы основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка.

Ссылка апеллятора на Акт [номер]а об изменении документированной информации государственного лесного реестра (ГЛР) согласно которому имеется пересечение границ земель лесного фонда в выделе 26 квартала [номер] Богородского районного лесничества площадью 0,5463 га отклоняется, поскольку доказательств, что деревья, указанные в Акте лесопатологического обследования лесных насаждений, расположены на земельном участке не относящемуся к лесному фонду, не представлено.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на конкретные обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

           Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 07 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата].

33-20015/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Еремеевцев Александр Вениаминович
Ответчики
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
Другие
Правительство Нижегородской области
Федеральное агентство лесного хозяйства
СНТ Ясная поляна
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Корнилова Оксана Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
01.12.2023Передача дела судье
19.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2023Передано в экспедицию
19.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее